![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Церковная реформа. Святейший Правительствующий Синод.
С момента принятия христианства в X веке, в отношениях Русской Православной Церкви и монарха действовал византийский принцип «симфонии» властей, т.е. их юридическое разделение, но фактическое взаимодействие. В Киевский период Церковь была более независима от светской власти, в Московский период цари все активнее проникали в духовную сферу: собирали Церковные (Освященные) соборы, определяли кандидатуры митрополитов (с 1589 г. - патриархов), решали даже догматические вопросы, наказывали еретиков и раскольников. Но пока высшим органом духовной власти был Освященный собор, а исполнительным – патриарх, соборно избранный, Церковь была юридически свободна. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Освященные соборы Церкви уже не собирались, и патриарх избран не был. Как уже было указано, в 1721 г. была учреждена Духовная коллегия, переименованная в Святейший Синод – орган государственного управления церковными делами. Церковь вошла в государственную структуру и потеряла юридическую свободу. Таким образом, был введен протестантский вариант церковно-государственных отношений – «цезарепапизм: Церковь стала государственным учреждением. Несмотря на то, что в законодательстве Синод назван Правительствующим, т.е. независимым от Правительственного Сената, на практике он получил статус обычной Коллегии. Состоял он также из присутствия и канцелярии. В присутствие входили 12 «правительствующих особ», назначаемых государем из числа высшего духовенства: митрополитов, архимандритов и игуменов. Деятельность Синода контролировалась инквизитором, а с 1722 г. его сменил обер-прокурор - светский чиновник, помощник генерал-прокурора, возглавлявшего Сенат.
Б) Органы государственного надзора и контроля Централизация государственного аппарата требовала создания контрольных органов. С 1711 г. надзор за законностью, борьбу с финансовыми злоупотреблениями чиновников осуществляли фискалы (институт, заимствованный из Швеции). Главой фискалитета был обер-фискал Сената. Ему подчинялись фискалы Коллегий, инквизитор Синода, провинциал-фискалы губерний и городовые фискалы. Фискалы осуществляли тайный надзор за законностью. Они обязаны были доносить о государственных, должностных и других тяжких преступлениях, нарушениях законности в учреждениях, а также выступать в суде в качестве обвинителей.
В случае правильности доноса фискал получал половину штрафной санкции или конфискованного имущества, за неправильный донос фискал не нес ответственности. Естественно, такая практика привела к злоупотреблениям, и по указу 1714 г. фискал, донос которого оказался заведомо ложным, подлежал той же ответственности, что и обвиняемый им человек, если бы донос подтвердился.
Но, несмотря на данную норму, институт тайного надзора уже не устраивал власть. Поэтому в 1722 г. появляется новый институт, осуществляющий гласный, открытый надзор за законностью – прокуратура. Институт был заимствован из Франции, где прокуроры, в основном, осуществляли надзор за деятельностью судов, поддерживали государственное обвинение в суде (преобладал судебный надзор). В России до судебной реформы 1864 г. преобладал административный надзор: прокуроры надзирали, в основном, за деятельностью административных органов. Главой прокуратуры был генерал-прокурор Сената, помощником его был обер-прокурор Синода. Им подчинялись прокуроры при Коллегиях, Надворных судах. Указ 1722 г. называет генерал-прокурора «оком государевым» (представляя сенаторам первого генерал-прокурора – П.И. Ягужинского, Пестр I объявил: «вот мое око, коим я буду все видеть»). Генерал-прокурор осуществлял надзор за Сенатом: возглавлял сенатскую канцелярию, был председателем на заседаниях Сената, осуществлял надзор за исполнением законов и обладал правом законодательной инициативы. Он мог опротестовывать решения Сената, с которыми не согласен, доносить государю обо всех действиях Сената.
В) Реформы местного управления. Губернская реформа. В 1708 г. вводится новое административное деление государства: были учреждены 8 губерний (Московская, Петербургская, Смоленская, Киевская, Азовская, Сибирская, Киевская, Архангелогородская), по которым были распределены все уезды и города. В 1713-1714 гг. число губерний возросло до 11. Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор (Петербургская, Азовская), объединявшие в своих руках всю административную, судебную и военную власть. Но принцип коллегиальности действовал и на губернском уровне. Власть губернатора ограничивалась выборным органом – Ландратской коллегией, которая состояла из 8, 10, 12 человек – ландратов, избираемых губернским дворянством. Губернатор был президентом коллегии ландратов. Однако коллегиальность на местном уровне существовала недолго. С делением уездов на «доли», ландраты были поставлены во главе долей и тем самым подчинены губернатору.
В 1719 г. одиннадцать губерний были разделены на 45 провинций, управлявшихся воеводами, которые были подчинены губернаторам. Сбором налогов заведовали земские камериры, подчиненные Камер-коллегии. В ведении камериров находились земские комиссары, которые избирались дворянами уезда на один год. Они осуществляли сбор налогов, надзор за исполнением рекрутской повинности, полицейские и другие функции.
Городская реформа. Особая система самоуправления, по европейскому образцу, сложилась в городах. 1-ый этап. В 1699 г. учреждается Бурмистерская палата или Ратуша в Москве и земские избы в других городах. Члены их избирались городскими сотнями и слободами. 2-ой этап. В 1718-1720 гг. данная система была реорганизована. Были созданы новые органы – магистраты. Общее руководство осуществлял Главный Магистрат в Петербурге, имеющий статус Коллегии. В 1721 г. был принят Регламент Главного Магистрата и в 1724 г. – принята Инструкция городским магистратам. Члены магистратов – бургомистры и ратманы избирались «регулярными гражданами», т.е. полноправными горожанами. Магистраты осуществляли функции: судебные, хозяйственные, финансовые, полицейские, социальные (ведали школы, больницы). Однако после смерти Петра I магистраты были подчинены губернаторам и воеводам. Городское самоуправление по образцу Эстляндии и Лифляндии было сломано. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.131 (0.009 с.) |