Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1 .Биологические особенности растений сенокосов и пастбищСтр 1 из 9Следующая ⇒
Калининградский филиал Кафедра Агрономии
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Кормопроизводство Направление подготовки бакалавра 36.03.02 Зоотехния (код и наименование направления подготовки бакалавра) Профиль подготовки бакалавра
ПОЛЕССК
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ « Кормопроизводство » /сост. Т.В. Рожкова – Полесск: Калининградский филиал ФГБОУ ВО СПбГАУ, 2015. 42с
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ предназначена для изучения дисциплины «Кормопроизводство» Одобрено на заседании кафедры «Агрономии» (протокол № 1от 15.09. 2015)
Утверждение методических указаний по выполнению контрольных и курсовых работ: 1. Рассмотрены на заседании кафедры (дата и № протокола); 2. Утверждены на заседании Методического совета КФ ФГБОУ ВО СПбГАУ (22.09. 2015 Протокол №7)
ВВЕДЕНИЕ
Для дальнейшего развития животноводства и повышения его продуктивности необходимым условием является увеличение производства кормов, улучшение их качества, снижение себестоимости. Необходима сбалансированность кормов по всем питательным веществам и осообенно по белку, сахару, каротину. Белковый дефицит в кормах сдерживает дальнейшее повышение продуктивности животноводства. Необходимо заготовить корма с содержанием переваримого протеина по 106—110 г на 1 кормовую единицу, что соответствует зоотехническим нормам в кормлении животных. Основных путей для ликвидации белковой недостаточности кормов несколько. Это система агротехники, посев высокобелковых культур, особенно бобовых, рапса и сурепицы, орошение, внесение удобрений, выращивание 'кукурузы на силос по зерновой технологии. Важным источником увеличения производства высококачественных кормов являются естественные сенокосы и пастбища, с которых мы получаем пока мало кормов, низка их урожайность. У нас в стране сенокосы и пастбища занимают свыше 330 млн га (не считая оленьих). Площадь их в 1,5 раза больше пашни, но мы получаем лишь 30% кормов общих заготовок. В ряде регионов созданные культурные луга и орошаемые пастбища дают высокие урожаи высококачественного корма и обеспечивают поголовье скота дешевыми зелеными кормами в летний период.
Для поднятия продуктивности естественных кормовых угодий требуется комплекс мероприятий по созданию высокоурожайных сенокосов и пастбищ. Луговое кормопроизводство — это производственная отрасль сельского хозяйства, и она должна в максимальном количестве обеспечить сельскохозяйственных животных необходимым количеством сена, силоса, сенажа, зеленым пастбищным кормом, витаминной высокобелковой травяной мукой. В решении этих задач важное место принадлежит агрономам, зооинженерам, освоившим необходимые знания по луговодству. Курс лугового кормопроизводства изучается на 2 курсе зооинженерного. Основными вопросами курса являются: 1. Типы луговых угодий и их значение для сельскохозяйственного производства. 2. Луговые травянистые растения, их биологические особенности и хозяйственное использование. 3. Культуротехнические работы, направленные на улучшение и повышение продуктивности естественных и сеяных сенокосов и пастбищ. 4. Создание орошаемых пастбищ и сенокосов, система ухода за ними. 5. Создание зеленого конвейера. 6. Система семеноводства луговых трав. Травосмеси для участков с различным использованием. Для усвоения курса «Луговое кормопроизводство» необходимо иметь определенные знания таких смежных дисциплин, как ботаника, физиология растений, микробиология, агрохимия, земледелие, мелиорация, сельскохозяйственные машины, кормление сельскохозяйственных животных. Порядок изучения курса Вышеуказанные вопросы изучаются вначале самостоятельно, затем выполняется контрольная (курсовая) работа. При вызове на экзаменационную сессию студент слушает лекции, как теоретическую часть, занимается самостоятельно. Все это сопровождается лабораторно-практическими занятиями. Курс «Луговое кормопроизводство» разделен на 10 тем: 1. Биологические особенности растений сенокосов и пастбищ. 2. Экологические особенности растений сенокосов и пастбищ. 3. Растения сенокосов и пастбищ. 4. Растительные сообщества.
