![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Замещающая семья с позиции теории семейных систем (модель А.Б. Холмогоровой)
А.Б. Холмогорова [1999, 2000, 2002] предложила четырехаспектную модель анализа семейной системы, которая соотносится со вторым уровнем мультимодальной модели Оудсхоорна. Эта модель позволяет систематизировать наиболее важные характеристики семейной системы, изучавшиеся в рамках разных направлений системной семейной психотерапии. Выделяются следующие аспекты семейной системы: структура семьи, микро- и макродинамика семейной системы, идеология семьи. В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Частъ П. Профессиональная замещающая семья...
Под структурой семьи понимается квазипространственный срез семейной системы. Важнейшими понятиями при описании семейной структуры являются понятия связи и иерархии. Связь определяется как психологическое расстояние между членами семьи. В качестве двух дисфункций связи выделяются симбиоз (сверхвключенность) и разобщенность. Дети-сироты, для которых характерна несформиро-ванность или нарушение чувства привязанности, базового доверия к миру, стремятся удовлетворить свою потребность в близости за счет контакта с замещающей семьей. Однако нередко невозможность «насыщения» потребности в близости с членами семьи может стать причиной ощущения внутренней сегрегации у ребенка. В семьях, склонных к установлению симбиотических отношений, члены семьи оказываются настолько связанными между собой, что система «выталкивает» приемного ребенка. Наличие в семье другой дисфункции связи — разобщенности — также негативно влияет на процесс интеграции ребенка-сироты, т.к. члены семьи не имеют стереотипов близких отношений и сами страдают от ощущения внутренней изоляции. Иерархия определяет отношения доминантности-подчинения в семье. М. Боуэн [1978, 1992] показал, что в дисфункциональных семьях власть часто узурпируется одним из родителей при слабой фигуре другого и наличии ребенка, зависящего от сильного родителя. Ребенок-сирота, попадающий в подобную семью либо из формальной, жестко иерархизированной среды сиротского учреждения, либо из хаоса асоциальной семьи, привык воспринимать мир как мало прогнозируемый и нестабильный и продолжает считать его не поддающимся контролю и регуляции. Это значительно снижает возможности замещающей семьи в компенсации когнитивных депривацион-ных нарушений.
Сама семейная система состоит из подсистем — более мелких систем внутри целостной системы; как правило, выделяется детская и родительская подсистемы. Подсистемы разделены внутренними границами, которые характеризуются большей или меньшей степенью жесткости. Объединения между членами подсистем называются коалициями; образование коалиций приводит к нарушению внутренних границ. Выше обсуждалось, что нередким явлением в семьях является триангуляция: попытка использовать третьего для решения конф- ликта, возникшего между двумя другими членами. В подобных ситуациях нарушенное поведение приемного ребенка нередко используется в супружеской подсистеме как почва для объединения, что может косвенно способствовать закреплению нарушенного поведения. Одновременно с этим прием ребенка может способствовать восстановлению границ между детской и родительской подсистемами, что позволяет кровным детям более безболезненно пройти этап сепарации, то есть перейти к более самостоятельному и независимому от родителей функционированию. Семейная структура характеризуется не только внутренними, но и внешними границами: степенью открытости семьи как системы для контактов с внешним миром. Слишком открытая система похожа «на проходной двор», куда в любую минуту могут вторгнуться извне. Она не дает семье чувства комфорта и безопасности. Не менее опасна и чрезмерная закрытость системы, которая ведет к страху перед внешним миром, отсутствию навыков общения с другими людьми, повышенной тревожности [Холмогорова, 1999, 2000, 2002]. Профессиональная замещающая семья, на наш взгляд, должна иметь достаточно открытые внешние границы, т.к. дети-сироты могут то появляться, то уходить из семьи, и быть достаточно восприимчивой к внешним воздействиям, поскольку нуждается в различных видах сопровождения. В случае когда внешние границы замещающей семьи закрыты, семья в недостаточной мере справляется со своими профессиональными задачами. Замкнутое развитие профессиональной замещающей семьи, имеющей закрытые жесткие границы (например, тип «семья—крепость»), является дисфункциональным и неадекватно профессиональным целям.
