![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реально преследуем свои собственные). Уровень проработанности
Предлагаемых обществу решений, степень увязки и сбалансирован- Ности по ресурсам, срокам, исполнителям можно оценить и эту оцен- Ку использовать как критерий компетентности и степени нравствен- Ности их авторов. Ситуационный подход Важным аспектом системного подхода является ситуационный (ситу- ативный) подход, требующий рассмотрения системы как динамично Развивающегося явления, открытого воздействию внешней среды. Ситуация —сочетание условий и обстоятельств, создающих опре- Деленную обстановку, положение. Недавно вышла книга американских авторов Л. Росса и Р. Нисбет- Та23, целиком посвященная рассмотрению проблем предсказуемости и Связности поведения с точки зрения современной экспериментальной И когнитивной социальной психологии. Ее выводы позволяют обосно- Вать необходимость и принципы ситуационного подхода в исследова- Нии и прогнозировании поведения систем. Авторы обращают внима- ние на следующие уроки и выводы социальной психологии: Слабость фактора индивидуальных различий в вопросах предска- Зуемости поведения (статистическая корреляция между показате- Лями индивидуальных различий и поведением в новой ситуации Небольшая —максимум 0,30); таким образом, прогноз поведения Человека, группы в новой ситуации на основе знания только инди- Видуальных различий будет ненадежен. На поведение очень часто решающее влияние оказывают ситуа- Ционные элементы. Фундаментальная ошибка атрибуции (при- Писывания причин): чрезмерное преувеличение значимости Личностных черт, диспозиций при одновременной неспособно- Основные подходы к правильному восприятию деловых партнеров 39 сти признать важность ситуации как самостоятельного и силь- Ного фактора, влияющего на поведение. Недостаточная доказуемость влияния детских проблем и условий Воспитания на поведение во взрослом возрасте. При проведении Исследований данных явлений, возможно, сказывался эффект Пигмалиона (очень хотелось доказать гипотезу, и получаемые ре- Зультаты невольно трактовались в пользу гипотезы).
Проблема предсказуемости поведения возникает всегда, когда че- Ловек (даже хорошо знакомый) оказывается в новой ситуации (например, в опытах С. Милгрэма).24 Масштабность эффекта си- Туативных факторов должна являться предметом специального Исследования. В 60-х гг. XX столетия американский психолог С. Милгрэм провел Серию экспериментов по изучению степени влияния на поведение и моральные ценности личности ≪другого≫ или ≪других≫, иначе —дру- Гой авторитетной личности или группы. В эксперименте испытуемому предлагалось ≪учить≫ другого чело- Века, прибегая к наказанию ударом тока разной силы при проявлении ≪недостаточного прилежания≫. Удар током мог быть доведен до смер- Тельно опасной силы. Естественно, что ситуация была инсценирована, Но испытуемый об этом не знал. Так вот большинство испытуемых до- Водило степень своего воспитующего воздействия (невзирая на вопли ≪жертвы учения≫) до уровня, на котором объект их воздействия дол- Жен был бы погибнуть. Полученные результаты С. Милгрэм объяснил так: люди, живущие В обществе, склонны доверяться тем, кто им кажется авторитетным, Занимающим более высокое положение, имеющим более высокий ста- Тус, обладающим большими знаниями. Степень доверия авторитету Может простираться вплоть до нанесения под влиянием этого автори- Тета непоправимого вреда себе подобным. Сами испытуемые объясняли свое поведение следующими причина- ми: •они попали ≪в ловушку≫, изначально согласившись участвовать в Работе и следовать указаниям инструктора, а начав действовать, уже не могли остановиться, выйти из эксперимента; •обещав участвовать в эксперименте, они как бы приняли на себя Обязательство вести себя так, как потребуется экспериментатору, и эти ≪этикетные≫ правила нарушать было неприлично, неуважи- Тельно по отношению к ученому-экспериментатору. Но когда те 40 Глава 1. Что такое ≪корпоративная культура≫
