Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Структура фонематической системы речи.
Учебно-методическое пособие
«Фонематическая система речи. Способы и приемы ее формирования у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи»
Подготовила
Учитель-логопед
Бизюк Надежда Николаевна
Г. Санкт-Петербург
Г.
Содержание.
Глава I. Структура фонематической системы речи. Ее формирование в онтогенезе………………………………………………………………………………………...3
1.1. Физиологические основы фонематической системы речи……………………………………………………………………………………….3
1.2. Структура и функции фонематической системы речи……………………………………………………………………………………….3
1.3. Развитие фонематической системы речи в онтогенезе………………………………..6
Глава II. Методические рекомендации по формированию фонематической системы речи у детей 5-7 лет с ОНР.......................................................................................................................8
2.1. Старшая группа. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза ………………………………………………………………………….........................................8
2.2. Подготовительная к школе группа. Совершенствование всех видов фонематического анализа и синтеза. Дифференциация звуков…………………………………………………………………………………………....16
Глава III. Игровые приемы формирования фонематической системы речи. Примеры дидактических игр, направленных на формирование фонематической системы речи……………………………………………………………………………………………...25
3.1. Игры, направленные на формирование простых форм фонематического анализа и синтеза ………………………………………………………………………………………….25
3.2. Игры, направленные на формирование сложных форм фонематического анализа и синтеза …………………………………………….……………………………………………28
3.3. Игры, направленные на формирование фонематических представлений…………………………………………………………………………………..31
Учебные вопросы и задания…………………………………………………………………...33
Список использованной литературы……………………………………………………….....34
Глава 1.
Структура фонематической системы речи.
Ее формирование в онтогенезе.
1.1. Физиологические основы фонематической системы речи.
В норме каждый человек от рождения обладает так называемым биологическим слухом, т.е. способностью воспринимать звуковые колебания органами слуха (слуховое восприятие). У человека и высших животных звуки улавливаются наружным ухом и через барабанную перепонку и слуховые косточки (среднее ухо) передаются в улитку лабиринта (внутреннее ухо), где колебания т. н. основной перепонки вызывают возбуждение чувствительных нервных окончаниях кортиева органа, которое передается в головной мозг. Человек воспринимает колебания частотой от 10-20 Гц до 20кГц. Для обозначения фонематического слуха в современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие. Под термином фонематический или речевой слух подразумевается способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно.. Термин речевой слух употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом.
Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора. Периферический отдел его располагается в кортиевом органе и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и речевых звуков.
Проводниковый отдел передает информацию к коре головного мозга, частично её анализируя - определяя направление и отдаленность источника звука. Данная функция обеспечивается большим количеством передаточных звеньев (VIII пара черепно-мозговых нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело и слуховое сияние).
Центральным отделом речеслухового анализатора является височный отдел доминантного по речи полушария (у правшей - левого), центр Вернике, где осуществляется анализ звучащей речи: контролируется наличие звука в слове, особенности его позиционного звучания, количество и порядок звуков в слове, различение близких по акустическим параметрам звуков.
Глава 2.
Методические рекомендации по формированию фонематической системы речи у детей 5-7 лет с ОНР.
Старшая группа (5-6 лет).
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
№
| Тема.
| Кол-во час.
| Фонематическое восприятие, представления.
| Навыки фонематического анализа и синтеза.
| Навыки чтения и письма.
| 1.
| Звуки речи и неречевые звуки. Органы речи.
| 2
| - Дифференциация звуков речи и неречевых звуков.
- Восприятие и воспроизведение различных ритмов.
| -
| -
| 2.
| Гласные звуки. Звук и буква «А»
| 2
| Понятие «гласный звук», «согласный звук». Дифференциация гласных - согласных звуков.