5 Естественные кормовые угодья. Их классификация и распределение по природным зонам. 6. Система поверхностного улучшения природных сенокосов и пастбищ. 7. Система коренного улучшения природных сенокосов и пастбищ. 8. Организация и рациональное использование пастбищ. 9. Укосное использование многолетних травостоев. Заготовка сена и других кормов. 10. Семеноводство многолетних кормовых трав. Изучение теоретического курса сопровождается лабораторно-практическими занятиями по следующему примерному плану- 1. Изучение основных групп растений сенокосов и пастбищ. Бобовые, злаковые, разнотравье (по гербарию и натуральным экспонатам). Их биологические особенности. Кормовая ценность, хозяйственное значение. 2. Знакомство и изучение особенностей вредных, ядовитых растений (по гербарию). 3. Изучение семян многолетних трав. Сыпучесть и другие технологические особенности отдельных видов. 4. Порядок составления травосмесей в зависимости от типа почв, хозяйственного назначения, условий увлажнения. Расчет норм высева. 5. Составление схем и мероприятий по коренному и поверхностному улучшению, рациональному использованию естественных кормовых угодий применительно к зонам, агротипам. Агротехника, уход, интенсивное использование. 6. Ботанический анализ сена и его оценка, учет. 7. Составление схем организации семеноводства трав (для агрономов). 8. Составление баланса зеленых кормов на летний период. 9. Расчеты потребности в пастбищах для различных групп скота. Определение числа загонов, их площади в зависимости от урожая, климатических и почвенных условий. Составление пастбищеоборота, уход за пастбищами, техника выпаса скота. 10. Составление проекта организации кормовой базы для конкретного хозяйства, своей животноводческой фермы или района. Кроме изучения теоретического материала, студент-заочник должен ознакомиться с основными типами сенокосов и пастбищ по месту работы (районе, области) и изучить: а) основную растительность, хозяйственную ценность, культуротехническое состояние, условия увлажнения, почвы; б) намеченные или осуществляемые мероприятия по поверхностному коренному улучшению низкопродуктивных лугов и пастбищ; в) использование естественных и сеяных сенокосов и пастбищ. Кроме того, необходимо ознакомиться с материалами почвенного, геоботанического обследования, инвентаризацией лугов, агропочвенными планами и картами. Изучить и проанализировать передовой опыт колхозов и совхозов, а также ознакомиться с научно-исследовательскими работами и достижениями местных научных учреждений по кормопроизводству и улучшению сенокосов и пастбищ. Студент-заочник должен собрать 20—30 видов наиболее распространенных луговых растений, в первую очередь, злаковых, бобовых, а затем разнотравья и осок. Составить из них гербарий, в котором указать вид растений, тип луга, откуда взято растение (например: заливной луг, суходол, болото, низинный луг и т. д.) и как используется данный участок (пастбище или сенокос); необходимо также собрать образцы основных типов сена (не более 500 г). Гербарий и образцы сена студент по приезду на сессию должен сдать на кафедру кормления с-х животных и кормопроизводства. Без представления гербария и образцов сена экзамен и зачет по луговодству не принимаются. По курсу «Луговое кормопроизводство» согласно учебному плану выполняется одна контрольная работа.
