Об особенностях графической деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об особенностях графической деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста



Известно, что без специального обучения и воспитания ум­ственно отсталые дети на протяжении всего дошкольного перио­да не проявляют подлинного интереса к рисованию.

Подавляющее большинство детей в возрасте 4—5 лет при по­ступлении в детский сад не могут выполнить даже самые прими­тивные изображения. Их графическая деятельность носит манипулятивный характер и находится на уровне доизобразительного черкания. Многие дети не понимают поставленной перед ними задачи: вместо того чтобы рисовать, они стучат карандашом, грызут его, мнут или рвут бумагу. Некоторые из них хаотично воспроиз­водят различные штрихи, почти не обращают внимания на остав­ляемый карандашом след, выходят за пределы листа бумаги (чер­тят на столе), продолжают «рисовать» даже тогда, когда каран­даш сломался.

Нормально развивающийся ребенок уже к четырем годам мо­жет изобразить предмет. Умственно отсталый ребенок даже не­сколько более старшего возраста оказывается неспособным вы­полнить такую задачу. Предметное изображение появляется поздно (в 6—7 лет) и только под влиянием обучения. У умственно отста­лых детей нет «подготовительного акта к изобразительному рисо­ванию» (В. М. Бехтерев). В этот период у детей с нормальным раз­витием среди изображаемых ими каракулей, линий, штрихов, спи­ралей можно найти очертания тех или иных предметов.

Тематика рисунков умственно отсталых детей дошкольного возраста крайне ограничена и во многом зависит от содержания предшествующих занятий. В основном же они рисуют традицион­ные домики и некоторые предметы.

Умственно отсталые дошкольники не подчиняют свой рису­нок определенному сюжетному замыслу. Как правило, они изоб­ражают один предмет или несколько не связанных по смыслу пред­метов. В то же время изобразительная деятельность нормально раз­вивающихся дошкольников носит сюжетный характер. Однако и им не удается выразить в рисунке все элементы задуманного сю­жета. В качестве «заместителей» недостающих элементов дети ис­пользуют речь.

В отличие от нормально развивающихся детей умственно от­сталые дошкольники не сопровождают речью свою изобразительную деятельность. Единичные высказывания по ходу работы обычно не имеют отношения к изображаемому.

Согласно опубликованным данным, рисунки умственно от­сталых дошкольников имеют следующие характерные особен­ности:

• неполнота, фрагментарность изображений (только стена или крыша у дома; ствол дерева без веток; «головоног» вместо челове­ка и т.п.);

• отсутствие в рисунках целостного образа («разорванность» изображения, разбросанность элементов по пространству листа бумаги: дверь у дома висит в воздухе, окна размещены вне стен; руки у человека нарисованы отдельно от туловища и т.п.);

• упрощение и искажение формы изображаемых объектов (от­сутствие замкнутости при изображении контуров предметов и их частей; уподобление одной формы другой: квадрат в виде круга, круг в виде треугольника; смешение и искажение форм);

• наличие различного рода нелепостей, обусловленных не­пониманием смысла изображенных частей или деталей предметов (дом с двумя крышами — вверху и внизу; дверь на крыше дома; ветки только с одной стороны дерева и т.п.);

• неправильная передача в рисунке пространственных отно­шений между элементами одного предмета, перестановка этих эле­ментов и размещение их на листе бумаги изолированно друг от друга;

• отсутствие цветовых характеристик в нарисованных пред­метах (раскрашивание изображения любым, первым попавшимся карандашом).

В рисунках умственно отсталых дошкольников можно обнару­жить и другие недостатки: непропорциональность частей рисун­ка, смещение изображения относительно центра листа, несоот­ветствие размеров рисунка и листа бумаги. Однако эти недостатки характерны также и для рисунков нормальных учащихся младших классов массовой школы.

Качественное своеобразие рисунков умственно отсталых детей дошкольного возраста в значительной мере объясняется недораз­витием их сенсорной сферы" и специфическими особенностями познавательной деятельности. Многие недостатки обусловлены нарушением моторики и задержкой в развитии зрительно-двига­тельной координации.

Трудности формирования графических способностей обуслов­лены такими особенностями детей, как сравнительно небольшой объем внимания, быстрая утомляемость, пониженная активность, недостаточная целенаправленность. Имеющиеся у них нарушения эмоционально-волевой сферы нередко отрицательно влияют на поведение. Многие дети двигательно беспокойны: встают из-за стола, ходят по комнате, хватают друг у друга карандаши и другие предметы. На замечания взрослого отвечают капризами, кри­ком, плачем или совсем не реагируют.

Таким образом, присущие умственно отсталым значительные отклонения в развитии своеобразно проявляются в рисунке и в процессе его создания.

Следует подчеркнуть, что изобразительная деятельность скла­дывается у умственно отсталых дошкольников лишь непосредствен­но перед их переходом в специальную школу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.154.86 (0.006 с.)