![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды, структура, способы изложения
Социальное назначение права состоит в упорядочении общественных отношений. Это достигается путем их регулирования и охраны. Наиболее важные общественные отношения регулируются и охраняются нормами права. Норма права – это общеобязательное, формально-определенное, установленное (либо санкционированное) и обеспечиваемое государством правило поведения, регулирующее (охраняющее) общественные отношения. Нормы права являются одним из видов социальных норм. Поэтому им присущи все общие признаки социальных норм. Вместе с тем нормы права имеют специфические признаки, присущие только им. Это обусловлено связью права с государством. Признаки норм права: 1. Нормативность (норма права представляет собой правило поведения субъекта в определенной ситуации). 2. Общеобязательность (предписание нормы права обязательно для широкого круга лиц). 3. Формальная определенность (норма права закреплена в официальном источнике права). 4. Системность (норма права состоит из взаимосвязанных элементов: гипотезы, диспозиции, санкции). 5. Связь с государством: а) норма права устанавливается (санкционируется) и обеспечивается государством в лице уполномоченных государственных органов; б) нормы права юридически оформляют государство. 6. Волевой характер. В норме права выражена воля субъекта правотворчества, являющаяся отражением общей или индивидуальной воли. 7. Норма права является государственным регулятором общественных отношений. Она создается (либо санкционируется) государством в целях регулирования и охраны общественных отношений, и государство же обеспечивает реализацию нормы права возможностью применения государственного принуждения в случае ее нарушения. Нормы права многообразны. Это обусловлено многообразием и сложностью регулируемых и охраняемых ими общественных отношений. Виды норм права: 1. По их роли в механизме правового регулирования: а) общерегулятивные, отправные, исходные (они не устанавливают конкретные правила поведения, а определяют общие начала, основы правового регулирования общественных отношений): – общезакрепительные (в обобщенном виде закрепляют определенное состояние общественных отношений, например: основы государственного строя, федеративное устройство государства, формы собственности и т.д.);
– определительно-установочные (закрепляют цели и задачи правового регулирования общественных отношений, цели и задачи государства); – нормы-принципы (закрепляют принципы права); – дефинитивные (закрепляют определения понятий); – компетенционные (закрепляют компетенцию государственных и иных органов, должностных лиц); б) конкретно-регулятивные, нормы-правила поведения (устанавливают конкретные правила поведения). Большая часть норм права – конкретно-регулятивные. 2. По функциям права: а) регулятивные (регулируют положительные общественные отношения путем установления правил поведения, прав и обязанностей участников общественных отношений); б) охранительные (охраняют положительные и вытесняют вредные общественные отношения путем установления средств и способов защиты прав и законных интересов, а также мер юридической ответственности за правонарушения).
3. По способу правового регулирования: а) управомочивающие (предоставляют субъекту право на совершение определенных положительных действий); б) обязывающие (устанавливают обязанность субъекта совершать определенные положительные действия); в) запрещающие (устанавливают запрет на совершение определенных деяний). 4. По их характеру (по специфике правового регулирования): а) материальные (непосредственно регулируют общественные отношения); б) процессуальные (регулируют судебный порядок разрешения юридических дел). 5. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности): а) конституционно-правовые; б) административно-правовые; в) муниципально-правовые; г) гражданско-правовые; д) семейно-правовые; е) трудо-правовые; ж) нормы права социального обеспечения; з) финансово-правовые; и) земельно-правовые; к) эколого-правовые; л) предпринимательско-правовые; м) уголовно-правовые; н) уголовно-исполнительные; о) уголовно-процессуальные; п) гражданско-процессуальные; р) арбитражно-процессуальные. 6. По методу правового регулирования: а) императивные (устанавливают модель (образец) обязательного поведения субъекта, отклоняться от которой недопустимо);
б) диспозитивные (устанавливают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность урегулировать свои отношения по собственному усмотрению, не нарушая принципа законности); в) поощрительные (устанавливают поощрение за одобряемый вариант поведения); г) рекомендательные (устанавливают рекомендацию наиболее целесообразного варианта поведения).