В случае затруднений при выполнении контрольной работы следует обратиться за письменной консультацией на кафедру кормления с.-х. животных и кормопроизводства. Методические указания разработаны в соответствии с программой по кормопроизводству. Библиографический список Основной 1. Практическое руководство по технологиям улучшения и использования сенокосов и пастбищ лесолуговой зоны/А. И. Громов и др. М.: Госагропром, 1987. 2. Андреев Н. Г. Луговое и полевое кормопроизводство. М... Агропромиздат, 1987. 3. Андреев Н. Г. Луговедение. М.: Агропромиздат, 1985. 4. Тюльдюков В. А. Практикум по луговому кормопроизводству. М.: Агропромиздат, 1986. Дополнительный 1. Растениеводство/Под. ред. П. П. Вавилова. М.: Агропромиздат, 1986. 2. Смелов С. П. Теоретические основы луговодства. М.: Колос, 1966. 3. Тек А. Г. Кормопроизводство. М.: Колос,1982. 4. Справочник по кормопроизводству/М. А. Смурыгин, В. Г. Игловиков, В. А. Тащилин и др. М.: Агропромиздат, 1985. 5. Зональные учебные пособия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Вопросы для самопроверки 1. Типы растений по характеру кущения. 2. Значение семенного и вегетативного возобновления в. жизни сенокосно-пастбищных растений. 3. Отавность. 4. Особенности нарастания массы и изменение питательной ценности трав по фазам вегетации. 5. Большой и малый жизненные циклы. 6. Понятие о яровых и озимых формах многолетних трав. ЛИТЕРАТУРА: 3, с.12—21; 4, с. 13—32. Вопросы для сомопроверки
1. Типы растений по потребности в воде. Влияние затопления и подтопления, засухоустойчивости и влагоустойчивость. 2. Отношение растений к почвам — запасу питательных веществ, кислотности, засоленности и отложению наилка на пойменных лугах. 3. Влияние экологических условий на видовой состав, урожайность и кормовую ценность трав. ЛИТЕРАТУРА: 3, с. 21-31; 4, с. 32—46; 5, с. 31—44.
Из семейства бобовых
1. Клевер луговой (красный) — Trifolium pratense L 2. Клевер розовый (гибрид- -— Trifolium hybridum L ный) 3. Клевер ползучий (белый) — Trifolium repens L 4. Люцерна посевная (синяя) —Medicago sativa L 5. Люцерна серповидная (желтая) — Medicago falcata L 6. Эспарцет виколистный (посевной) — Onobrychis sativa Lam 7. Эспарцет песчаный — Onobrychis arenaria D.
8. Лядвенец рогатый — Lotus corniculatus L 9. Вика (мышиный горошек) — Yicia cracca L 10. Чина луговая — Lathyrus pratensis L 11. Донник белый —Melilotus albus Dess 12. Донник желтый —Melilotus officinalis (L) Lam Вопросы, для самопроверки 1. Основные методы оценки при определении кормового достоинства луговых растений. 2. На какие хозяйственноботанические группы подразделяются луговые растения? Укажите наиболее распространенные растения из этих групп. 3. В чем заключаются основные кормовые достоинства растений из семейства злаковых, бобовых, сложноцветных и других? 4. Наиболее распространенные ядовитые, вредные и сорные растения на лугах и их вред для животноводства. Меры борьбы с ядовитыми, вредными и нежелательными растениями из группы разнотравья. 5. Какие происходят изменения кормовых качеств луговых растений в зависимости от фаз их развития? ЛИТЕРАТУРА: 3, с. 45—109; 4, с. 46—124; 5, с. 46—103.
Вопросы для самопроверки 1. Чем объясняется необходимость классификации сенокосов и пастбищ по природным зонам? 2. Как изменяется лугопастбищная растительность под влиянием природных факторов, сенокошения и выпаса? 3. Что понимается под фитотопологическим и фитоценологическим направлениями в классификации природных кормовых угодий? 4. Каковы основные классы, подклассы и типы лугов лесной, степной и других зон РФ? 5. Каковы особенности пойменных лугов РФ? 6. В чем заключается инвентаризация и паспортизация естественных сенокосов и пастбищ? ЛИТЕРАТУРА: 3, с. 110—152; 4, с. 124—164; 5, с. 110—152. Вопросы для самопроверки 1. Системы улучшения сенокосов и пастбищ. При каких условиях применяется каждая из них? 2. Какие мероприятия проводятся при поверхностном улучшении? 3. Какие культуртехнические работы проводятся на лугах в лесолуговой зоне РФ? 4. Как улучшается и регулируется водный режим в зоне избыточного и недостаточного увлажнения, глубина залегания почвенно-грунтовых вод на сенокосах и пастбищах? 5. Дозы, сроки и способы внесения удобрений на сенокосы и пастбища и их влияние на урожай трав, изменение ботанического, химического состава травостоя. 6. Уход за дерниной и травостоем естественных сенокосов и пастбищ. ЛИТЕРАТУРА: 3, с. 153—196; 5, с. 153—194.
