Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Vii . Форма итогового контроля
Формой итогового контроля знаний студентов, изучивших общепрофессиональную дисциплину «Социальная геронтология», является экзамен, контрольные вопросы которого составляются по всем темам учебных модулей. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 1. Мыслители Древности о проблемах старения (Гиппократ, Гален, Авиценна, Цицерон). 2. Идеи омоложения и бессмертия у алхимиков, у врачей Салермской медицины и у философов средневековья (Роджер Бэкон). 3. Развитие медицины и рассмотрение проблем долголетия европейскими учеными в ХУII-ХIХ в.в. 4. Развитие геронтологии в России. И.И.Мечников – основатель научной геронтологии. 5. Научные труды И.М. Сеченова, И.П.Павлова,их значение для развития теории геронтологии. 6. Дифференциация и интеграция геронтологического знания в ХХ веке. Возникновение новой отрасли – социальной геронтологии. 7. Предмет, задачи и цели курса «Социальная геронтология». 8. Вклад русской школы физиологов (А.А.Богомолец, В.Нагорный, С.П.Боткин, А.А.Богомолец, И.И.Шмальгаузен) в создание социальной геронтологии. 9. Научные школы геронтологии советского периода. Д.Ф.Чеботарев, З.Г.Френкель, В.В.Фролькис –создатели основ социальной геронтологии. 10. Старение как процесс и старость как его результат. Старость –заключительный этап в развитии организмов. Отличительная особенность человеческой старости – обретение определенного социального статуса. 11. Три хронологических возрастных периода старости по определению ВОЗ. 12. Хронологическая периодизация возраста у древних китайцев, Пифагора и Авиценны и у современных ученых-демографов (Б.Ц.Урланис, С.Г. Струмилин, Э.Россет). 13. Виды старости: хронологическая, физиологическая, психологическая и социальная. Факторы, определяющие каждый из видов. 14. Старение общества. «Седые общества». Шкала оценки демографической возрастной структуры населения. 15. Старение общества и рынок труда. Показатель демографической нагрузки. 16. Возрастная структура населения развитых и развивающихся стран. 17. Демографическая и этнодемографическая структура российского общества. 18. Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни для мужчин и для женщин в России и в других странах.
19. Видовая продолжительность жизни. Максимальная продолжительность жизни. Долгожители. Социальное и инди -видуальное долголетие. 20. Предмет геронтосоциологии,– особой отрасли социологии. Три основные направления исследований. 21. Теория разъединения. Теория активности. Теория субкультуры. 22. Теория наименования и маргинальности. Теория развития и непрерывности жизненного пути. 23. Теория возрастной стратификации. Эйджеизм. Возрастная сегрегация. 24. Геронты во властных элитах, история и современность. Геронтократия. 25. Общество с приоритетом материального в системе ценностей и характер отношения к пожилым людям. 26. Уважение и престиж старости в различных цивилизациях. Место и положение пожилого человека в обществе – показатель уровня цивилизации этого общества. 27. Характерологические изменения в пожилом возрасте. 28. Интеллектуальные и эмоциональные изменения в старости. Состояние мнемоники. 29. Психологические кризисы и этапы жизни. 30. Страх одиночества. Страх смерти. Тревожность. 31. Стресс и фрустрация пожилых и старых, у мужчин и у женщин. Депрессия и воля. 32. Досуг и занятость. Активизация пожилых людей. Любительские занятия и их значение для повышения жизненного стимула. 33. Творчество как гарантия долголетия. Социальная активность. 34. Адаптация различных психологических типов к пенсионному периоду жизни и к феномену старости. 35. Стереотипы старости у детей, молодежи, у взрослых людей и у самих пожилых людей. Геронтофилия и геронтофобия 36. Понятия гетерохронности, гетеротопности, гетерокинетичности. 37. Особенности патогенеза, клинического течения, прогноза заболеваний, терапии и профилактики в позднем периоде жизненного цикла человека. 38. Психические нарушения, сенильные и пресенильные психозы, болезни Альцгеймера, Паркинсона, Пика. 39. Соотношение социального поведения, окружающей среды и здоровья, психосоциальные методы исследования старого человека. 40. Диетология для пожилого человека, принципы питания, пищевые компоненты и размеры калорийности. 41. Особенности деонтологии в гериатрии. 42. Уход за пожилым больным.