- выделение звука «А» на фоне других звуков, слогов, слов.
| Определение первого ударного гласного в слове.
| -
| 3.
| Звук и буква «У»
| 2
| - выделение звука «У» на фоне других звуков, слогов, слов.
| Определение первого гласного в слове.
| Анализ и чтение звукосочетаний «АУ», «УА».
| 4.
| Звук и буква «И»
| 2
| - выделение звука «И» на фоне других звуков, слогов, слов
| Определение первого гласного в слове.
| Анализ и чтение звукосочетаний «ИА».
| 5.
| Звук и буква «О»
| 2
| - выделение звука «О» на фоне других звуков, слогов, слов
| Определение последнего гласного в слове.
| Анализ и чтение звукосочетаний «АУ», «УА», «ИА».
| 6.
| Обобщение. Гласные звуки и буквы «А», «У», «И», «О».
| 2
| - выделение пройденных гласных звуков на фоне других звуков, слогов, слов.
| - Определение первого и последнего гласного звука в слове.
- последовательный звукобуквенный анализ звукосочетаний АУ, ИА, УА
| Анализ и чтение звукосочетаний «АУ», «УА», «ИА».
| 7.
| Согласные звуки и буквы. Звук и буква «М».
| 2
| - выделение звука «М» на фоне других звуков, слогов, слов
| - Определение первого и последнего согласного звука в слове.
- последовательный звукобуквенный анализ слов: АМ, ИМ, УМ, МИ, МУ.
| - Чтение обратных, затем прямых слогов со звуком «М» с договариванием до целого слова.
- Анализ коротких слов – слогов: АМ, ИМ, УМ, МИ, МУ.
| 8.
| Звук и буква «Н».
| 2
| - выделение звука «Н» на фоне других звуков, слогов, слов
| - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова).
- последовательный звукобуквенный анализ слов: ОН, НА, НУ, НО.
| - Чтение обратных, затем прямых слогов со звуком «Н» с договариванием до целого слова.
- Анализ коротких слов – слогов: ОН, НА, НУ, НО.
| 9.
| Звонкие и глухие согласные. Звук и буква «К
| 2
|
- дифференциация на слух звонких – глухих согласных звуков по силе голоса и по работе голосовых связок.
- выделение звука «К» на фоне других звуков, слогов, слов.
| - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова).
- последовательный звукобуквенный анализ слов: КОТ, ТОК, КОК, КОМ, КИТ.
| - Чтение обратных, затем прямых слогов со звуком «Н» с договариванием до целого слова.
- Анализ коротких слов – слогов: ИК, КУ, КО.
- чтение и анализ трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога: КОТ, ТОК, КОК, КОМ, КИТ.
| 10.
| Звук и буква «П»
| 2
| - характеристика звука (согласный, глухой).
- выделение звука «П» на фоне других звуков, слогов, слов.
| - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова).
- последовательный звукобуквенный анализ слов: МАК, ПА-ПА, МА-МА, МУ-КА, КО-НИ.
| - Чтение обратных, затем прямых слогов со звуком «П» с договариванием до целого слова.
- Анализ коротких слов – слогов: ОП, АП, ПИ.
- чтение и анализ трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога: МАК, ПАМ.
- чтение и анализ слов, состоящих из двух прямых слогов: ПА-ПА, МА-МА, МУ-КА, КО-НИ.
| 11.
| Звук и буква «Т».
| 2
| - характеристика звука (согласный, глухой).
- выделение звука «Т» на фоне других звуков, слогов, слов.
| - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова).
- последовательный звукобуквенный анализ слов: ТОМ, ТУТ, ПОТ, ТО-МА, ПУ-МА, КУ-МА, НО-ТА.
| - Чтение обратных, затем прямых слогов со звуком «П» с договариванием до целого слова.
- Анализ коротких слов – слогов: ТУ
- чтение и анализ трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога: ТОМ, ТУТ.
- чтение и анализ слов, состоящих из двух прямых слогов: ТО-МА, ПУ-МА, КУ-МА, НО-ТА.
| 12.
| Обобщение. Анализ и синтез слов, состоящих из одного закрытого слога; из двух прямых слогов.
| 4
| - определение наличия – отсутствия заданного звука на фоне слова.
- дифференциация гласных – согласных звуков, звонких – глухих согласных звуков.
| - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова).
- последовательный звукобуквенный анализ трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога.
- последовательный звукобуквенный анализ слов, состоящих из двух открытых слогов.
| Чтение и анализ слов, изученной слоговой структуры.
| 13.
| Твердые и мягкие согласные. Звуки и буква «Б», «Бь».
|
| - дифференциация на слух твердых – мягких согласных звуков изолированно, в слогах.