Вопросы для самопроверки 1. Комплекс мероприятий, проводимый при коренном улучшении лугов. 2. Первичная обработка почвы на осушенных болотах, низинных закустаренных лугах, минеральных почвах и дозы удобрений при залужении. 3. Нормы, сроки и способы внесения органических, минеральных и других удобрений при залужении. 4. На основе каких показателей подбирается видовой состав травосмеси? 5. Нормы высева и сроки посева травосмесей. 6 Способы посева трав. В чем заключается уход за посевами в год посева? 7. Чем отличается агротехника травосеяния на склоновых землях, песках и солонцах? 8. Привести примеры передового опыта по устройству сеяных сенокосов и пастбищ. ЛИТЕРАТУРА: 3, с. 165—194; 4, с. 165—212; 5, с. 199—243.
Вопросы для самопроверки
1. Какое значение имеют пастбища в обеспечении скота зелеными кормами и поднятии продуктивности? 2. Как определить сроки начала и окончания стравливания пастбищных травостоев? 3. Системы выпаса скота, преимущества загонного способа пастьбы. 4. Сроки отрастания трав до периода пастбищной спелости. 5. Пастбищеоборот. Схемы пастбищеоборотов для различных природно-климатических зон страны. 6. В чем заключается текущий уход за пастбищами? 7. Как проводить расчет потребности в пастбищах? 8. Для чего нужен график выпаса скота по загонам и продолжительность прерывания скота в загоне? 9. Влияние удобрений на продуктивность и изменение видового состава травостоя пастбищ. 10. Способы орошения пастбищ, поливная и оросительные нормы. ЛИТЕРАТУРА: 3, с. 250—280; 4, с. 263—290; 5, с. 244—279.
Вопросы для самопроверки 1. Объемы производства сена по видам. 2. Биохимические процессы, протекающие при сушке трав. 3. За счет чего достигается сохранность сенажа? 4. Биохимические процессы, протекающие при сенажировании. 5. Биохимические процессы, протекающие при силосовании. 6. От каких факторов зависят сроки и высота скашивания? 7. Как влияет процесс сушки на качество получаемого корма? ЛИТЕРАТУРА: 3, с. 318—331; 4, с. 314—361; 5, с. 281—331.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Контрольная работа выполняется студентом самостоятельно после изучения курса. Она состоит из двух заданий и пяти контрольных вопросов. В первом задании освещаются вопросы, связанные с перспектива - ми развития кормопроизводства и отдельных видов кормов в хозяйстве, где работает студент-заочник, а также общие тенденции развития кормопроизводства в стране. Главное внимание при этом обращается на значение естественных и сеяных сенокосов и пастбищ в увеличении производства кормов. Особо следует обратить внимание на улучшение сенокосов и пастбищ и увеличение удельного веса кормов в кормовом балансе за счет этих угодий. Во втором задании дается характеристика лугов лесолуговой и степной зон (классы, подклассы, типы лугов этих зон), их урожайность, кормовая ценность и хозяйственное использование. Одновременно с этим составляется инвентаризация сенокосов и пастбищ колхоза или совхоза (отделения, бригады) по месту работы студента согласно таблице 2. В целях наилучшего ознакомления с сенокосами и пастбищами хозяйства необходимо осмотреть каждый участок луга, который будет занесен в инвентаризационную опись лугов. В целях наилучшего ознакомления с сенокосами и пастбищами хозяйства необходимо осмотреть каждый участок луга,.который будет занесен в инвентаризационную опись лугов. Контрольные вопросы разбиты так, что они охватывают основные темы программы курса «Луговое кормопроизводство». Для того чтобы дать исчерпывающий и правильный ответ на тот или иной вопрос, требуется привлечение материалов из разных тем. Поэтому прежде чем написать контрольную работу, студенту необходимо глубоко изучить и освоить программный материал по всем разделам курса «Луговое кормопроизводство». При освещении отдельных вопросов контрольного задания студент может пользоваться основными учебниками, а также рекомендованными дополнительными учебными пособиями и литературными источниками. Текст излагается своими словами, при этом