Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национальная политика Республики Дагестан
Дагестан - многонациональная республика. На ее территории живут представители более 100 наций и народностей, составляющих многонациональный дагестанский народ. В такой республике очень важны отношения власти к проблемам социально - экономического и культурного развития всех народов. Эти отношения должны быть офор-млены, закреплены в четко выверенной, научно-обоснованной национальной политике. В современных условиях эта политика приобретает особую актуальность. Следует подчеркнуть, что высшими органами государственной власти Республики Дагестан в 90-е годы прошлого столетия был принят ряд важнейших документов по этому вопросу, что является свидетельством пристального внимания Госсовета, Парламента и Правительства Республики к пробелам национальной политики и межнациональных отношений. На основе тщательного учета интересов и запросов больших и малых народов Республики Дагестан, Верховный Совет Дагестана в 1993 году подготовил и принял «Комплексную программу решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан», которая содержит разнообразные практические задачи, определяет формы и методы их выполнения и контроля. Комплексная программа учитывает сложившиеся реалии во взаимоотношениях как центральных российских властей и государственных органов Дагестана, так и во взаимоотношениях последних с народами республики, их политическими партиями, общественными движениями. Программа исходит из концептуальных принципов, которые соответствуют международному праву и специфике нашей республики. В ней ставится одна сквозная цель – согласовать национальные интересы народов Дагестана, найти оптимальные варианты их сочетания, создать условия, необходимые для демократического развития с тем, чтобы упредить возникновение новых конфликтов и погасить имеющиеся. Программа охватывает самые различные сферы национальной жизни: государственно-правовые, экономические, экологические, кадровые, национальных культур, языков, средств массовой информации, книгоиздания, истории, этнографии, укрепления единства Дагестана и т.д. Во главу угла Комплексной программы поставлен приоритет сохранения национального, гражданского мира, политической стабильности и государственного единства республики. Исторический опыт показывает, что первейшей задачей национальной политики выступает, как правило, отстаивание государственной целостности и безопасности страны, какие бы доводы ни возникали в пользу иных соображений. Этот приоритет заложен в основу Программы. Он исходит из принципа дальнейшего развития Дагестана в составе Российской Федерации. В основу этого важного документа положена идея сохранения существующей формы политического устройства Дагестана. Программа отстаивает принцип культурного плюрализма, культурного самоопределения народов Дагестана при сохранении унитарной формы их политического устройства. В современных условиях ставка на национально-культурную автономию стала определяющей во всех полиэтнических странах. В соответствии с этим каждому народу предоставляется свобода своего национально-культурного развития, самостоятельного решения всего, что связано с языком обучения, традициями, обрядами, обычаями.
В программе воздается должное разным общественным объединениям, равно как и политическим партиям. Соответственно, большие надежды возлагаются на постоянно действующий «круглый стол» Республики Дагестан, который должен стать механизмом, объединяющим различные политические интересы, центром притяжения всех сил, заинтересованных в национальном мире. Вместе с тем, в документе заложена идея, возвышающая роль и значение закона в решении всех проблем национальных отношений в Дагестане. В частности, в нем отмечено, что любое ущемление граждан по национальному признаку нужно рассматривать как неприемлемое и противоречащее принципам государственности, всеобщей Декларации прав человека, как оскорбление национального достоинства и чести людей; действия же, направленные на разжигание национальной розни, должны пресекаться по всей строгости закона. В подтверждение сказанного приведем ряд положений, зафиксированных в Комплексной программе решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан. Среди них: последовательно проводить в жизнь конституционные принципы равноправия всех наций и народностей, всех граждан, проживающих в республике, вне зависимости от национальности и вероисповедания; добиваться того, чтобы Закон стал регулятором общественных отношений; всесторонне и глубоко изучать проблемы, которые выдвигают национальные движения, политические партии, религиозные организации, подготовить практические предложения по реализации наиболее приемлемых из них; под постоянным контролем органов государственной власти держать проблемы малочисленных народов Дагестана и др.[42]
Как же реализовалась вышеназванная программа? Во-первых, прошедший с момента принятия этого документа период подтвердил верность выбранных в нем целей, приоритетов, концептуальных положений. Сведение разнообразных задач национального развития и взаимодействия дагестанских народов в единую Комплексную программу позволило продвинуть вопросы реализации как общедагестанских, так и конкретно-национальных интересов. Одним из важнейших требований было обеспечение равного представительства всех народов республики в структурах государственной власти и управления. В этих целях в Дагестане был создан качественно новый политический орган - Государственный Совет. По Конституции РД Государственный Совет представляет собой коллективного президента, а его Председатель выступает главой дагестанского государства. Каждая из 14 национальностей Дагестана, имеющая статус «народа», представлена в нем одним лицом, независимо от её численности. Таким