- акустико-артикуляторная характеристика зв. «Б», «Бь».
- придумывание слов со зв. «Б»
| - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова).
- последовательный звукобуквенный анализ одно – двусложных слов, типа: БОК, БУ-КА, КУ-БИК, БАН-КА.
| Анализ и чтение одно – двусложных слов, типа: БОК, БУ-КА, КУ-БИК, БАН-КА.
| 14.
| Звуки и буква «Д», «Дь».
| 2
| - дифференциация на слух твердых – мягких согласных звуков изолированно, в слогах, в начале слова.
- акустико-артикуляторная характеристика зв. «Д», «Дь».
- придумывание слов со зв. «Д»
| - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова).
- последовательный звукобуквенный анализ одно – двусложных слов, типа: ДОМ, ДНО, ДИ-МА, ДО-МИК, О-ДИН.
- Последовательный звукобуквенный анализ трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов, типа: ПО-МА-ДА.
| Анализ и чтение одно – двусложных слов, типа: ДОМ, ДНО, ДИ-МА, ДО-МИК, О-ДИН.
- анализ и чтение трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов: ПО-МА-ДА.
| 15.
| Звуки и буква «Г», «Гь».
| 2
| - дифференциация на слух твердых – мягких согласных звуков изолированно, в слогах, в начале слова.
- акустико-артикуляторная характеристика зв. «Г», «Гь».
- придумывание слов со зв. «Г»
| - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова).
- последовательный звукобуквенный анализ одно – двусложных слов различных типов, трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов.
| Анализ и чтение одно – двусложных слов, типа: ГОД, ГНОМ, КНИ-ГА, ГУ-ДОК, ОГ-НИ.
- анализ и чтение трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов: БУ-МА-ГА.
| 16.
| Звуки и буква «С», «Сь».
| 2
| - дифференциация на слух твердых – мягких согласных звуков изолированно, в слогах, в начале, в конце слова.
- акустико-артикуляторная характеристика зв. «С», «Сь».
- придумывание слов со зв. «С»
| - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова).
- последовательный звукобуквенный анализ одно – двусложных слов различных типов, трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов.
- навыки последовательного количественного звукобуквенного анализа слов с опорой на цифровой ряд.
- навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов.
| Анализ и чтение одно-двусложных слов всех типов; трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов.
| 17.
| Звук и буква «Ы».
| 2
| - акустико-артикуляторная характеристика зв. «Ы».
- придумывание слов со зв. «Ы»
| - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова).
- навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд
| Анализ и чтение одно-двусложных слов всех типов; трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов.
| 18.
| Дифференциация звуков «Ы»-«И»
| 2
| - дифференциация твердых – мягких согласных изолированно, в слогах, в словах.
| - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова).
- навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд
| - Анализ и чтение одно-двусложных слов всех типов; -
- трехсложных слов, различных типов (в том числе со стечением согласных).
| 19.
| Слово. Слог.
| 4
|
| - понятие «слово», «слог».
- дифференциация понятий «слово» - «слог» - «звук».
- деление слов на слоги с опорой на отхлопывание.
- слоговой анализ и синтез двух-трехсложных слов
| Анализ и чтение одно-трехсложных слов различных типов.
| 20.
| Звуки и буква «В», «Вь».
| 2
|
- акустико-артикуляторная характеристика зв. «В», «Вь».
-дифференциация звуков «В» - «Вь» изолированно, в слогах, словах.
- придумывание слов со зв. «В», «Вь».
| - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова).
- навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд.
- навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов.
- преобразование слов путем замены первого звука в слове. Слова – квазиомонимы.
| Анализ и чтение слов различной слоговой структуры.
| 21.
| Звуки и буква «З», «Зь».
| 2
|
- акустико-артикуляторная характеристика зв. «З», «Зь».
-дифференциация звуков «З» - «Зь» изолированно, в слогах, словах.
- придумывание слов со зв. «З», «Зь».
| - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова).
- навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд.
- навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов.
