Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ совпадений и различий (сравнение двух выборок)⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24
Пусть имеются две группы экспериментальных данных. Одна получена до эксперимента, а другая после эксперимента. Необходимо установить, имеется ли статистически достоверное различие между результатами этих групп. Для этого формулируются две статистические гипотезы: гипотеза Н0 – статистически достоверные различия отсутствуют, гипотеза Н1 – различия между группами статистически значимы. Для принятия решения о том, какая гипотеза справедлива, используют решающие правила – статистические критерии. В качестве критерия принимаю вычисленное определенным образом на основании экспериментальных данных число, которое называют эмпирическим значением критерия. Эмпирическое значение критерия сравнивают с некоторым эталонным числом, которое называют критическим значением критерия. Такие эталонные числа обычно сведены в соответствующие таблицы. Если эмпирическое значение критерия оказывается меньше или равно критическому, то принимается нулевая гипотеза, то есть делается вывод, что представленные группы данных статистически не различаются. Для критических значений устанавливается несколько уровней значимости. Каждому уровню значимости при одном и том же объеме выборки соответствует свое критическое значение критерия. Уровнем значимости называют вероятность ошибки, которая может проявиться в виде отклонения нулевой гипотезы, когда она на самом деле верна. Уровень значимости обозначают α. В таблицах обычно приводят критические значения критериев для уровней значимости α=0.05, 0.01, 0.001. В медико-биологических экспериментах обычно ограничиваются значением α=0.05. Это значит, что допускается не боле, чем 5%-ая возможность ошибки в принятии нулевой гипотезы. Если эмпирическое значение критерия оказывается больше критического, то принимается альтернативная гипотеза Н1, то есть делается заключение о том, что различия между представленными группами данных статистически достоверны. Достоверность этого характеризуется значением 1–α. Например, если оценки проводятся при α=0.05, и принята гипотеза Н1, то говорят, что достоверность различий составляет 0.95 или 95%. Для данных, измеренных в шкале отношений при проверке гипотез о совпадении характеристик двух групп наиболее часто применяют критерий Крамера-Уэлча.
Необходимо, чтобы оцениваемые данные подчинялись нормальному закону распределения. Эмпирическое значение данного критерия рассчитывается на основании информации об объемах M 1 и М 2 выборок данных х и y, их выборочных средних и выборочных дисперсиях: . (13.5) Число степеней свободы, при котором надо брать табличное (критическое) значение критерия определяется как n = M 1+ M 2 – 2. Рассмотрим следующий пример. При обследовании пациентов проводилось измерение концентрации углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Все пациенты были разделены на две группы: 1-я группа – М 1=97 человек с жалобами на одышку, 2-я группа – М 2=68 человек без одышки. В результате обследования установлено, что распределение концентрации СО2 в каждой группе близко к нормальному (рисунок 13.1) Средние значения концентрации СО2, определенные в соответствии с выражением (13.1), составили: в 1-й группе = 3.66 об.%, во 2-й группе = 3.88 об.%. Необходимо установить, является ли это различие средних значений случайным или обусловлено влиянием одышки.
Рисунок 13.1 - Распределение концентрации СО2 в выдыхаемом воздухе в исследуемых группах
Из выражения (13.2) найдем значения дисперсий D x=0.212 и D y=0.26. Число степеней свободы n=M1+M2–2=163. Имеется две гипотезы: гипотеза Н0 – статистически достоверные отличия отсутствуют, гипотеза Н1 – различия между группами статистически значимы. Из (13.5) найдем эмпирическое значение критерия Т ЭМП=2.43. Табличное значение критерия при уровне значимости α=0.05 составляет 1.96. Таким образом, эмпирическое значение критерия больше табличного, поэтому при уровне значимости α=0.05 нулевая гипотеза отвергается, и принимается альтернативная гипотеза о достоверности различий средних значений СО2 в группах пациентов с одышкой и без одышки. При этом достоверность различий составляет 1– α=0.95 (или 95%).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.108.28 (0.005 с.) |