Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекционно-воспитательная работа на уроках тематического рисования
Тематическое рисование в отличие от декоративного рисования и рисования с натуры занимает более скромное место в учебной программе специальной школы. Это наиболее сложный для умственно отсталых детей вид занятий, поскольку он базируется на представлениях, т.е. на воспринятых ранее наглядных образах объектов. Физиологической основой представлений является оживление, восстановление в коре головного мозга следов от прежних раздражений. Известно, что роль представлений в психической жизни ребенка очень велика: процессы памяти, мышления, воображения, эстетические чувства и волевые действия никогда не происходят без участия представлений. В связи с этим занятия тематическим рисованием имеют особое значение в развитии умственно отсталых школьников. Они являются чрезвычайно важной организующей и дисциплинирующей формой деятельности. Рисование на темы предполагает изображение по представлению отдельных предметов или несложных сюжетов из окружающей жизни, а также иллюстрирование специально подобранных учителем рассказов-описаний или отрывков из литературных произведений. Такая работа требует от детей мобилизации опыта, активизации представлений и воображения в соответствии с определенной целью — отразить в графической форме конкретную тему. Ее раскрытие вызывает необходимость припоминания соответствующих образов, их строения, формы, величины, цвета. Значительные усилия требуются от детей, чтобы они могли решать задачи по композиции рисунка. Следует, однако, еще раз подчеркнуть, что, рисуя по представлению, учащиеся вспомогательной школы опираются на скудный запас имеющихся у них неточных зрительных образов и схематических приемов изображения. На качестве тематических рисунков, выполненных без соответствующего обучения, сказываются недостатки наблюдательности, воображения, зрительной памяти. Характерно, что дети рисуют те предметы, которые они умеют рисовать, а не те, которые необходимы для правильной передачи сюжета. Кроме того, при выполнении рисунка на предложенную тему у умственно отсталых детей наблюдается такая актуализация образов, которая не только уводит их в сторону от темы, но подчас и противоречит ей. Так, например, некоторые ученики I—II классов в рисунках на тему «Зима» изображают как предметы, характерные для этого времени года (снежную бабу, детей, катающихся на санках и лыжах, каток с конькобежцами и т.д.), так и объекты, которые не сообразуются с данной темой (деревья с зелеными листьями, цветы, грибы и т.п.). Эта характерная особенность учащихся вспомогательной школы, наблюдаемая на уроках тематического рисования1, согласуется с данными, полученными И.И.Будницкой, изучавшей соотношение предметного содержания в рисунке и рассказе.
Автор обращает внимание на тот факт, что умственно отсталые дети после выполнения рисунка «исправляют» допущенные ошибки посредством речи. Эти исправления свидетельствуют о том, что речь школьников может регулировать их познавательную деятельность. Такая работа проходит более эффективно в условиях непосредственного восприятия, т. е. тогда, когда перед ребенком находится его собственный рисунок. Качество рисунков, выполненных на заданную тему, находится в прямой зависимости от прошлого опыта учащихся. По этой причине этот вид изобразительной деятельности можно разделить на три категории: 1) рисование предметов и явлений, ранее наблюдавшихся и изображавшихся; 2) рисование предметов и явлений, ранее наблюдавшихся, но не изображавшихся; 3) рисование предметов и явлений, которые учащимися никогда не наблюдались и не изображались. Разумеется, что все эти случаи изображения по представлению в значительной степени отличаются друг от друга и каждый из них ставит перед учеником разные по сложности задачи. Учитывая это, развитие представлений на уроках тематического рисования следует проводить в определенной системе с использованием рациональной методики. В связи с организацией и проведением коррекционно-воспитательной работы первостепенное значение приобретает содержание тематического рисования. Сложные задания, подобранные без учета имеющихся у детей представлений о том или ином предмете (явлении), могут оказаться непосильными для выполнения. И наоборот, слишком простая работа выполняется без должного напряжения и, что самое главное, теряет свое коррекционное свойство.
