Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и особенности отношений между социально-этническими общностями
На современном этапе чаще всего пользуются терминами «межнациональные», «национальные» отношения. Действительно, в XX в. именно межнациональные отношения являются главными, определяющими в системе отношений между всеми и сегодня существующими социально-этническими общностями. В современном мире главной социально-этнической общностью является нация. Это исторически складывающийся тип этноса, историческая общность людей, характеризующаяся устойчивой целостностью (общностью) экономической жизни, языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) характера. Нации пришли на смену народностям. Нация — это более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся с возникновением и становлением буржуазной формации. Выделяют нации буржуазные, социалистические и нации переходного типа. Историческая смена народностей нациями еще не означает, что первые вообще исчезли с лица земли. Народность — это одна из форм социально-этнической общности людей, исторически следу-• ющая за родоплеменной общностью. Ее возникновение относится к периоду распада первобытно-общинных отношений. Если для ро-доплеменных объединений характерной чертой, сущностью их выступали кровно-родственные связи, то для народности — территориальные, а для нации — экономические. Народность присуща прежде всего для рабовладения и феодализма. В условиях капитализма, с усилением экономических и культурных связей она превращается в нацию. Однако народности существуют и при капитализме, и при социализме, поскольку в силу ряда причин (отставание в развитии, малочисленность и т.д.) они не сложились в нацию. Более того, несмотря на то что самая древняя форма социально-этнического объединения — род как группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по материнской или отцовской линии, распался с возникновением классового общества, пережитки родоплеменного деления сохранились у многих народов до наших дней, в том числе на территории нашей страны (северные и другие районы). Кровно-родственные связи, плановость, племенная сообщность дают о себе знать и в настоящее время. Это не удивительно. Вдумаемся в определение названных объединений людей. Они не случайно называются социально-этническими общностями, т.е. являются такими объединениями людей, которые органически сочетают в себе две неразрывно связанные между собой стороны — социальную и этническую. При всей важности и значимости социальных характеристик, другую основу таких общностей составляют этнические свойства. Причем эти свойства, как представляется, играют всегда важнейшую роль. Значение этнических свойств возрастает или уменьшается в зависимости от степени зрелости социальных характеристик, т.е. от степени зрелости общества в целом и его структурных подразделений, политических, социальных, экономических и духовных предпосылок функционирования и развития той или иной социально-этнической общности людей.
Это несоциальное единение людей предопределило необходимость использования такого понятия, которое, не отрицая социальных их характеристик, отражает прежде всего этническую, народную суть (имеется в виду понимание народа как различных общностей людей). Таким понятием является этнос, т.е. исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающихобщими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также сознающих свое единство и отличие от других подобных образований (т.е. обладающих самосознанием). Основные признаки этноса — язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т.е. такие компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение, образуя так называемую этническую культуру. Такая устойчивая совокупность людей при всей важности социальных ее характеристик (подчеркнем это еще раз) всегда стремится сохранить свое этническое единство. (Хотя, безусловно, нельзя здесь отрицать и моменты сближения народов, их интеграции, в том числе в этой сфере, что, естественно, не тождественно состоянию народа «Цванов, родства не помнящих».) Это касается не только целого эт носа, но и этнических групп как части этноса (племени, народности, нации), ядро которого находится в другом социальном организме (стране, республике и т.д.). Этнические группы могут находится как в компактном, так и в дисперсном (рассеянном) состоянии.
Органическое единство социальных и этнических (несоциальных) характеристик общностей людей, их многообразие и взаимосвязь позволяют определить отношения между ними как экономические, территориальные, политические, государственно-правовые, культурные и языковые взаимоотношения между нациями, национальными группами и народностями в разных общественно-экономических формациях (или на разных этапах функционирования и развития общества), в разных странах и государствах. Такое толкование отношений между социально-этническими общностями (в литературе часто это называют национальным вопросом) позволяет определить и их специфику. Она состоит, во-первых, в том, что взаимоотношения между социально-этническими общностями проявляются чаще всего (и главным образом) через экономические, политические, социальные и духовные виды общественных отношений. Во-вторых, эта особенность проявляется в наличии двух сторон в отношениях между социально-этническими общностями: внутренней (отношений между ними внутри территориально-государственных образований) и внешней (отношений между ними в системе разных территориально-государственных образований). Последнее обстоятельство имело и имеет важное значение как для бывшего Советского Союза (в котором проживало около 200 наций, народностей и этнических групп), так и для России, где проживает около 130 социально-этнических групп. Ситуация сама по себе усугубляется не только огромным числом различных общностей, но и распадом в начале 90-х годов Советского Союза, в результате чего значительное число коренных народностей России оказалось за пределами своей исторической родины.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.116 (0.006 с.) |