недопустимо повторение общих фраз и переписывание с учебника или других источников. Студент при изложении контрольной работы должен показать не только свои знания по отдельным вопросам культуры луговодства, но и иллюстрировать их своими наблюдениями, опытом своего хозяйства, передовых хозяйств и опытных сельскохозяйственных учреждений. Контрольную работу следует писать четким разборчивым почерком; страницы рукописи необходимо нумеровать, обязательно оставляя поля на страницах. В конце работы перечисляется использованная литература. Номера вопросов контрольного задания устанавливаются по двум последним цифрам шифра согласно таблице, которая дается в таблице 2. Например, для студента с учебным шифром 4427 номера вопросов контрольного задания находятся в таблице на пересечении строки 2 по горизонтали и со строкой 7 по вертикали. Содержание этих вопросов помещено в прилагаемом списке. Для шифра 4427 они будут находиться под номерами: 28, 36, 76, 81, 104. Проверенную преподавателем контрольную работу студент должен представить на экзамене с тем, чтобы по неудовлетворительно освещенным разделам дать дополнительные разъяснения. При защите контрольной работы устно у студента должны быть при себе конспекты изученного материала. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ Калининградский филиал Кафедра Агрономии
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Кормопроизводство Направление подготовки бакалавра 36.03.02 Зоотехния (код и наименование направления подготовки бакалавра) Профиль подготовки бакалавра
ПОЛЕССК
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ « Кормопроизводство » /сост. Т.В. Рожкова – Полесск: Калининградский филиал ФГБОУ ВО СПбГАУ, 2015. 42с
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ предназначена для изучения дисциплины «Кормопроизводство» Одобрено на заседании кафедры «Агрономии» (протокол № 1от 15.09. 2015)
Утверждение методических указаний по выполнению контрольных и курсовых работ: 1. Рассмотрены на заседании кафедры (дата и № протокола); 2. Утверждены на заседании Методического совета КФ ФГБОУ ВО СПбГАУ (22.09. 2015 Протокол №7)
ВВЕДЕНИЕ
Для дальнейшего развития животноводства и повышения его продуктивности необходимым условием является увеличение производства кормов, улучшение их качества, снижение себестоимости. Необходима сбалансированность кормов по всем питательным веществам и осообенно по белку, сахару, каротину. Белковый дефицит в кормах сдерживает дальнейшее повышение продуктивности животноводства. Необходимо заготовить корма с содержанием переваримого протеина по 106—110 г на 1 кормовую единицу, что соответствует зоотехническим нормам в кормлении животных. Основных путей для ликвидации белковой недостаточности кормов несколько. Это система агротехники, посев высокобелковых культур, особенно бобовых, рапса и сурепицы, орошение, внесение удобрений, выращивание 'кукурузы на силос по зерновой технологии. Важным источником увеличения производства высококачественных кормов являются естественные сенокосы и пастбища, с которых мы получаем пока мало кормов, низка их урожайность. У нас в стране сенокосы и пастбища занимают свыше 330 млн га (не считая оленьих). Площадь их в 1,5 раза больше пашни, но мы получаем лишь 30% кормов общих заготовок. В ряде регионов созданные культурные луга и орошаемые пастбища дают высокие урожаи высококачественного корма и обеспечивают поголовье скота дешевыми зелеными кормами в летний период. Для поднятия продуктивности естественных кормовых угодий требуется комплекс мероприятий по созданию высокоурожайных сенокосов и пастбищ. Луговое кормопроизводство — это производственная отрасль сельского хозяйства, и она должна в максимальном количестве обеспечить сельскохозяйственных животных необходимым количеством сена, силоса, сенажа, зеленым пастбищным кормом, витаминной высокобелковой травяной мукой. В решении этих задач важное место принадлежит агрономам, зооинженерам, освоившим необходимые знания по луговодству. Курс лугового кормопроизводства изучается на 2 курсе зооинженерного. Основными вопросами курса являются: 1. Типы луговых угодий и их значение для сельскохозяйственного производства. 