Задача учителя заключается в том, чтобы подобрать такое содержание, отражение которого в рисунке потребовало бы от учащихся определенных усилий. Не менее важно, чтобы предлагаемые задания вызывали у детей желание выполнить рисунок как можно лучше. Рисование на заданную тему следует отличать от так называемого свободного рисования, когда учащиеся рисуют по собственному замыслу по инструкции: «Рисуйте, что хотите». В этом случае практически отсутствует обучение, а ошибки, свойственные детям при передаче изображения, не только не исправляются, а, наоборот, закрепляются. Отсюда следует, что «свободное» рисование ни в коей степени не должно подменять тематическое рисование. Рисование по желанию учащихся целесообразно проводить на уроке только в тех случаях, когда учитель не знает состава класса и ему необходимо увидеть детей в процессе деятельности, познакомиться с изобразительными возможностями своих воспитанников. Последующий анализ работ позволит ему в определенной степени выявить запас представлений и графическую подготовленность учащихся. План работы по изобразительной деятельности должен быть составлен таким образом, чтобы урокам рисования на темы предшествовали уроки рисования с натуры или тщательные наблюдения объекта с установкой на последующее изображение его по представлению. Например, перед рисованием на тему «Весна пришла» целесообразно провести серию уроков, во время которых дети учатся рисовать деревья, скворечники, птиц и т.п. Учитель не должен ограничиваться простым сообщением темы, очень важно разъяснить ее сущность. В противном случае работа будет носить формальный характер. Чтобы этого избежать, в младших классах следует предлагать такую тематику, которая требует от детей припоминания ранее рассматривавшихся и изображавшихся предметов. В старших классах задания усложняются: учащимся предлагается нарисовать такие объекты, которые им приходилось только наблюдать. В отдельных случаях можно дать и такую тему, для раскрытия которой потребуется изобразить объекты и явления, которые ранее ученики никогда не видели и не изображали. Перед младшими школьниками обычно ставится более простая задача — нарисовать по представлению какие-либо два-три хорошо знакомых предмета. Стремясь к тому, чтобы задание вызывало познавательную активность детей, учитель кратко характеризует предметы и их части по форме, величине, цвету и т.п. В качестве примера приведем несколько таких рассказов-описаний: Задание 1. Дети, нарисуйте на одном листе два дома: маленький и большой. У маленького дома — дверь и одно окно, у большого — дверь и три окна. У маленького дома крыша красного цвета, а у большого — зеленая. Задание 2. Нарисуйте двухэтажный дом. Слева от дома растут две елочки, а справа — одна. Рядом с ней стоит легковая машина. Задание 3. На одной полке стоят три толстые и две тонкие книги, а на другой — две игрушки: матрешка и мяч. Подумайте, как их нарисовать. Задание 4. В левой части листа, поближе к краю, нарисуйте маленький домик, справа от домика — большое дерево, под деревом — скамеечку. Справа от скамеечки — качели.