образом, уравниваются в правах все народы Дагестана. Такой же принцип представленности всех народов Дагестана в высших государственных органах был распространен и на формирование Народного Собрания РД. Учет национальных и межнациональных интересов народов Дагестана находит отражение и в том, что высшие должностные лица (Председатель Госсовета, Председатель Народного Собрания, Председатель Правительства) являются представителями разных народов, и они все стремятся не допускать соперничества, разобщения ветвей власти. Неотъемлемой частью национальной политики является кадровая политика. Она в условиях многонационального региона, каким является Дагестан, выступает не только могучим рычагом решения сложнейших вопросов социально-экономического и культурного развития, но и действенным средством обеспечения стабильности, укрепления единства, дружбы и сотрудничества дагестанских народов. После принятия новой Конституции РД в республике были разработаны и приняты Концепция и Программа осуществления кадровой политики РД. Она предусматривает выявление, отбор и расстановку специалистов и руководящих работников республиканских органов государственного и хозяйственного управления на основе объективной оценки их общекультурных, профессиональных и личностных качеств. Другим важным шагом в этом плане стала подготовка реестра государственных должностей РД. Этот документ упорядочивает всю структуру государственных органов управления в республике начиная от Госсовета, Народного Собрания и Правительства Дагестана. Каковы же принципы государственной кадровой политики? Это равное право граждан на занятие любой должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Приоритет профессионализма и высоких человеческих и нравственных качеств. Пропорциональное представительство всех народов Дагестана в органах государственной власти и управления. Вся государственная кадровая политика ориентирована на укрепление стабильности республики и сохранение межнационального мира.
Опыт Дагестана в национальной политике уникален уже тем, что в нем главенствующее значение отводится, во-первых, не одному какому-то исходному принципу, а совокупности общезначимых принципов, понятных гражданам республики и проверенных на их историческом опыте, - это толерантность, мир, лояльность, осознание принадлежности к общему дому- Дагестану. Во-вторых, национальная политика Республики Дагестан в достаточной мере этнически индивидуализирована. За основу своей концепции она берет конкретный народ, его национальные запросы, заботы и интересы. В-третьих, национальная политика, проводимая в республике, исходит из гармоничного соединения специфических интересов каждого отдельно взятого народа (национальной идеи) с общедагестанскими интересами (общедагестанской идеей). Национальная политика Дагестана направлена на удовлетворение общегосударственных, российско-федеративных интересов (государственная идея), равно как и интересов ближнего и дальнего зарубежья. В-четвертых, национальная политика в нашей республике осуществляется всеми ветвями власти, используя различные методы и средства претворения ее в жизнь, они имеют одну и ту же общую цель. Между ними нет расхождений в ее историческом истолковании и путях ее реализации. Принцип конструктивного сотрудничества является гарантом национальной политики Республики Дагестан. В-пятых, дагестанская национальная политика соединяет государственно-правовые нормы национальных отношений с традиционно-народными, общественными регуляторами. Совершенствуется механизм достижения межнационального согласия, отработанный народами Дагестана с давних времен. Стратегия согласия, этика согласия встают из глубинных структур традиционного согласия дагестанцев. Все политические партии и национальные движения республики, за редким исключением, различаясь по многим позициям, едины в признании общедагестанской идеи.[43]
Литература Абдулатипов Р.Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. М., 2001.Агаев А.Г., Магомедов Р.М. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала, 1995.
Гасанов Н.Н., Зачесов К.Я., Казимов А.К. Межнациональное согласие в Дагестане: проблемы и перспективы. // Полис. - 1993. - №3. Гасанов Н.Н., Зачесов К.Я., Казимов А.К. Национальный вопрос: иллюзии и поиск истины. //Социально-политический журнал. - 1993. - №3. Гусейнов О.М. Межнациональные отношения: проблемы и перспективы. // Народы Дагестана. - 1999. - №2. Жовтун Д.Т. Конфликтология. Межэтнические конфликты к структуре современного российского общества. // Социально-гуманитарные знания. 2000. - №1. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн. собр. соч., т.24. Лебедева М. Межэтнические конфликты на рубеже веков. // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №5. Марченко И.И. Этнос как объект и субъект политики: социальные основы национальной политики. // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. - 1997. - №5. Иванов В.Н. Состояние межнациональных отношений в Российской Федерации. //Социально-политический журнал. - 1996. - №3.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит основное содержание национальной политики? 2. Расшифруйте понятие «национальные отношения», назовите типы национальных отношений. 3. Назовите известные Вам социально-этнические общности, дайте их характеристику. 4. Каковы причины возникновения межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения? 5. Назовите основные принципы национальной политики, провозглашенные в «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» 6. Каковы основные проблемы и трудности практической реализации национальной политики Российской Федерации в современных условиях? 7. Назовите приоритеты современной национальной политики Республики Дагестан.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.51.77 (0.022 с.) |