![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Попавшего в экстремальную ситуацию
понятие об экстремальной ситуации. Ситуации, выходя- щие за рамки обычных, для которых характерно интенсивное воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды, а иногда и наличие непосредственной угрозы жизни и здоро- вью человека, принято называть экстремальными. Человек оказывается в экстремальных условиях по раз- личным причинам. Часто это случается по собственной ви- не — либо как результат отсутствия знаний и опыта безопас- ного поведения в природной и социальной среде, либо по причине пренебрежения нормами и правилами безопасности, легкомыслия. Столкнувшись с непредвиденными обстоятель- ствами, очутившись в сложной непривычной обстановке, люди порой оказываются совершенно беспомощными, не способными решать простейшие, но жизненно необходимые вопросы. психология поведения людей в экстремальной ситуации. В экстремальной ситуации у человека возникает особое состо- яние эмоциональной напряжённости, именуемое стрессом. Такая напряжённость изменяет обычные психические Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования процессы человека, ослабляет восприятие, ощущения, вни- мание, притупляет воображение, представление, память, за- тормаживает мышление и речь. В общем виде зависимость между силой стресса и работо- способностью может быть представлена следующим образом. По мере возрастания эмоциональной напряжённости вначале работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием, доходят до максималь- ной величины, а затем начинают падать. При этом в первую очередь затрудняются восприятие и мышление, причём тем больше, чем сложнее ситуация. С увеличением напряжения появляются ошибки в выполнении отдельных операций или их пропуски, стремление перейти к более простым действи- ям. Иногда при этом оживают старые, но уже непригодные в данной ситуации навыки — человек действует машинально, не сознавая своих действий. При ещё более сильном стрессе появляется чувство растерянности, неспособность сосредо- точиться на выполняемой деятельности, а также лишние, импульсивные движения и действия либо наоборот — резкая скованность, заторможенность. Рассмотренная схема условна и обща. На самом же деле
психологическое воздействие опасных ситуаций проявляется у людей неоднозначно, представляет индивидуальную, лич- ностно выраженную реакцию. Есть люди, которые действуют более эффективно именно в состоянии высокого эмоциональ- ного напряжения — на экзаменах, ответственных соревнова- ниях, в жизнеопасных бытовых ситуациях или в бою. Других же подобные ситуации психологически демобилизуют, у них наступает своеобразный «психологический шок» — появляет- ся сильная заторможенность либо суетливость, поспешность, неспособность к разумным действиям. Как уменьшить вероятность оказаться в экстремальной ситуации и увеличить шансы на сохранение здоровья и жиз- ни в сложных условиях? Эмоционально-волевая подготовка к действиям в экстре- мальных ситуациях. В жизнеопасных ситуациях огромную роль играет эмоционально-волевая устойчивость человека, которая формируется как при его повседневной жизнедея- тельности, так и в процессе целенаправленной эмоционально- волевой подготовки. Большую роль в такой подготовке игра- Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования ют методы эмоционально-волевой саморегуляции: самоубеж- дение, самоприказ, волевая саморегуляция (самовнушение). Суть самоубеждения состоит в намеренном убеждении себя в чём-либо путём подбора соответствующих доводов. Самоубеждение, как правило, применяется в тех случаях, когда человек в общем положительно воспринимает какую- то идею, но у него не хватает решительности претворить её в жизнь. Каждому, например, понятно, что здоровье человека во многом зависит от занятий физкультурой, но не каждый систематически ею занимается. Успешность применения это- го метода зависит от знаний, логического мышления и чув- ства долга. Процесс самоубеждения сводится к дискуссии с самим собой — к выдвижению и сравнению аргументов и контраргументов в пользу того, что тебе хочется, и что необходимо сделать. Другим действенным приёмом для выработки самообла- дания и умения управлять собой даже в экстремальных си-
туациях является самоприказ. Он срабатывает тогда, когда человек умеет контролировать свои мысли, следует своему слову, повинуется внутреннему голосу. Самоприказ оказы- вается значительно эффективнее, если он соответствует ве- дущим жизненным позициям человека, его убеждениям. Самоприказ и самоубеждение взаимосвязаны. Самоприказ становится наиболее действенным, если он делается на основе самоубеждения, а самоубеждение приводит к волевому акту, если оно завершается самоприказом: «Всё!», «Хватит!», «Ещё раз!», «Надо!», «Стоять!», «Вперёд!» и т. п. В повседневной жизни самоприказ помогает преодолевать трудности в самых разных жизненных ситуациях. По само- приказу можно вставать с постели, заниматься физзарядкой, соблюдать дисциплину, доводить начатое дело до конца, делать малоинтересную, но необходимую работу и многое другое. Умение подчиниться самоприказу может сыграть ре- шающую роль при возникновении экстремальной ситуации, в напряжённый момент боя или при выполнении нелёгких обязанностей военной службы. Волевая саморегуляция развивает у человека такие воле- вые качества, как смелость, решительность, стойкость, само- обладание, выдержка, самостоятельность, инициативность. Это достигается путём постоянно контролируемого преодо- ления как реально существующих опасностей и трудностей Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования повседневной жизни, так и создаваемых в учебных целях упражнений, испытаний, тестов. Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия физической культурой и спортом. Преодоление трудностей в ходе занятий служит тренировкой не только для мышц, но и для воли. Наиболь- шее воздействие оказывают упражнения психофизического характера, к которым относятся упражнения на внимание, координацию движений, быстроту, выносливость. Эффектив- ны упражнения с резким изменением ситуаций, требующие быстрого, осмысленного принятия решений в ограниченное время. Большое значение в выработке психологической устой- чивости играют упражнения, выполнение которых связано с риском и требует преодоления чувства боязни. Это акроба- тические прыжки; прыжки в воду с высоты; прыжки через препятствия; лазание по горизонтальному канату, находя- щемуся на высоте 4—10 м над водой; перебежки по бревну, укреплённому на высоте или над водой; прыжки с парашю- том; различные виды единоборств. Психологически ту же роль играют: преодоление специальных полос препятствий и сооружений, военная игра на местности «Испытай себя», туристические походы. Такие упражнения могут вызвать напряжённость, опасения, страх, волнения, колебания, необ- ходимость пересиливать, заставлять себя. В то же время они развивают волевые качества, закаливают психику. Полученных знаний при обучении действиям в экстре- мальных ситуациях бывает, как правило, недостаточно — нужны ещё умения и навыки. В то же время воссоздать реально экстремальную ситуацию иногда бывает трудно, а порой и невозможно. Как, к примеру, создать для учеб- ных целей наводнение, а тем более ураган или землетрясе- ние? В таких случаях на помощь приходит так называемая идеомоторная тренировка. Реальная ситуация здесь под-
меняется представлением о ней, а вот действия должны быть близкими к реальным. Эффективность такой тренировки во многом зависит от того, насколько полно и всесторонне мыс- ленно сконструированная экстремальная ситуация близка к реальной и вызвала ли она у обучаемого психические про- цессы, подобные реальным. Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования Совершенствование волевых качеств станет более плодот- ворным, если трудности будут постоянно усложняться до пре- дельно посильных. В то же время сам процесс эмоционально- волевой подготовки должен быть непрерывным, а характер трудностей — разнообразным и разносторонним. Действия человека в экстремальной ситуации. В общем виде человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации, це- лесообразно действовать следующим образом:
• преодолеть стресс;
• оценить сложившуюся обстановку;
• принять решение;
• действовать в соответствии с принятым решением. Изначальное преодоление стресса, хотя бы и частичное, весьма важно, ибо в противном случае дальнейшие дей- ствия могут оказаться ошибочными и привести к ухудшению обстановки. В преодолении стресса могут помочь методы эмоционально-волевой саморегуляции. Полезными бывают и физические воздействия либо раздражители: резкие по- тирания ладонями лица, висков; удары по щекам; резкие движения частей тела либо всего тела, подобные снятию сонливости; опрыскивание либо обливание лица, головы или всего тела водой; принятие успокаивающих лекарств. Ме- тоды и способы снятия стресса зависят от индивидуальной эмоционально-волевой устойчивости человека, глубины стрес- са и имеющихся средств (вода, медикаменты). Определяю- щим является и лимит времени. Если человек заблудился в лесу, то у него есть какое-то время для снятия стрессового состояния. Другое дело, если на него рушится стена или дви- жется лавина огня — здесь уже всё решают мгновения. После полного либо частичного снятия стрессового состоя- ния следует оценить сложившуюся обстановку. Во-первых, надо определить, закончилось или нет опасное воздействие, создавшее экстремальную ситуацию, и вероятно ли его повто- рение. Далее следует незамедлительно определить состояние здоровья — своё и окружающих людей, количество больных и раненых, требующих первоочередной помощи. После этого
надо учесть наличие материальных средств: воды, продуктов питания, медикаментов и др. Вполне очевидно, что наиболее важным будет наличие в жаркое время воды, зимой — тёплых вещей и топлива, при ведении боевых действий — оружия и боеприпасов. При оценке обстановки следует учитывать Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования время года, погоду, время суток, местность (лес, болото, до- роги, удалённость населённых пунктов) и другие моменты, важные в данной сложившейся обстановке. На основе оценки обстановки принимается решение. В не- которых ситуациях может быть лишь одно верное решение, в других же — несколько вариантов с различной вероятностью благоприятного исхода. В короткий срок нужно принять оптимальное решение. Чтобы научиться этому, необходимы тренировки. При этом не обязательно задавать все возможные ситуации, ибо их может быть множество. Важно научиться действовать логично, последовательно, рационально и быстро. Следует выработать у себя поведенческий стереотип действий в экстремальных ситуациях и постоянно совершенствовать его как по спектру возможных ситуаций, так и по быстроте и точности принимаемых решений. 1. Что такое экстремальная ситуация? Почему человек оказы- ? вается в экстремальных ситуациях? 2. Как ведёт себя человек, не подготовленный к действиям в экстремальных ситуациях? 3. В чём заключается эмоционально-волевая подготовка? 4. Как следует вести себя человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации?
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.157 (0.039 с.) |