Задание 5. Посередине листа нарисуйте снежную бабу. В руках у нее метла, на голове — ведро. Справа от снежной бабы — маленькая елочка, а слева — горка, с которой катаются дети. Идет сильный снег. Эти и подобные им задания — важное средство коррекции недостатков пространственных представлений и пространственной ориентировки у умственно отсталых школьников. Во-первых, учащиеся упражняются в понимании пространственных характеристик («слева», «справа», «посередине» и т.д.); во-вторых, ориентируются на плоскости листа бумаги; в-третьих, размещают одни изображения относительно других. Результативность такого рода заданий апробирована и рекомендована в качестве одного из рациональных коррекционных приемов. При иллюстрировании рассказов в начальной стадии обучения тематическому рисованию нельзя ограничиваться только словесным описанием объектов и их расположения в пространстве. Необходимо применять моделирование заданной ситуации. С этой целью приготавливаются модели встречающихся в рассказе предметов. Перед началом рисования учащиеся составляют из них соответствующую композицию. На следующем этапе учитель концентрирует внимание детей на припоминании образов предмета, на восстановлении в памяти по словесному описанию пространственных представлений. В тех случаях, когда учащиеся получают задание раскрыть в рисунке какую-нибудь тему («Ветка елки с игрушками», «Рыбки в аквариуме среди водорослей», «В магазине игрушек» и пр.), необходимо предварительно всесторонне обсудить сюжет. Так, перед рисованием на тему «Строительство нового дома» (IV класс) учащиеся рассказывают о своих впечатлениях от экскурсии на стройку, которую заранее организовал учитель, о том, какая техника там применяется. Дети по очереди называют объекты, которые могут найти отражение в рисунке: несколько этажей строящегося здания; наверху — строители-монтажники; башенный подъемный кран, стрела которого несет панель; по дороге едут автомашины со строительными материалами (везут бетонные плиты, цементный раствор, песок); недалеко от дома работает экскаватор (ковшом роет траншею); бульдозер засыпает яму; автопогрузчик укладывает плиты и т. п. Для уточнения представлений о внешнем виде предметов на уроке используются таблица с изображением строительных машин и детские игрушки (трактор, самосвал, подъемный кран, автопогрузчик и пр.). Учитель дает указания, как лучше нарисовать задуманное, где целесообразнее расположить отдельные предметы. Иногда необходимо показать способ рисования того или иного предмета или каких-нибудь его частей.
Учебно-воспитательные и коррекционные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая подготовка. Сюда следует отнести: • определение, уточнение и разъяснение тематики рисунка; • перечисление и словесное описание учащимися объектов, включаемых в рисунок; • дополнительное рассматривание и изучение объектов в натуре или их изображений; • изучение различных конструктивных элементов для более точной передачи образа предмета; • организацию комбинаторной деятельности учащихся с целью лучшего расположения частей рисунка в пространстве; • объяснение порядка выполнения рисунка и показ приемов работы; • использование игровых моментов и игровой ситуации. Для обогащения зрительных представлений школьников важно использовать (не для срисовывания) книжные иллюстрации, таблицы с изображением людей и животных, различные репродукции, плакаты, открытки, фотографии и т.п. Не следует забывать и о необходимости применения диафильмов и диапозитивов. В оборудование уроков тематического рисования должны входить также игрушки, муляжи, чучела птиц и животных и т.д. Применение и всестороннее изучение натуральных объектов и наглядных пособий обеспечивает лучшее формирование представлений. «Чем полнее осмыслена вещь в восприятии, тем полнее и богаче ее представление», — писал Н.Н.Волков. Особая роль в коррекционно-воспитательной работе на уроках тематического рисования принадлежит словесным объяснениям и указаниям. Разумное сочетание слова и наглядности дает особенно хорошие результаты. У учащихся коррекционной школы образуются более ясные и точные представления в тех случаях, когда учитель не только демонстрирует предмет или его изображение, но и подробно о нем рассказывает. Один из путей формирования качественных представлений у умственно отсталых детей — развитие речи в единстве с организацией наглядно-действенного опыта в ходе занятий. Мы попытались выяснить, как речь учителя и самих учеников влияет на образование зрительных представлений на уроках тематического рисования. Двум группам учащихся IV классов специальной школы было предложено выполнить рисунок на тему «Умные машины». Практической работе предшествовала беседа учителя о таких машинах. Дети принимали в ней активное участие. Они рассказывали о снегоочистителях, уборочных машинах, асфальтоукладчиках, экскаваторах и т. д. И той и другой группе учащихся показывали модели двух машин: подъемника и башенного крана. Однако в одной группе перед показом соответствующие пояснения давались только о подъемнике, а в другой — только о башенном кране. Учащимся подробно рассказывалось о назначении машин и давалась развернутая словесная характеристика особенностей их строения. Назывались основные части машин, уточнялись их форма, величина, расположение. Чтобы проверить, как учащиеся поняли рассказанное учителем, им задавались контрольные вопросы.