3.2.2. Аспект второй: микродинамика Процесс включения внешнего для системы элемента — ребенка-сироты — не только влияет на внутреннее пространство семьи, приводя к переструктурированию границ между подсистемами коалиций и иерархии, но и меняет внутреннюю динамику системы. Понятие микродинамики позволяет анализировать особенности Функционирования семейной системы на актуальном уровне [Холмогорова, 1999, 2000, 2002]. В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Часть II. Профессиональная замещающая семья...
• семейные роли или устойчивые функции в работе системы, за • модели взаимодействия или вытекающие из семейных ролей • циркулирование информации в семейной системе, которое мо • стиль эмоциональной коммуникации, характеризующийся ба • эффективное или неэффективное распределение по членам се • метакоммуникацию — процессы совместного обсуждения и ос • триангуляцию — использование третьего для решения конф С одной стороны, процесс включения ребенка-сироты в семью оказывает влияние на характер ее функционирования на уровне микродинамики, изменяя роли и связанные с ними отношения и коммуникативные модели. С другой стороны, показатели семейной микродинамики базисной семьи в значительной степени характеризуют ее адаптивный потенциал. Четкое распределение заданий и отсутствие противоречий в коммуникации крайне важно для снижения когнитивного хаоса, характерного для приемных детей. Важным является и открытое циркулирование информации, которое способствует скорейшему решению возникающих конфликтов, тогда как коммуникация, сопровождающаяся секретами и непроговоренностью, приводит к превращению конфликтов в хронические. Неблагоприятным для адаптации является такая коммуникативная модель, как доминирование критики над похвалой. Наконец, возможность открытого обсуждения всего происходящего в семье способствует развитию эмоциональной зрелости, самоуважения, умения анализировать свои и чужие поступки, формирует доверие к миру и ощущение его предсказуемости и надежности. 3.2.3. Аспект третий: макродинамика Макродинамика семейной системы включает следующие понятия [Холмогорова, 1999, 2000, 2002]: • семейная история, или семейная эволюция (традиция изучения
• семейные сценарии: устойчивые модели микродинамики и струк • циклы развития: этапы, ставящие перед семейной системой • сопротивление семейной системы тем изменениям, которые яв • ресурсы для изменений (крайне важное понятие для организа • общий культурный и исторический контекст, в котором разви • полоролевые стереотипы. Поскольку уровень макродинамики является наиболее устойчивым пластом функционирования семейной системы, то и поиск «психологической ниши» для включения приемного ребенка в систему и ресурсов семьи для его адаптации необходимо начинать на этом уровне. Гипотеза Боуэна [1978] о том, что модели взаимоотношений предыдущих поколений могут обеспечить неявные модели семейного функционирования в следующих поколениях, в определенной мере объясняет, например, тот факт, что приемные дети появляются в семьях, Для которых характерна многодетность в поколениях. Одной из функций приема, на наш взгляд, является определенное воздействие на Дисфункциональные модели в вертикальной системе семьи, когда одной из мотиваций приема является освобождение от прошлого семейного сценария и возрождение семьи после грубых дисфункций в предшествующих поколениях, таких как алкоголизм или ранняя смерть. 6 В. Н. Ослон В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Часть II. Профессиональная замещающая семья...
Чрезвычайно важным понятием макродинамики является сопротивление изменениям. Классики системного подхода [Берталанфи, 1973] считали, что система постоянно находится в состоянии изменения и стремится, с одной стороны, к сохранению сложившихся стереотипов (гомеостазу), а с другой — к развитию и переходу на более высокий уровень функционирования. Это противоречие значительно осложняет развитие семейной системы. В рамках системной семейной терапии рассматриваются, например, такие способы сопротивления изменениям и поддержания семейного гомеостаза на кризисных этапах развития семьи, как девиантное поведение, соматоформные и психотические расстройства одного из членов семьи (нередко ребенка). То есть дисфункции семьи проявляются через выдвижение «идентифицированного клиента» — члена семьи, на которого перекладывается груз семейных проблем и с которым связываются все причины неблагополучия [Haley, 1963; Satir et al., 1975; Черников, 1997].
