Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международного Экономического права
У международного экономического права те же источники, что и у международного права в целом: международный договор и меж- дународно-правовой обычай, хотя есть определенная специфика, свя- 1 Completion of the Code of Conduct on Transnational Corporations (Doc. UN: E/C.IO. 1986). занная прежде всего с деятельностью международных экономических организаций. Основные источники ‒ многосторонние и двусторонние догово- ры, регламентирующие различные аспекты экономических отноше- ний. Экономические договоры столь же многообразны, как и много- образны международные экономические связи. Такие договоры, как торговые, инвестиционные, таможенные, расчетно-кредитные и дру- гие, содержат нормы, составляющие нормативное тело соответству- ющих подотраслей международного экономического права. Главным образом они заключаются на двусторонней основе. Среди подобных договоров выделяются качественно новые со- глашения, появившиеся во второй половине XX в., когда экономиче- ское сотрудничество государств стало все шире выходить за рамки чисто торговых связей, – соглашения об экономическом, промышлен- ном и научно-техническом сотрудничестве. Они определяют общие направления и сферы сотрудничества (строительство и реконструкция промышленных объектов, производство и поставка промышленного оборудования и иных товаров, передача патентов и иных объектов интеллектуальной собственности, совместное предпринимательство и пр.); содержат обязательства государств содействовать сотрудниче- ству между гражданами и юридическими лицами договаривающихся государств в указанных областях; определяют основы финансирова- ния и кредитования и др. Такие соглашения предусматривают созда- ние межправительственных смешанных комиссий. С развитием многостороннего экономического сотрудничества увеличивается роль многосторонних договоров. Примером универ- сального договора в сфере международной торговли является Гене- ральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г. В различ- ных юридических формах в ГАТТ участвовали более 150 государств. СССР в 1990 г. получил статус наблюдателя, однако и до сих пор Рос- сия не стала полноправным участником этого соглашения. В качестве источников международного экономического права выступают мно- госторонние договоры о создании экономических организаций (например, Бреттон-Вудские соглашения о создании МВФ и МБРР). В 1992 г. Россия стала участницей обеих организаций. Получили широ- кое распространение многосторонние соглашения по сырьевым това- рам, так называемые международные товарные соглашения. Приме- рами многосторонних договоров являются конвенции, направленные
на унификацию правовых норм, регулирующих частноправовые от- ношения в экономической сфере (например, Конвенция ООН о дого- ворах международной купли-продажи товаров 1980 г.). Из краткого перечня многосторонних договоров ясно, что в сфе- ре международного экономического сотрудничества отсутствуют многосторонние (универсальные) договоры, которые создавали бы общую правовую основу для развития такого сотрудничества. Общие положения, принципы экономического сотрудничества сформулиро- ваны лишь в многочисленных резолюциях и решениях международ- ных организаций и конференций, что является особенностью между- народного экономического права. Среди них отметим наиболее важ- ные: Женевские принципы, принятые на первой конференции ЮНКТАД в Женеве в 1964 г. («Принципы, определяющие междуна- родные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию»); Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанно- стей государств, принятые в форме резолюций Генеральной Ассам- блеи ООН в 1974 г.; резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «О ме- рах укрепления доверия в международных экономических отношени- ях» (1984 г.) и «О международной экономической безопасности» (1985 г.). Наконец, особенность международного экономического права и его источников ‒ значительная роль так называемого «мягкого» пра- ва, т. е. правовых норм, которые используют выражения типа «при- нимать меры», «содействовать развитию или осуществлению», «стремиться к осуществлению» и т. д. Такие нормы не содержат чет- ких прав и обязанностей государств, но тем не менее являются юри- дически обязательными. В соглашениях по сотрудничеству в различ- ных сферах экономических отношений нормы «мягкого» права встре- чаются довольно часто.
Цели и принципы международного экономического права оп- ределяются целями и принципами международного права в целом. Кроме того, Устав ООН уделил специальное внимание экономиче- скому сотрудничеству. Все общие принципы международного права применимы и в международном экономическом сотрудничестве. Од- новременно они формулируют специальные принципы международ- ных экономических отношений и международного экономического права. К ним относятся: – принцип всеучастия, означающий полное и эффективное уча- стие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономи- ческих проблем в общих интересах; – принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью, вклю- чающий право государства на владение, использование и эксплуата- цию природных ресурсов, право регулировать и контролировать ино- странные инвестиции и деятельность ТНК в пределах действия своей национальной юрисдикции; – принцип преференциального режима для развивающихся стран; – принцип международной социальной справедливости, означа- ющий развитие международного экономического сотрудничества на основе равенства и взаимной выгоды с предоставлением определен- ных односторонних выгод для развивающихся стран для достижения фактического равенства; – принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих к нему выхода. Кроме общих международно-правовых принципов и специаль- ных принципов международного экономического права, существуют правовые режимы, которые также служат правовой основой для осу- ществления экономического сотрудничества. Однако в отличие от принципов правовые режимы не являются общеприменимыми. Это договорные режимы, т. е. они применяются только тогда, когда заин- тересованные государства договорятся об этом. К ним можно отне- сти: режим наибольшего благоприятствования; национальный ре- жим; преференциальный режим.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.113.208 (0.005 с.) |