7. По кругу лиц: а) общие (их действие распространяется на всех лиц); б) специальные (их действие распространяется на определенную категорию лиц). 8. По сроку действия: а) бессрочные (не имеют срока действия и действуют до их изменения или отмены); б) срочные (срок их действия заранее определен). 9. По сфере действия: а) нормы внешнего действия; б) нормы внутреннего (внутриорганизационного) действия. 10. По объему регулируемых общественных отношений: а) общие (регулируют определенный род общественных отношений); б) специальные (регулируют определенный вид общественных отношений: детализируют общие нормы); в) исключительные – разновидность специальных норм (устанавливают изъятия из общих и специальных норм). 11. По юридической силе: а) законодательные (содержатся в законах и обладают высшей юридической силой); б) подзаконные (содержатся в подзаконных нормативных правовых актах и обладают меньшей юридической силой, чем законодательные нормы: должны соответствовать нормам закона, а в случае противоречия должны применяться нормы закона). Особое место среди норм права занимают так называемые «нормы о нормах»: а) оперативные нормы (устанавливают порядок введения в действие и порядок прекращения действия нормативных правовых актов); б) коллизионные нормы (устанавливают порядок разрешения противоречий между нормами права, по-разному регулирующими одно и то же общественное отношение). Классификация норм права необходима для правильного их понимания и правильной реализации. Норма права – сложное образование, обладающее признаками системности. Структура нормы права – это внутреннее строение нормы права, подразделение ее на взаимосвязанные элементы. Элементы нормы права: – гипотеза; – диспозиция; – санкция. Гипотеза нормы права – это элемент нормы права, указывающий на конкретные жизненные обстоятельства (условия), необходимые для реализации нормы. Виды гипотез: 1. По форме изложения: – абстрактная (в ней используется обобщающая формулировка); – казуистическая (в ней конкретно перечислены, детализированы все обстоятельства, необходимые для реализации нормы). 2. По строению: – простая (указывает на одно обстоятельство, необходимое для реализации нормы); – сложная (указывает на два и более обстоятельства, в совокупности необходимые для реализации нормы); – альтернативная (указывает на два и более обстоятельства, одного из которых достаточно для реализации нормы). 3. По наличию или отсутствию обстоятельств: – положительная (указывает на необходимость наличия обстоятельств для реализации нормы); – отрицательная (указывает на необходимость отсутствия обстоятельств для реализации нормы). Диспозиция нормы права – элемент нормы права, указывающий на правило поведения, которому должны следовать субъекты при наличии условий, предусмотренных гипотезой нормы права.
Диспозиция указывает на конкретные права и обязанности участников правоотношения. При формулировании нормы права гипотеза может быть поставлена как впереди, так и позади диспозиции. Во многих случаях для того чтобы выделить гипотезу и диспозицию, норму права необходимо переформулировать в соответствии с логической структурой правила поведения: «Если, то…». Виды диспозиций: 1. По способу изложения: – простая (устанавливает вариант поведения, но не раскрывает его); – описательная (содержит описание всех существенных признаков поведения); – отсылочная (не излагает правила поведения, а для ознакомления с ним отсылает к другим статьям этого же нормативного правового акта); – бланкетная (не излагает правила поведения, а для ознакомления с ним отсылает к другому нормативному правовому акту). 2. По строению: – простая (указывает на одно правило поведения); – сложная (указывает на два и более обязательных правила поведения, которые применяются в совокупности); – альтернативная (указывает на два и более правила поведения, из которых избирается только одно). Санкция нормы права – элемент нормы права, указывающий на неблагоприятные последствия для правонарушителя. Виды санкций: 1. По отраслевой принадлежности: – конституционно-правовая; – административно-правовая; – гражданско-правовая; – дисциплинарная; – уголовно-правовая. 2. По строению: – простая (указывает на одно неблагоприятное последствие); – сложная (указывает на два и более неблагоприятных последствия, назначаемых в совокупности); – альтернативная (указывает на два и более неблагоприятных последствия, из которых правоприменитель избирает только одно); – сложно-альтернативная (например, лишение свободы с конфискацией имущества или без таковой). 3. По степени определенности: – абсолютно-определенная (точно указывает на вид и размер неблагоприятного последствия); – относительно-определенная (точно указывает на вид неблагоприятного последствия, а его размер установлен в границах от минимума до максимума). 4. По назначению: – карательная/штрафная (ее назначение состоит в наказании правонарушителя); – правовосстановительная/компенсационная (ее назначение состоит в восстановлении нарушенного права потерпевшей стороны, в возмещении причиненного ей правонарушителем имущественного или неимущественного вреда).
Вопрос о структуре нормы права является дискуссионным в юридической науке. Представляется более убедительной точка зрения о двухэлементном строении нормы права. Общерегулятивная норма права не имеет внутренней структуры, так как она не устанавливает конкретного правила поведения, а закрепляет общие начала, основы правового регулирования общественных отношений. Структура конкретно-регулятивной нормы зависит от ее (нормы) вида (по функциям права): а) регулятивная норма состоит из гипотезы и диспозиции; б) охранительная норма – из гипотезы и санкции. (Однако специалисты в области уголовного и административного права первый элемент охранительной нормы права называют не гипотезой, а диспозицией. При этом под диспозицией они понимают указание не на правило поведения, а на правонарушение.) Трехэлементная структура нормы права реально не существует. Она создается путем искусственного соединения двух разных норм: регулятивной и охранительной. При таком искусственном соединении охранительная норма превращается в санкцию регулятивной нормы. В действительности между нормами права существует четкое разделение их юридических функций: а) регулятивная функция права осуществляется регулятивными нормами; б) охранительная функция права – охранительными нормами. На этой основе осуществляются связи между нормами права и их взаимодействие. Нарушение регулятивной нормы права вызывает реализацию охранительной нормы права, предусматривающей меры государственного принуждения.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.11.89 (0.023 с.) |