- преобразование слов путем замены первого, последнего звука в слове. Слова – квазиомонимы.
| Анализ и чтение слов различной слоговой структуры.
| 22.
| Звуки и буква «Ф», «Фь»
| 2
|
- акустико-артикуляторная характеристика зв. «Ф», «Фь».
-дифференциация звуков «Ф» - «Фь» изолированно, в слогах, словах.
- придумывание слов со зв. «Ф», «Фь».
| - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова).
- навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд.
- навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов.
- преобразование слов путем замены первого, последнего звука в слове. Слова – квазиомонимы.
| Анализ и чтение слов различной слоговой структуры.
| 23.
| Звук и буква «Ш».
| 2
|
- акустико-артикуляторная характеристика зв. «Ш».
- придумывание слов со зв. «Ш».
| - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова).
- навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд.
- навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов.
- преобразование слов путем замены первого, последнего звука в слове.
| Анализ и чтение слов различной слоговой структуры.
| 24.
| Звуки и буква «Х», «Хь».
| 2
|
- акустико-артикуляторная характеристика зв. «Х», «Хь».
-дифференциация звуков «Х» - «Хь» изолированно, в слогах, словах.
- придумывание слов со зв. «Х», «Хь».
| - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова).
- навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд.
- навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов.
- преобразование слов путем замены первого, последнего звука в слове.
| Анализ и чтение слов различной слоговой структуры.
| 25.
| Звук и буква «Ж».
| 2
|
- акустико-артикуляторная характеристика зв. «Ж».
- придумывание слов со зв. «Ж».
| - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова).
- навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд.
- навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов.
- преобразование слов путем замены первого, последнего звука в слове.
| Анализ и чтение слов различной слоговой структуры.
| 26.
| Звук и буква «Э»
| 2
|
- акустико-артикуляторная характеристика зв. «Э».
- придумывание слов со зв. «Э».
| - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова).
- навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд.
- навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов.
- преобразование слов путем замены первого, последнего звука в слове.
| Анализ и чтение слов различной слоговой структуры.
| 27.
| Предложение.
| 4
| -
| - понятие «предложение».
- дифференциация «слово» - «предложение».
- правила письма предложений.
- анализ предложений на слова. Схема предложений.
- восстановление деформированных предложений.
| - чтение и письмо предложений.
- правила графического оформления предложений.
| 28.
| Повторение.
| 6
| - повтор изученных характеристик звуков (гласные – согласные, звонкие – глухие согласные, твердые – мягкие согласные).
- Дифференциация речевых звуков по оппозиционным признакам.
- придумывание слов на заданный звук.
| Закрепление всех видов фонематического анализа (позиционный, последовательный, количественный).
- закрепление навыка фонематического синтеза деформированных трех – четырехбуквенных слов.
- формирование навыка отгадывания ребусов.
- формирование навыка решения кроссвордов.
| Чтение и письмо слов различной слоговой структуры, предложений.
|
Дифференциация звуков.
№
| Тема
| Кол-во час.
| Фонематическое восприятие, представления.
| Навыки фонематического анализа и синтеза.
| Навыки слогового и языкового анализа и синтеза.
| Навыки чтения и письма.
| 1.
| Повторение. Гласные звуки и буквы. Ударный гласный в слове.
| 4
| - акустико-артикуляторные характеристики гласных звуков.
- выделение ударного гласного в слове.
- придумывание слов на заданный звук.
| Позиционный анализ слов (начало, середина, конец).
| - деление слов на слоги с опорой на «отхлопывание» и с опорой на гласные звуки.
- способ нахождения ударного гласного в слове.
| - чтение 1-3-сложных слов различной слоговой структуры.
- графическое обозначение ударного гласного в слове.
| 2.
| Повторение. Согласные звуки и буквы.
| 2
| - акустико-артикуляторные характеристики согласных звуков.
- дифференциация звонких – глухих согласных, твердых – мягких согласных.
- придумывание слов на заданный согласный звук.
| Последовательный, количественный звукобуквенный анализ слов с опорой на цифровой ряд.
| - деление слов на слоги с опорой на «отхлопывание» и с опорой на гласные звуки
| - чтение 1-3-сложных слов различной слоговой структуры.
| 3.
| Повторение. Навыки языкового и слогового анализа и синтеза.
| 2
| Выделение ударного гласного в слове.
| -
| - Дифференциация понятий «предложение»-«слово»-«слог»-«звук».
