Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Изучение нового материала. 1. Сообщение темы и целей урока
1. Сообщение темы и целей урока. Слово учителя или подготовленного ученика о поэте. Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 г. в селе Елецк Архангельской области. Когда началась война, мальчик оказался в детском доме на Вологодчине. Мать умерла, Отец ушел на фронт. Соседка злая не дает проходу. Я смутно помню утро похорон И за окошком скудную природу. («Детство».) Окончив 7-летнюю школу, уехал в Ригу поступать в мореходное училище, но туда принимали только с пятнадцати лет. Николай вернулся и поступил в лесотехникум. Мечта о море не покидала будущего поэта. В 1952 году, как только Николай получил паспорт, он отправляется к морю – в Архангельск. В 1955 году приезжает в Ленинград и работает здесь на заводе. Военную службу проходил на Северном флоте. По свидетельству сослуживцев, старшина второй статьи Рубцов был отличным моряком и душой команды. На флоте началась и его литературная жизнь. Он печатается во флотской газете. После завершения службы Рубцов работал в Ленинграде, учился в школе рабочей молодежи. Печатался в заводской газете, выступал на литературных вечерах. В 1962 году Н. М. Рубцов приехал в Москву и поступил в Литературный институт им. Горького. Первый сборник стихов «Лирика» вышел в 1965 году. Позже были изданы сборники «Звезда полей» (1967 г.), «Душа хранит» (1969 г.), «Зеленые цветы» (1971 г.). 2. Прослушивание песен на стихи Н. Рубцова («Букет», «Зимняя песня» и др.). Учитель. Отметим «песенность» поэзии Рубцова: задушевность, мелодичность, интонацию раздумья. Основные мотивы творчества поэта – родина, природа, русская душа. Любимые образы – свет, звезда, огонек. 3. Подготовка к восприятию стихотворения «Звезда – Свет, звезда, огонек… Какие символические значения в народной поэзии имеют эти образы? (Это символы жизни, добра, любви, домашнего очага. Они очень важны для человека.) – Какие мифологические представления несет в себе образ звезды? (Вифлеемская рождественская звезда, яркая, необычная, напоминающая о том, что есть на земле место, где родился Спаситель; звезда, указывающая путь к Богу.) 4. Выразительное чтение стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей» (с. 202) и его анализ. – Какие образы возникают при чтении стихотворения? (Образ звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли.)
– Почему же Рубцов называет стихотворение «Звезда полей»? (Очевидно, поле, как и купол небес, является одним из излюбленных образов, характеризующих художественное пространство лирики Рубцова. Кроме того, этот образ-символ несет в стихотворении и социальную окраску. Ведь горит она над мирно спящей родиной. В стихотворении подчеркивается ощущение необъятных просторов, широта горизонтов русской земли.) – Какие чувства испытывает лирический герой? (Любовь к родной земле, счастье сознавать свою принадлежность к ней, восторг любования красотой «звезды полей», всеобъемлющую радость, волнение.) Учитель. Судьба лирического героя и судьба родины связаны в творчестве Рубцова «самой жгучей и самой смертной связью». По мере развития лирического сюжета художественное пространство стихотворения значительно расширяется. Рубцовская звезда полей горит уже не только над Россией, но и «для всех тревожных жителей земли». Таким образом, счастье воспринимается героем как мир и покой всего человечества. Однако в последней строфе стихотворения художественное пространство опять композиционно сужается: только на родине звезда «восходит ярче и полней». Тема малой родины актуализируется в заключительной строке: И счастлив я, пока на белом свете Горит, горит звезда моих полей… Поэт очень долго и тщательно работал над этим стихотворением. В государственном архиве Вологодской области (фонд № 51) существует иной вариант текста «Звезды полей». На доску проецируется стихотворение. Чтец. Звезда полей горит, не угасая, Над посветлевшей крышею моей! Светила мне звезда родного края Среди земель далеких и морей! По городам чужим и по курганам, И по волнам, блуждающим в ночи, И по пескам пустыни ураганной – Везде ее рассеяны лучи! Но только здесь, над родственным пределом, Она восходит ярче и полней, – И счастлив я, пока на свете белом
Еще горит звезда моих полей. Как видим, в этом варианте стихотворение имеет сходную с окончательным текстом композицию, и фраза «Над родственным пределом» даже в большей степени раскрывает тему сопричастности судьбе малой родины. Перед нами свидетельство того, что поэт стремился к достижению максимальной мелодичности стиха и созданию звуко-смысловых связей. В окончательном варианте произведения слова «над родственным пределом», как мы видим, заменены на повтор «во мгле заледенелой», одновременно подчеркивающий аллитерацию звука «л» и создающий кольцевую композицию всего произведения. Можно полагать также, что символ звезды полей соотносится в стихотворении с символом рождественской звезды, что усиливает оптимистическое настроение финала. – Давайте отметим художественные приемы, которые помогают автору передать свои эмоции. (1. Антитезы: с одной стороны – звезда, свет, тепло; с другой – лед, холод, темень. 2. Повторы: «Горит, горит звезда моих полей…» «Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром…». 3. Эпитеты: мгла заледенелая, тревожные жители земли, приветный луч. 4. Метафоры: «сон окутал родину мою», осеннее золото. 5. Восклицательная интонация в трех четверостишиях.) – В чем смысл названия стихотворения? (Звезда полей – символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Напоминая Вифлеемскую путеводную звезду, она соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одиночества.)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.168.255 (0.007 с.) |