2. Луговые травянистые растения, их биологические особенности и хозяйственное использование. 3. Культуротехнические работы, направленные на улучшение и повышение продуктивности естественных и сеяных сенокосов и пастбищ. 4. Создание орошаемых пастбищ и сенокосов, система ухода за ними. 5. Создание зеленого конвейера. 6. Система семеноводства луговых трав. Травосмеси для участков с различным использованием. Для усвоения курса «Луговое кормопроизводство» необходимо иметь определенные знания таких смежных дисциплин, как ботаника, физиология растений, микробиология, агрохимия, земледелие, мелиорация, сельскохозяйственные машины, кормление сельскохозяйственных животных. Порядок изучения курса Вышеуказанные вопросы изучаются вначале самостоятельно, затем выполняется контрольная (курсовая) работа. При вызове на экзаменационную сессию студент слушает лекции, как теоретическую часть, занимается самостоятельно. Все это сопровождается лабораторно-практическими занятиями. Курс «Луговое кормопроизводство» разделен на 10 тем: 1. Биологические особенности растений сенокосов и пастбищ. 2. Экологические особенности растений сенокосов и пастбищ. 3. Растения сенокосов и пастбищ. 4. Растительные сообщества. 5 Естественные кормовые угодья. Их классификация и распределение по природным зонам. 6. Система поверхностного улучшения природных сенокосов и пастбищ. 7. Система коренного улучшения природных сенокосов и пастбищ. 8. Организация и рациональное использование пастбищ. 9. Укосное использование многолетних травостоев. Заготовка сена и других кормов. 10. Семеноводство многолетних кормовых трав. Изучение теоретического курса сопровождается лабораторно-практическими занятиями по следующему примерному плану- 1. Изучение основных групп растений сенокосов и пастбищ. Бобовые, злаковые, разнотравье (по гербарию и натуральным экспонатам). Их биологические особенности. Кормовая ценность, хозяйственное значение. 2. Знакомство и изучение особенностей вредных, ядовитых растений (по гербарию). 3. Изучение семян многолетних трав. Сыпучесть и другие технологические особенности отдельных видов. 4. Порядок составления травосмесей в зависимости от типа почв, хозяйственного назначения, условий увлажнения. Расчет норм высева. 5. Составление схем и мероприятий по коренному и поверхностному улучшению, рациональному использованию естественных кормовых угодий применительно к зонам, агротипам. Агротехника, уход, интенсивное использование. 6. Ботанический анализ сена и его оценка, учет. 7. Составление схем организации семеноводства трав (для агрономов). 8. Составление баланса зеленых кормов на летний период. 9. Расчеты потребности в пастбищах для различных групп скота. Определение числа загонов, их площади в зависимости от урожая, климатических и почвенных условий. Составление пастбищеоборота, уход за пастбищами, техника выпаса скота. 10. Составление проекта организации кормовой базы для конкретного хозяйства, своей животноводческой фермы или района. Кроме изучения теоретического материала, студент-заочник должен ознакомиться с основными типами сенокосов и пастбищ по месту работы (районе, области) и изучить: а) основную растительность, хозяйственную ценность, культуротехническое состояние, условия увлажнения, почвы; б) намеченные или осуществляемые мероприятия по поверхностному коренному улучшению низкопродуктивных лугов и пастбищ; в) использование естественных и сеяных сенокосов и пастбищ. Кроме того, необходимо ознакомиться с материалами почвенного, геоботанического обследования, инвентаризацией лугов, агропочвенными планами и картами. Изучить и проанализировать передовой опыт колхозов и совхозов, а также ознакомиться с научно-исследовательскими работами и достижениями местных научных учреждений по кормопроизводству и улучшению сенокосов и пастбищ. Студент-заочник должен