- слоговой анализ и синтез деформированных трехсложных слов.
- анализ предложений на слова.
- выделение предлога в качестве самостоятельного слова.
- синтез деформированных предложений.
| - Чтение и анализ предложений, коротких текстов.
- графическое обозначение предложений на письме. Схема предложения.
| 4.
| Твердые и мягкие согласные. Звук и буква «Й».
| 2
| - дифференциация твердых- мягких согласных на уровне звуков, слогов, слов.
- Акустико-артикуляторная характеристика звука.
- придумывание слов со зв. «Й» в заданной позиции в слове (начало, середина, конец).
| -последовательный количественный звукобуквенный анализ слов с опорой на цифровой ряд.
- определение «соседей» звука в слове.
- навыки фонематического синтеза деформированных четырехбуквенных слов.
- ребусы.
| - Деление слов на слоги с опорой на гласные звуки.
- анализ предложений на слова.
| Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, коротких текстов.
| 5.
| Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Буква «Ь».
| 2
| - дифференциация твердых- мягких согласных на уровне звуков, слогов, слов.
| Смотри №4.
| Смотри №4.
| Смотри №4.
| 6.
| Обозначение мягкости согласного звука с помощью гласных II ряда. Буква «Е». дифференциация букв «Е» - «Э».
| 2
| - дифференциация твердых-мягких согласных звуков на уровне звуков, слогов, слов.
- акустико-артикуляторная характеристика буквы «Е».
- придумывание слов с буквой «Е».
| -последовательный количественный звукобуквенный анализ слов с опорой на цифровой ряд.
- определение «соседей» звука в слове.
- навыки фонематического синтеза деформированных четырехбуквенных слов.
- преобразование слов путем замены первого, последнего звука в слове.
- навык решения кроссоврдов.
| - слоговой синтез деформированных трехсложных слов.
- анализ предложений.
| - Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, коротких текстов.
- правописание букв «Е» - «Э» с опорой на мягкость – твердость последующего согласного звука.
| 7.
| Буква «Ё». дифференциация букв «О» - «Ё».
| 2
| - дифференциация твердых-мягких согласных звуков на уровне звуков, слогов, слов.
- акустико-артикуляторная характеристика буквы «Ё».
- придумывание слов с буквой «Ё».
| Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| - Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, коротких текстов.
- правописание букв «Ё» - «О» с опорой на мягкость – твердость последующего согласного звука.
| 8.
| Буква «Ю». дифференциация букв «У» - «Ю».
| 2
| - дифференциация твердых-мягких согласных звуков на уровне звуков, слогов, слов.
- акустико-артикуляторная характеристика буквы «Ю».
- придумывание слов с буквой «Ю».
| Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| - Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, коротких текстов.
- правописание букв «Ю» - «У» с опорой на мягкость – твердость последующего согласного звука.
| 9.
| Буква «Я». Дифференциация букв «А» - «Я».
| 2
| -дифференциация твердых-мягких согласных звуков на уровне звуков, слогов, слов.
- акустико-артикуляторная характеристика буквы «Я».
- придумывание слов с буквой «Я».
| Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| - Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, коротких текстов.
- правописание букв «Я» - «А» с опорой на мягкость – твердость последующего согласного звука.
| 10.
| Обобщение. Твердые и мягкие согласные звуки.
| 2
| -дифференциация твердых-мягких согласных звуков на уровне звуков, слогов, слов.
| Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| - Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, коротких текстов.
- обозначение мягкости согласного звука на письме 2 способами.
| 11.
| Звонкие и глухие согласные звуки. Дифференциация звуков «П» - «Б».
| 4
| -дифференциация звонких – глухих согласных звуков с опорой на работу голосовых связок и на силу голоса.
- сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «П»-«Б».
-дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.
| Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
| 12.
| Дифференциация звуков «В» - «Ф».
| 4
| - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «В»-«Ф».
-дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.
| Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
| 13.
| Дифференциация звуков «К» - «Г».
| 4
| - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «К»-«Г».
-дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.
| Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
| 14.
| Дифференциация звуков «Т» - «Д».
| 4
| - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «Т»-«Д».
-дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.
| Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
| 15.
| Дифференциация звуков «С» - «З».
| 4
| - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «С»-«З».
-дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.
| Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
| 16.
| Дифференциация звуков «Ш»-«Ж».
| 4
| - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «Ш»-«Ж».
-дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.
| Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
| 17.
| Звук и буква «Ц».
| 2
| - акустико-артикуляторная характеристика звука «Ц».
- придумывание слов со звуком «Ц» в заданной позиции в слове (начало, середина, конец).
| Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов.
| 18.
| Звук и буква «Ч»
| 2
| - акустико-артикуляторная характеристика звука «Ч».
- придумывание слов со звуком «Ч» в заданной позиции в слове (начало, середина, конец).
| Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов.
| 19.
| Дифференциация звуков «Ц»-«С»
| 4
| - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «Ц»-«С».
-дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.
| Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов.
| Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
| 20.
| Дифференциация звуков «Ч»-«Ть»
| 4
| - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «Ч»-«Ть».
-дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.
| Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов.
| Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
| 21.
| Дифференциация звуков «Ц»-«Ч»
| 4
| - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «Ц»-«Ч».
-дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.
| Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов.
| Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
| 22.
| Звук и буква «Щ»
| 2
| - акустико-артикуляторная характеристика звука «Щ».
- придумывание слов со звуком «Щ» в заданной позиции в слове (начало, середина, конец).
| Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов.
| Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов.
| 23.
| Дифференциация звуков «Ч»-«Щ»
| 4
| - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «Ч»-«Щ».
-дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.
| Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов.
| Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
| 24.
| Звуки и буква «Л», «Ль».
| 2
| - акустико-артикуляторная характеристика звуков «Л», «Ль».
- придумывание слов со звуками «Л», «Ль» в заданной позиции в слове (начало, середина, конец).
| Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов.
| Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов.
| 25.
| Звуки и буква «Р», «Рь».
| 2
| - акустико-артикуляторная характеристика звуков «Р», «Рь».
- придумывание слов со звуками «Р», «Рь» в заданной позиции в слове (начало, середина, конец).
| Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов.
| Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов.
| 26.
| Дифференциация звуков «Л»-«Р»
| 2
| - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «Л»-«Р».
-дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.
| Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях.
| Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов.
| Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
| 27.
| Обобщение всего пройденного материала
| 2
| Обобщение и систематизация всего пройденного материала.
| Обобщение и систематизация всего пройденного материала.
| Обобщение и систематизация всего пройденного материала.
| Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов.
|
Глава 3.
Игровые приемы формирования фонематической системы речи. Примеры дидактических игр, направленных на формирование фонематической системы речи.
Светофор».
Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец ».
Описание:Педагог показывает картинку, называет слово, а ребёнок должен определить, где должна находиться фишка (заданный звук): в начале, в середине или в конце слова.
Клумба».
Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.
Описание:Перед ребёнком панно «3 клумбы» и тюльпан. Педагог просит определить место заданного звука в слове и показать на какой клумбе будет расти тюльпан: в начале, в середине или в конце.
Грибочек».
Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.
Описание:На шляпке грибочка расположена решётка с тремя окошками для определения места звука в слове. В травке под грибочком располагается картинка. Ребёнок определяет место заданного звука в слове, т.е. с помощью фишки-листочка показывает, куда упал листочек, где звук: в начале, в середине или в конце. Аналогично используется фишка «божая коровка». Нужно показать, где сидит божая коровка: в начале, в середине или в конце.
Рыбка».
Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.
Описание: Педагог показывает разрезанную на три части рыбку, объясняя, что рыбка – это слово: начало – рот рыбки, конец – хвост, тело и плавники – середина. Ребёнок с помощью рыбки определяет место заданного звука: звук в начале слова – рот рыбки, в середине или в конце – хвостик рыбки.
Звуковые грядки».
Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.
Описание:Используется «звуковая дорожка с тремя грядками» и фишки – овощи. Ребёнок должен показать, на какой грядке растёт выбранный овощ, т.е. где заданный звук в слове: в начале, в середине или в конце.
|