Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизмы международного контроля за соблюдением
ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В течение нескольких десятилетий международные организации и органы уделяют большое внимание вопросам прав человека в фор- мате общих целей Устава Организации Объединённых Наций. Под эгидой Комиссии ООН по правам человека действует проце- дура рассмотрения частных жалоб на основе резолюции Экономическо- го и Социального совета 1503 от 27 мая 1970 г. Эта процедура имеет ряд особенностей. Она является универсальной, поскольку не зависит от со- гласия государств, ей может воспользоваться гражданин любого госу- дарства. В то же время для того чтобы жалоба была рассмотрена, она должна отвечать некоторым определенным минимальным требованиям, при несоблюдении которых она будет признана неприемлемой. Эта процедура не судебная, и рассмотрение таких жалоб не име- ет, по существу, юридически обязательных последствий для соответ- ствующих государств. Однако такое рассмотрение важно для опреде- ления ситуаций, когда имеют место систематические и грубые нару- шения прав человека. В 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верховно- го комиссара по правам человека. Этот вопрос дебатировался в ООН в течение нескольких десятилетий. Позиционно, деятельность Вер- ховного комиссара по правам человека призвана содействовать улуч- шению ситуации с правами человека в мире. Контрольные механизмы по мониторингу состояния прав чело- века в тех или иных областях действуют и в специализированных учреждениях ООН. Наиболее последовательно эта работа ведется в МОТ, которая регулярно отслеживает через свои контрольные органы положение с соблюдением трудовых прав в тех или иных странах. Конвенции по правам человека универсального характера преду- сматривают, как уже отмечалось, представление и рассмотрение соот- ветствующими комитетами экспертов на регулярной основе докладов о законодательных, судебных, административных и других мерах, при- нимаемых государствами-участниками с целью выполнения своих обя- зательств. Комитеты на основе такого рассмотрения принимают развер- нутые заключения и рекомендации. Эта процедура является главной формой контроля за осуществлением соответствующих конвенций. Вместе с тем в них заложены и другие контрольные функции и механизмы для достижения поставленных в этих международно- правовых актах целей. Так, в некоторых из этих конвенций закрепле- на процедура, согласно которой государство может направлять жало- бы, касающиеся действий других государств-участников. Например, согласно Международной конвенции о ликвидации всех форм расо- вой дискриминации (ст. 11) ей может воспользоваться любое государ- ство-участник. Для этого предусматривается, в частности, создание согласительных органов. Однако к этой процедуре государства прак- тически не прибегают.
В то же время в Комитете по правам человека и других конвен- ционных органах значительное развитие получила контрольная функ- ция, связанная с рассмотрением частных жалоб. Последняя является, как уже отмечалось, факультативной и реализуется лишь после того, как согласие на рассмотрение жалоб своих граждан дало соответ- ствующее государство. При рассмотрении петиций международные конвенционные орга- ны руководствуются некоторыми критериями и прежде всего правилом о том, что такие жалобы не рассматриваются, если те, кто подал пети- цию, не исчерпали все доступные внутренние национальные средства государства по правовой защите (это правило не действует в тех случа- ях, когда применение таких средств чрезмерно затягивается). Рассмот- рев петиции и разъяснения государств по этому поводу, эти органы мо- гут делать предложения и давать рекомендации как лицам или группам лиц, их направивших, так и государствам-участникам. Данный характер процедуры дает основания считать ее полусудебной. Европейский суд по правам человека в соответствии с Конвен- цией 1950 г. признается главенствующей инстанцией, осуществляю- щей защиту прав и свобод человека. Согласно Конвенции 1950 г. в ведении Суда находятся все вопросы, касающиеся толкования и при- менения положений Конвенции и протоколов к ней. Следует отметить, что перед тем, как жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных усло- вий, обозначенных Конвенцией 1950 г. Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гаран- тируемые Конвенцией или протоколами к ней. Перечень этих прав достаточно широк, но в нем отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству государств. В част- ности, Конституция РФ (глава «Права и свободы человека и гражда- нина»), охватывая все те права человека, о которых говорит Конвен- ция, называет и некоторые другие, например, право на социальное обеспечение. Таким образом, данное право, будучи инновационным по своему содержанию, не подпадает под юрисдикцию Суда, которая основана исключительно на положениях Конвенции 1950 г.
Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпев- шего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каж- дый должен доказать свои конкретные личные претензии. В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компе- тентным государственным органом. В-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения, кото- рые имели место после даты ратификации Конвенции 1950 г. госу- дарством-участником. В-пятых, для того чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосудар- ственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты. Суд может принимать жалобы от любого физического лица, лю- бой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств-участников Конвенции 1950 г. их прав, признанных в дан- ной Конвенции или в протоколах к ней. В свою очередь, государства- участники Конвенции 1950 г. никоим образом не должны препятство- вать эффективному осуществлению этого права. Суд не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, если она является анонимной или по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предме- том другой процедуры международного разбирательства или урегу- лирования и если она не содержит новых относящихся к делу фактов. Кроме того, Суд может объявить неприемлемой любую индивидуаль- ную жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями Конвен- ции 1950 г. или протоколов к ней, явно необоснованной или злоупо- треблением правом подачи жалобы. Он может отклонить любую пе- реданную ему жалобу, которую сочтет неприемлемой, и может сде- лать это на любой стадии разбирательства. В том случае, если заявление не принимается Судом к рассмот- рению, решение относительно того, имело ли место нарушение госу- дарством-ответчиком положений Конвенции 1950 г., принимается Комитетом министров, который обращается к государству- нарушителю с предложением принять меры для восстановления нарушенного права и его соблюдения. Число судей, входящих в состав Суда, равно числу государств- участников Конвенции 1950 г. В составе Суда не должно быть более одного судьи одного и того же гражданства. Судьи избираются сро- ком на шесть лет с правом переизбрания. Они избираются Парла- ментской ассамблеей Совета Европы большинством поданных за него голосов из представленного государствами-участниками Конвенции 1950 г. списка, включающего трех кандидатов. Срок полномочий су- дей истекает по достижении ими 70 лет. Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве, не представ- ляя интересы государств, гражданами которых они являются. На про- тяжении всего срока пребывания в должности они не могут прини- мать на себя отправление функций, не совместимых с предъявляемы- ми к этой должности требованиями независимости, беспристрастно- сти и незанятости другими делами. При этом судья может быть от- странен от должности только в случае, если другие судьи большин- ством в две трети голосов принимают решение о том, что он переста- ет соответствовать предъявляемым требованиям.
Решение Суда носит окончательный характер и не подлежит обжалованию. В то же время Суд вправе возобновить разбиратель- ство, если поступают сведения о новых или вновь открывшихся об- стоятельствах, которые могли бы оказать определяющее влияние на исход дела. Решения Суда принимаются большинством голосов при- сутствующих членов. Голоса подаются в последовательности, обрат- ной порядку старшинства. Если же голоса разделились поровну, то голос председателя Суда является решающим. Касаясь вопроса о компетенции Суда, следует отметить, что со- гласно Конвенции 1950 г. под его юрисдикцию подпадают любые дела о толковании и применении Конвенции, возбужденные в установленном порядке. Кроме того, Суд может по просьбе Комитета министров выно- сить консультативные заключения по юридическим вопросам, касаю- щимся толкования положений Конвенции 1950 г. и протоколов к ней. Государства-участники Конвенции 1950 г. обязуются исполнять окончательные постановления Суда по спорам, в которых они являются сторонами. Окончательное постановление Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его исполнением. В соответствии с Конвенцией 1950 г. надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, ко- торый во исполнение этой нормы призван следить не только за свое- временной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как госу- дарство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридическое ре- шение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства- ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выхо- дит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику других государств-участников Конвенции 1950 г. Благодаря большой практике рассмотрения жалоб Европейский суд по правам человека стал значительным фактором правового разви- тия и совершенствования системы защиты прав человека в Европе, а со- зданное им прецедентное право может использоваться государствами, недавно ставшими членами Совета Европы, в частности Россией, для совершенствования своего законодательства и правоприменения.
Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте понятие «права человека в международном праве» и охарактеризуйте составляющие его признаки. 2. Дайте классификацию прав человека в международном праве. 3. Охарактеризуйте основные нормативно-правовые источники, закрепляющие права человека в международном праве. 4. Раскройте содержание уровней механизма международного сотрудничества в области прав человека. 5. Раскройте глобальный уровень международного сотрудниче- ства в области прав человека. 6. Раскройте региональный уровень международного сотрудни- чества в области прав человека. 7. Охарактеризуйте глобальный механизм международного кон- троля за соблюдением прав человека. 8. Охарактеризуйте европейский механизм международного кон- троля за соблюдением прав человека. 9. Раскройте процедуру деятельности Европейского суда по пра- вам человека.
века. Темы для докладов 1. Цели, задачи и структура Европейского суда по правам чело-
2. Процедура подачи жалоб и их рассмотрения Европейским су- дом по правам человека. 3. Источники защиты прав отдельных категорий населения пла- неты.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.85 (0.017 с.) |