После того как объекты убирались, учащиеся приступали к работе. Как же были выполнены рисунки по памяти после предъявления двух моделей? Почти все учащиеся первой группы нарисовали подъемник; чуть больше половины из них изобразили еще и башенный кран. Во второй группе картина была почти такой же. Подавляющее большинство нарисовали кран; подъемник изобразили немного более половины детей. Из этого следует, что учащиеся отдали предпочтение той модели, о которой рассказывал учитель. Однако самый важный вывод удалось получить после анализа детских работ. Он состоит в следующем: там, где учащиеся получают об объекте исчерпывающую информацию, рисунки получаются наиболее точными по форме и конструкции, а при передаче деталей допускается наименьшее число ошибок. Принимая во внимание наличие трудностей, которые испытывают учащиеся во время рисования по представлению, большое значение придается индивидуальной работе. Вовремя подсказывая решение той или иной задачи, исправляя неверные действия ученика и объясняя ошибки, учитель тем самым активно вмешивается в ход работы над рисунком, организует и направляет изобразительную деятельность школьников. Учитель в некоторых случаях может взять какую-то незначительную часть работы на себя (например, показать расположение элементов рисунка), а иногда и просто помочь ребенку нарисовать необходимый предмет. Такую помощь следует считать вполне оправданной, так как она является активизирующим и стимулирующим средством. Даже самые отсталые дети, к которым учитель приходит на помощь, проявляют активность и желание лучше выполнить рисунок. Особенно большое внимание приходится уделять композиции рисунка. К сожалению, фронтальное объяснение не всегда дает хорошие результаты. Многим ученикам младших классов надо дополнительно показывать возможное расположение частей рисунка. Лучше всего демонстрировать ребенку выполнение наброска рисунка на отдельном листе бумаги. В тематических рисунках учащихся I—III классов все предметы изображаются, как правило, в один ряд, т.е. на первом плане. Начиная с IV класса задача усложняется и рисунок разрабатывается с двумя планами. Учащиеся знакомятся с правилами размещения изображений на переднем и заднем планах. Величина изображений, расположенных на разных планах, отличается друг от друга. Чтобы учащиеся поняли эту разницу, стоит рассмотреть картину, изображающую какой-нибудь пейзаж, где хорошо видно, что на переднем плане предметы изображены крупно, а на заднем — мелко. Важно показывать каждому из детей в индивидуальном порядке, как должен выполняться тот или иной рисунок. В результате школьники начинают лучше понимать достоинства и недостатки своих рисунков. При оценке работ в целом учитель обращает внимание на следующие моменты: • насколько полно раскрыта тема изобразительными средствами; • проявил ли ученик творчество в работе или действовал шаблонно; • насколько точно передан графический образ тех или иных предметов; • насколько правильно ученик расположил части рисунка на плоскости листа бумаги; • точно ли соблюдены пространственные характеристики изображенных предметов; • соответствует ли цвет рисунков цвету реальных предметов. Уроки рисования на заданную тему выполняют коррекционную функцию в том случае, если: а) тематическому рисованию предшествует формирование графических образов предметов; б) уроки тематического рисования носят обучающий характер и включают в себя элементы изучения (обследования) объекта и его воспроизведение по представлению (отставленное воспроизведение); в) в связи с обучением тематическому рисованию учащиеся овладевают умением ориентироваться на листе бумаги и ориентировать изображения относительно друг друга; г) учащиеся побуждаются к речевой активности и осуществляют словесную регуляцию изобразительной деятельности; д) наряду с рисованием по представлению практикуется рисование предметов на основе их непосредственного восприятия. Целенаправленная организация коррекционно-воспитательной работы на уроках тематического рисования может быть достигнута при условии посильности и конкретности выдвигаемых перед учащимися задач.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.169.68 (0.04 с.) |