Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Налоговая ответственность за совершение налоговых правонарушений
Налоговое право как отрасль права появилось в Российской Федерации сравнительно недавно – с вступлением в силу первой части НК РФ в 1999 г. Однако основы его были заложены несколько ранее с принятием 27.12.1991 г. Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» № 2118-1, который являлся основополагающим актом в области налогообложения в Российской Федерации с 1991 г. по 1998 г. В этот период нельзя было выделить Закон «Об основах налоговой системы», прочие налоговые законы и подзаконные акты в отдельную отрасль права, не только потому, что они не были обобщены в едином нормативном документе – кодексе, но и потому, что данные нормативные акты не составляли единой системы, нормы законодательства были разрознены, пересекались и противоречили друг другу. С введением в действие НК РФ часть данных проблем была решена. Налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение посвящен VI раздел НК РФ, включающий в себя следующие главы: – гл. 15 «Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений»; – гл. 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение»; – гл. 17 «Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля»; – гл. 18 «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение». Согласно ст. 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица, в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ. Применительно к организациям и физическим лицам действуют общие постулаты налоговой ответственности, указанные в ст. 108 НК РФ. 1. Никто не может быть привлечён к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренном НК РФ, 2. Никто не может быть привлечён повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. 3. Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. 4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
5. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени. 6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. 7. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Существует ряд обстоятельств, исключающих привлечение к налоговой ответственности, обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность (табл. 5.2.1). Таблица 5.2.1 – Обстоятельства исключающие, смягчающие, отягощающие ответственность налогоплательщиков
Каждое налоговое правонарушение имеет свой собственный состав. При этом структура состава налогового правонарушения для всех правонарушений является общей и выглядит следующим образом. Объектом налогового правонарушения являются общественные отношения по исчислению и уплате налогов и сборов, а также по исполнению иных требований налогового законодательства. Объектом налогового правонарушения считается не всякое, а лишь такое общественное отношение, которое охраняется мерами налоговой ответственности. Объективная сторона состава налогового правонарушения – это система предусмотренных нормой налогового права признаков, характеризующих его внешние проявления. Важнейший среди них тот, который характеризует само деяние (уклонение от постановки на учёт, грубое нарушение правил учёта доходов и расходов, непредставление декларации и т.д.), разновидностями которого могут быть действие и бездействие. Субъектом налогового правонарушения является лицо, в деянии которого имеется описанное в налоговом законодательстве правонарушение. Основными субъектами налоговых правонарушений являются организации и физические лица (ст. 107 НК РФ). Физические лица – это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. В качестве организации как субъекта налоговых правоотношений, ст. 11 НК РФ признаёт: – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации); – иностранные юридические лица, и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации). Субъективная сторона налогового правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному. В основе её лежит вина, которая может существовать в форме умысла и неосторожности. Налоговое право предусматривает две формы вины: – умысел – если лицо, совершившее налоговое правонарушение, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия); – неосторожность – если лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. При этом вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины его должностных лиц либо его представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения. Главной и единственной мерой налоговой ответственности является налоговая санкция.
Штраф может быть установлен как в виде твёрдой суммы, так и в процентном отношении к сумме сокрытого дохода. При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ, а при наличии отягчающего обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100%. В отличие от уголовного и административного права в налоговом праве при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. НК РФ установлена очерёдность взыскания налоговых санкций, согласно которой сумма штрафа, присуждённого налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженности по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объёме этой суммы задолженности и соответствующих пеней. Относительно налоговых правонарушений существует два типа сроков давности: 1) давность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, 2) давность взыскания налоговых санкций. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен в три года, однако исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, за исключением «грубого нарушения правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения» и «неуплаты или неполной уплаты сумм налога», а в отношении данных правонарушений применяется исчисление срока давности со следующего после окончания следующего после окончания налогового периода дня. По общему правилу течение срока давности прерывается, если до его истечения лицо совершит новое нарушение законодательства о налогах и сборах. Исчисление срока давности в этом случае начинается со дня совершения нового налогового нарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено новое нарушение законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1.1 ст. 113 НК РФ течение срока давности будет приостанавливаться, если привлекаемое к ответственности лицо активно противодействовало проведению выездной проверки, что стало непреодолимым препятствием для её проведения и определения сумм налогов к уплате. Срок давности приостанавливается с даты составления акта о воспрепятствовании в доступе на проверяемые территории (п. 3 ст. 91 НК РФ) и возобновляет своё течение со дня, когда вынесено решение о возобновлении налоговой проверки. Срок исковой давности для обращения в суд для взыскания налоговых санкций установлен в размере шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Однако если по обстоятельствам правонарушения может быть возбуждено или уже возбуждено уголовное дело, то в случае отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела. Конкретные виды налоговых правонарушений, установленные НК РФ и ответственность за их совершение представлены в таблице 5.2.2. Для банков предусмотрены специальные виды нарушений и ответственность за их совершение (таблице 5.2.3). Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, данные акты, действия, бездействие нарушают его права (таблица 5.2.4). Предусмотрен и апелляционный (досудебный) порядок обжалования по правонарушениям, предусмотренным ст. 120, 122, 123 НК РФ (рисунок 20). Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействия их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются или разрешаются в порядке установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством.
Таблица 5.2.2 – Виды правонарушений и мера ответственности по ним
Продолжение таблицы 5.2.2
Окончание таблицы 5.2.2
Таблица 5.2.3 – Виды правонарушений и мера ответственности по ним банками
Продолжение таблицы 5.2.3
Таблица 5.2.4 – Общий порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
Рисунок 21 – Досудебное апелляционное обжалование решений налогового органа о привлечении к ответственности за правонарушения, связанные с неуплатой налогов в бюджет (ст. 120, 122, 123 НК РФ) Варианты действий налогоплательщика после получения решения налогового органа о привлечении к ответственности Вариант 1
Вариант 2
При любом варианте:
- жалоба подаётся в нижестоящий налоговый орган, который со всеми материалами передаёт её в вышестоящий налоговый орган в течение 3 дней; - вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу в течение 1 месяца со дня получения, этот срок может быть продлён руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения дополнительной информации, но не более чем на 15 дней; - материалы возвращаются в нижестоящий орган вынесший первоначальное решение; - о принятом решении в течение 3 дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу; - все процедуры регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
В связи с осуществлением налогового контроля возникает ряд издержек, определённых гл. 17 НК РФ (таблица 6.2.5). Таблица 6.2.5 – Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.158.230 (0.039 с.) |