43. Биологические основы жизненной активности и процесс старения. Понятие процесса витаукта. 44. Положение пожилых и старых людей в традиционной российской семье. Влияние крестьянского быта на характер семейных отношений в дореволюционной России. 45. Каменные скрижали Моисея, Нагорная проповедь Иисуса Христа, «Домострой» об уважении родителей. 46. Типология современных пожилых семей: по семейному стажу; по численности потомства; по месту жительства (городские, сельские); по прошлой профессиональной принадлежности и образовательному уровню; по имущественному состоянию; по психологическому укладу; по другим параметрам. 47. Сексуальные отношения после шестидесяти. Нравственные императивы и нормы сексуальной жизни. 48. Типология отношений пожилых людей и их взрослых детей. Процесс нуклеризации и его влияние на пожилые семьи. 49. Уважение в семье как фактор долголетия. «Одиночество в семье». Насилие в семье. «Линия Хама» и «линия Сима и Иафета» в отношении детей к родителям. 50. Принципы, объявленные в 1999 году Генеральной Ассамблеей ООН, помощи людям старшего возраста. 51. Федеральная целевая программа РФ «Старшее поколение». 52. Федеральные законы РФ, постановления Правительства РФ и Указы Президента РФ по вопросам социальной помощи и защиты пожилых и старых людей, уровень реализации этих законодательных документов. 53. Социальное обслуживание на дому, полустационарное обслуживание, стационарное и срочное обслуживание, социально-консультативная помощь. 54. Набор услуг, предусмотренный Положением о центре социального обслуживания. 55. Клубы по интересам, группы самопомощи пожилых людей – поддержка их потенциала как социально активной группы. 56. Дома-интернаты, особенности социальной среды этих учреждений, проблемы адаптации. 57. Геронтологические центры. Характеристика отношений «социальный работник-клиент», нравственно- этические нормы общения. 58. Зарубежный опыт социальной работы с пожилыми людьми. 59. Критерии подбора кадров для социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми. 60. Пенсионное обеспечение и пенсионные системы в России и в странах Запада.
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 1. Рекомендуемая литература (основная) 1. Альперович В. Социальная геронтология. Ростов-Дон, 1997. 2. Альперович В.Д. Проблемы старения. М., 2004. 3. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. Уч. пособие. М., 1998. 4. Антология социальной работы, т.т.1-3, М., 1995. 5. Дупленко Ю.К. Старение: очерки развития проблемы. Л.,1985. 6. Если Вам за 60… (под ред. Альперовича В.Д.). Ростов-Дон, 1999. 7. Популярная энциклопедия пожилого возраста. Самара, 1996. 8. Психология старости: Хрестоматия (для фак. псих., мед. и соц. раб): учебное пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара., 2004. 9. Российская энциклопедия социальной работы. М., 1997. 10. Смит Элиот Д. Стареть можно красиво. М., 1995. 11. Социальная геронтология: современные исследования. М., 1994. 12. Социальная геронтология (под ред. Яцемирской Р.С.) М., 1999. 13. Социальная работа: материалы для практических занятий: учебное пособие / Под ред. В.Д. Альперовича. – Ростов-на-Дону, 2004. 14. Социальная работа: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону, 2003. 15. Старость. Популярный справочник. М., 1996. 16. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М., 2001. 17. Успехи геронтологии. Вып.1., СПб., 1997 18. Холостова Е.И.Пожилой человек в обществе, в 2-х ч. М., 1999. 19. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. – М., 2002. 20. Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии. Учебник для ВУЗов. М., 1999 21. Чеботарев Д.Ф. Геронтология и гериатрия. М.,1984. 22. Энциклопедия социальной работы. В Зт. М.,1993-1994.
2. Рекомендуемая литература к учебным модулям (дополнительная):
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.201 (0.014 с.) |