собрать 20—30 видов наиболее распространенных луговых растений, в первую очередь, злаковых, бобовых, а затем разнотравья и осок. Составить из них гербарий, в котором указать вид растений, тип луга, откуда взято растение (например: заливной луг, суходол, болото, низинный луг и т. д.) и как используется данный участок (пастбище или сенокос); необходимо также собрать образцы основных типов сена (не более 500 г). Гербарий и образцы сена студент по приезду на сессию должен сдать на кафедру кормления с-х животных и кормопроизводства. Без представления гербария и образцов сена экзамен и зачет по луговодству не принимаются. По курсу «Луговое кормопроизводство» согласно учебному плану выполняется одна контрольная работа. В случае затруднений при выполнении контрольной работы следует обратиться за письменной консультацией на кафедру кормления с.-х. животных и кормопроизводства. Методические указания разработаны в соответствии с программой по кормопроизводству. Библиографический список Основной 1. Практическое руководство по технологиям улучшения и использования сенокосов и пастбищ лесолуговой зоны/А. И. Громов и др. М.: Госагропром, 1987. 2. Андреев Н. Г. Луговое и полевое кормопроизводство. М... Агропромиздат, 1987. 3. Андреев Н. Г. Луговедение. М.: Агропромиздат, 1985. 4. Тюльдюков В. А. Практикум по луговому кормопроизводству. М.: Агропромиздат, 1986. Дополнительный 1. Растениеводство/Под. ред. П. П. Вавилова. М.: Агропромиздат, 1986. 2. Смелов С. П. Теоретические основы луговодства. М.: Колос, 1966. 3. Тек А. Г. Кормопроизводство. М.: Колос,1982. 4. Справочник по кормопроизводству/М. А. Смурыгин, В. Г. Игловиков, В. А. Тащилин и др. М.: Агропромиздат, 1985. 5. Зональные учебные пособия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1.Биологические особенности растений сенокосов и пастбищ К биологическим свойствам луговых растений следует отнести длительность жизни, способы размножения, приспособление к перезимовыванию, типы питания, ритм сезонного развития, способность отрастать после дефолиации. При изучении растительности лугов следует обратить внимание на то, что травостои естественных сенокосов и пастбищ состоят, главным образом, из многолетних травянистых растений. Типы растений по продолжительности жизни, скороспелости. Особенности формирования побегов луговых растений. Кущение и ветвление сенокосно-пастбищных растений. Периодичность кущения многолетних злаков. Летний и зимний периоды покоя, приспособления к перезимовке. Луговые травы делятся на четыре хозяйственные группы: злаковые, бобовые, разнотравье и осоки. Злаковые по типам кущения делятся на корневищные, корневище-рыхлокустовые, рыхлокустовые и плотнокустовые, а по характеру расположения листьев — на верховые, низовые и полуверховые. По типам кущения преобладающих в травостое злаков характеризуется состояние дернины и почвы и определяется возрастная стадия луга (корневищная, рыхлокустовые, плотнокустовые). По высоте луговые травы можно разделить на большое количество групп. Но наиболее часто встречающееся в специальной литературе деление состоит в следующем. Все растения делят на 3 группы: а) верховые — высота свыше 100 см, в кусте преобладают генеративныеудлиненные вегетативные побеги (тимофеевка луговая, кострец безостый); б) полуверховые — высота их достигает 100 см, в кусте имеется большое количество удлиненных вегетативных побегов; в) низовые — высота их не превышает 40 см, в кусте преобладают укороченные вегетативные, а также имеется некоторое количество генеративных побегов. Вопросы для самопроверки 1. Типы растений по характеру кущения. 2. Значение семенного и вегетативного возобновления в. жизни сенокосно-пастбищных растений. 3. Отавность. 4. Особенности нарастания массы и изменение питательной ценности трав по фазам вегетации. 5. Большой и малый жизненные циклы. 6. Понятие о яровых и озимых формах многолетних трав. ЛИТЕРАТУРА: 3, с.12—21; 4, с. 13—32.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.222 (0.14 с.) |