Же действия производились с участием еще двух человек и те от- Казывались продолжать эксперимент при наступлении опаснос- ти для здоровья ≪жертвы≫, то и испытуемые в основном отказы- Вались продолжать опыт. Это происходило и в том случае, когда Авторитет экспериментатора подвергался кем-нибудь в группе сомнению; •если насилие совершалось не самим испытуемым, а только под Его руководством чужими руками, барьер сопротивления воле эк- Спериментатора, сострадания к объекту воздействия резко умень- Шался. Кроме того, невозможность непосредственно наблюдать Результаты своего воздействия также снижала порог сострада- ния; •отсутствие надзора за испытуемым приводило к снижению степе- ни послушания; •авторитет науки, которая как бы приняла в эксперименте ответ- Ственность на себя, влиял на испытуемых в направлении увели- Чения послушности. Этот эксперимент, как и многие другие, показывает исключительно Сильное влияние, причем отнюдь не всегда положительное, группы, Лидера, авторитета на поведение человека. Человек, обычно добро- Вольно входящий в состав группы, уже волей или неволей должен вос- Принимать культуру группы, нормы и правила, действующие в группе, Иногда ценой потери индивидуальных моральных норм. Хотя результаты научных эмпирических исследований часто про- Тиворечат житейскому опыту, люди, тем не менее, так же часто Делают правильные прогнозы на основе ошибочных убеждений и Ущербных прогностических стратегий. Таким образом, сосуще- Ствуют научная и обыденная социальная психология: в опреде- Ленных рамках, сходных ситуациях достаточно верный прогноз Можно сделать на основе житейского опыта. В основе отличий в поведении систем (людей) с позиций совре- менной социальной психологии лежат три принципа: Принцип ситуационизма (сила, тонкость и частая скрытость ситуационных факторов). По К. Левину, существуют внешне Незначительные, но, по сути, важные детали ситуации —ка- нальные факторы, открытие или закрытие, отсутствие или на- Личие которых (одобрение —неодобрение, отсутствие —на- личие плана, программы, стимула и т. п.) существенно меняет поведение; Основные подходы к правильному восприятию деловых партнеров 41 Принцип субъективной интерпретации конкретной ситуации Индивидом. Эта интерпретация —активная, она связана с при- Данием значения и является результатом многих когнитивных (связанных с мышлением) и мотивационных влияний. Интер- Претация изменчива. Понять диспозицию мотивов поведения личности легче, чем просчитать и интерпретировать ситуацию; Принцип напряженности систем: и психика человека, и соци- Альная группа —напряженные системы, поля, где имеет место Неустойчивое равновесие между побуждающими и сдержива- Ющими силами, и даже малый фактор внешней среды или си- Туационного характера может вызвать лавинную реакцию. Со- Стояние каждой части поля зависит от каждой другой части.
Для получения эффективного прогноза нужно не только ана- Лизировать стимулирующие факторы, но и сдерживающие (типа групповых норм). На пороге изменений система тем бо- Лее находится в неустойчивом равновесии. Крупные манипу- Ляции могут быть неэффективны, а малые (основанные на Факторе напряженности, использующие каналы эффективно- Сти) могут оказаться неожиданно эффективными. Антикризисный подход как аспект ситуативного Необходимо рассмотреть и место антикризисного подхода в управле- Нии организацией и персоналом. Понятие ≪кризис≫ происходит от греческого слова ≪krisis≫ и означа- Ет поворотный пункт, решение, тяжелое переходное состояние, тяже- Лое положение, острое затруднение. Состояние кризиса, т. е. острого затруднения, имманентно присуще Любой живой системе, поэтому кризисные явления в организации Должны рассматриваться как естественное состояние, связанное с он- Тогенезом (собственным развитием) и/или с внешней средой. Жизненный цикл системы состоит из периодов зарождения, эволю- ции, стабильности и инволюции (спада). Правомерно сравнение жиз-
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.123 (0.029 с.) |