![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И социальное назначение государства
Вопрос о сущности и социальном назначении государства, его понятии и основных признаках с давних пор относится к числу основополагающих и дискуссионных в юридической науке. Это объясняется следующими причинами: 1. Государство – это очень сложный и внутренне противоречивый социальный институт. 2. Никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на общество. 3. Эти вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных социальных групп, политических партий, общественно-политических движений, отдельных лиц. 4. Нередко термином «государство» обозначаются самые различные социальные явления (общество, страна, государственный аппарат). Обобщающее понятие «государство» появилось в XVI в. В научный оборот его ввел Н. Макиавелли. До этого использовались более конкретные понятия (полис, цивитас, королевство, княжество, царство, ханство, каганат и т.д.). Государство, как социальный институт, было и остается в центре внимания ученых. Они пытались раскрыть сущность государства и определить его назначение в обществе. В теории государства и права при рассмотрении самых общих проблем государственности обычно используется понимание государства как организации политической власти в обществе. Проблема сущности государства касается определения самой важной, глубинной характеристики государств. Основополагающим в государстве является власть. Государство по своей сущности – это организация политической власти, управляющая обществом. Сущность государства – это достаточно устойчивая категория. Однако под влиянием различных факторов она может меняться, наполняться новым содержанием. Познать социальную сущность государства значит выявить, в чьих интересах осуществляется государственная власть. В сущности государства выражены две стороны: а) узкосоциальную сторона, в том числе – классовая (государство выражает интересы тех социальных групп, которые находятся у власти или представлены в органах государственной власти); б) общесоциальную (государство выражает интересы всего общества или значительной его части). Эти две стороны в сущности государства в различных сочетаниях проявляются во всех государствах. Первые в истории государства возникли из потребности в осуществлении функции «общих дел». Государство выступало как организация, управляющая обществом в целях обеспечения его существования и развития. Следовательно, в сущности первых государств преобладала общесоциальная сторона.
Затем, по мере социального расслоения и осознания различными социальными группами своих интересов и возможностей государства в их реализации, произошло изменение в сущности государства: на первый план вышла узкосоциальная сторона. Государство стало выражать интересы прежде всего тех социальных групп, которые находились у власти. В сущности рабовладельческих, феодальных, ранних капиталистических государств узкосоциальная сторона явно преобладала над общесоциальной. В сущности современных развитых демократических государств все более выходит из тени общесоциальная сторона. Это объективно обусловлено социально-экономическими причинами. Таким образом, только учитывая общесоциальную и узкосоциальную стороны в сущности государства, можно достичь научной объективности в изучении государства. Государство – суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и управляющая обществом с помощью права. Признаки государства · Территориальная организация населения и политической власти а) государственная власть распространяется на все население, находящееся на его территории; б) само государство и его органы также организованы по территориальному принципу. Территория государства – это определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства, в пределах которой оно осуществляет свою власть. Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты: а) собственно территория государства – земля и ее недра, образующие сухопутную территорию; реки, озера, искусственные водохранилища, морские внутренние и территориальные воды, омывающие сухопутную территорию в пределах 12 морских миль, – водная территория государства; воздушное пространство над сухопутной и водной территорией – воздушная территория государства;
б) условная территория государства: территории посольств и консульств; морские, речные, воздушные суда; космические корабли, воздушные суда, действующие под флагом данного государства; другие принадлежащие государству объекты (например, трубопроводы). Территория – это естественное условие возникновения и существования государства. Сама территория не порождает государство, она лишь образует пространство, в пределах которого государство возникает и осуществляет свою власть. · Наличие публичной власти и ее аппарата Государственная власть является политической властью, и она имеет публичный характер. Политической является та власть, которая способна выступать средством решения политических задач, т.е. средством реализации и защиты интересов больших социальных групп. Публичный характер власти выражается в том, что государственная власть (как и само государство как ее носитель) появилась в обществе, выделилась из общества в целях управления им (в данном случае субъект и объект власти не совпадают). Публичная власть государства воплощается в государственном аппарате, состоящем из государственных органов, осуществляющих функции государства. Государственный аппарат является материальным выражением государственной власти. · Наличие права Государство и право связаны генетически и функционально. Генетическая связь государства и права выражается в том, что они возникли одновременно в силу действия одних и тех же причин и условий. Функциональная связь государства и права выражается в следующем. С одной стороны, государство управляет обществом в правовых формах, т.е. путем принятия и применения правовых норм. Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству. Без права государство не в состоянии эффективно управлять обществом. С другой стороны, право юридически оформляет государство: в нормах права учреждается государство, определяется его форма, устанавливается система государственных органов, закрепляется их компетенция, регламентируется порядок их образования и деятельности. · Наличие государственного суверенитета Суверенитет – это прежде всего свойство государственной власти, а не самого государства. Его можно считать признаком государства, имея в виду, что этот признак не институциональный, а функциональный (тогда как все остальные признаки – институциональные). Государственный суверенитет – это свойство государственной власти, которое выражается в ее верховенстве по отношению ко всем другим властям внутри страны и в независимости от других государств в осуществлении внутренней и внешней политики. Государственный суверенитет имеет две стороны: а) внутреннюю (верховенство) и б) внешнюю (независимость). Верховенство государственной власти предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти и ставить себя выше государственной власти. Кроме верховенства важнейшим свойством суверенитета является его единство и неделимость. Единство и неделимость суверенитета означает, что суверенитет не может быть разделен между различными носителями единой государственной власти. Суверенитет принадлежит только государству в целом, а не отдельным его частям или органам. Независимость государственной власти от власти других государств выражается в следующем в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта международного права; в осуществлении самостоятельной внутренней и внешней политики; в невмешательстве других государств во внутреннюю и внешнюю политику государства. В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие народа. Источником власти является народ, который осуществляет принадлежащую ему власть непосредственно или через формируемые им органы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.43 (0.009 с.) |