Ситуация приема выступает для некоторых семей как попытка избежать изменений внутренних отношений с помощью изменения семейной структуры за счет включения новых членов. Для российской семьи, из-за слабости супружеской подсистемы, одним из наиболее кризисных этапов развития является «пустое гнездо» — ситуация, возникающая после того, как повзрослевшие дети покидают дом. Канун «пустого гнезда» повышает уровень тревоги семьи настолько, что система начинает работать в кризисном режиме. Таким образом, мотивация приема детей-сирот может быть связана, во-первых, со стремлением разрешить новые проблемы прежним способом (прием ребенка после того, как собственные дети повзрослели), во-вторых, с попыткой разрешить старые, накопившиеся в семейной системе проблемы за счет включения в семью новых членов. Данный факт очень важно учитывать при отборе и подготовке семей к приему, т.к. новая система — замещающая семья — может обрушиться под тяжестью неразрешенных проблем базисной семьи. В определенной мере нарушения поведения у приемного ребенка, особенно с течением времени, становятся такой же «коммуникатив- ной метафорой», т.е. шифром потребностей семейной системы, как и нарушения у кровных членов семьи. В процессе своей макродинамики семья как социальная система проходит определенные циклы развития. Например, период ухаживания, фаза без детей, экспансия (от рождения первого ребенка до рождения последнего: семья с маленькими детьми), стабилизация (фаза зрелого брака), фаза, в которой дети покидают дом, «пустое гнездо» (супруги снова одни после отъезда детей), фаза, в которой кто-то из пары остается один после смерти партнера [Черников, 1997]. Как показало исследование, прием ребенка-сироты можно соотнести с определенным циклом развития семьи. Качественные изменения, происходящие с семьей в процессе интеграции и адаптации, свидетельствуют о том, что замещающую семью можно рассматривать как специфический цикл развития семьи, внутри которого имеют место свои этапы становления, свои нормативные и ненормативные кризисы. Включение ребенка-сироты в семью нередко застает систему на этапе попытки достигнуть гомеостаза с помощью привычных моделей функционирования.
Идея о наличии ресурсов для изменений в семьях позволяет сделать оптимистический прогноз о возможности реабилитации кровных семей детей, лишенных родительской заботы, и эффективности психологической помощи на кризисных этапах развития приемной семьи. 3.2.4. Аспект четвертый: идеология семейной системы Можно выделить следующие компоненты семейной идеологии [Холмогорова, 1999]: • семейные нормы и правила, т.е. те основания, на которых стро • делегирование требований и ожиданий в семье; их противоре • мифы — семейные концепции, легенды и верования, касающи • семейные ценности — это то, что открыто одобряется и культи 6* В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот
Семейная идеология является одной из наиболее сензитивных областей приема. Неадекватные ожидания семьи к своему новому члену и друг к другу становятся одной из главных причин его отвержения. Ребенок-сирота, пытаясь интегрироваться в систему, прежде всего сталкивается с барьером из семейных правил и норм, которые и сама семья крайне слабо осознает. Как показало исследование, своеобразным психологическим «входом» в семью является принятие приемными детьми норм и правил семьи. Поэтому одним из направлений психологической помощи профессиональной замещающей семье должно стать достижение определенной согласованности в понимании членами семьи и приемным ребенком этих правил и норм. Для многих из обследованных семей одной из внутренних мотиваций приема стало преодоление зловещих семейных мифов, касающихся деструктивных моментов семейной истории в виде повторяющихся в поколениях девиаций (алкоголизации, асоциальных действий), от которых страдали другие члены семьи. М. Боуэн сформулировал обобщенные критерии дисфункциональ-ности семейной системы, которые могут служить опорой при разработке критериев отбора семей, а именно: низкий уровень автономии, недифференцированность массы «ты» и «они», закрытые границы, ригидность правил и норм, низкий уровень эмоциональной поддержки, неразвитая метакоммуникация. С этих позиций систему функционирования любого сиротского учреждения можно рассматривать как дисфункциональную. Все четыре аспекта семейной системы тесно взаимосвязаны меж Глава 4
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 922; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.58.122 (0.036 с.) |