Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выявления монополистических действий хозяйствующих субъектов
Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке является одним из наиболее типичных видов нарушения антимонопольного законодательства. Монополистические действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках продуктов и услуг, направлены в первую очередь на создание ограничений для доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам, вытеснение конкурентов, получение сверхприбыли и т.д. Попытки доминирующего хозяйствующего субъекта сохранить или укрепить свое положение на рынке (рыночную власть) с использованием определенных методов, ограничивающих конкуренцию и наносящих ущерб конкурентам, а также другим хозяйствующим субъектам или физическим лицам, являются нарушением антимонопольного законодательства и должны пресекаться и устраняться антимонопольными органами. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов. При этом доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): 1) доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; 2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом, исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.
Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия: совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля одного из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50% или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 80%; в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен; реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц; хозяйствующий субъект вправе представить в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим. Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Условия признания доминирующим положения кредитной организации устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Доминирующее положение финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации. Порядок установления доминирующего положения кредитной организации утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.
Практика работы антимонопольных органов позволяет выделить два основных вида наиболее типичных злоупотреблений доминирующим положением, занимающих, по статистическим данным, примерно равное положение в антиконкурентной практике: навязывание невыгодных или дискриминирующих условий договора; установление монопольно высоких или монопольно низких цен, а также нарушение установленного порядка ценообразования. По своему экономическому смыслу и набору хозяйствующих субъектов, интересы которых затрагивают факты злоупотребления доминирующим положением, можно выделить две основные составляющие: злоупотребления по отношению к контрагентам, т.е. поставщикам и потребителям; злоупотребления по отношению к хозяйствующим субъектам, действующим или собирающимся действовать на том же рынке, т.е. конкурентам. Как показывает анализ хозяйственной практики, большая часть дел о нарушении Закона о защите конкуренции касается именно взаимоотношений с поставщиками и потребителями. Например, в практике антимонопольных органов имеются дела об установлении монопольно низких цен, однако они относятся, прежде всего, к фактам так называемой монопсонии или олигопсонии, когда один или несколько потребителей имеют возможность навязывать поставщикам невыгодные условия договоров или устанавливать монопольно низкие цены. В зарубежных странах типичным является установление монопольно низких цен на определенный период времени с целью вытеснения с рынка конкурентов, которые не в состоянии выдержать ценовую войну (так называемое «хищническое ценообразование»). Представляется, что в ближайшей перспективе с развитием рыночной конкуренции и происходящими интеграционными процессами в экономике вопросы злоупотреблений доминирующим положением по отношению к конкурентам будут приобретать все большее значение. Так, например, финансово-промышленные группы, крупные холдинговые компании, в том числе многоотраслевые, имеют возможности применять такие методы конкурентной борьбы, как перекрестное субсидирование, за счет высокой прибыльности операций на отдельных сегментах рынка, дотируя менее эффективные операции на других сегментах рынка и вытесняя тем самым конкурентов. Действующее антимонопольное законодательство запрещает также недобросовестную конкуренцию и рассматривает ее как один из аспектов деятельности, направленной на ограничение конкуренции на рынках. В ряде случаев недобросовестная конкуренция может иметь своей целью захват монопольного положения в какой-либо сфере коммерческой деятельности или в каком-либо регионе. Перечень действий, квалифицируемых как формы недобросовестной конкуренции, определен Законом РФ «О защите конкуренции». Этот перечень не является исчерпывающим: правоприменительная практика дает возможность расширять его с учетом селекции конкретных действий, подпадающих под определенное в упомянутом Законе понятие недобросовестной конкуренции и приводящих к негативным последствиям на рынках с точки зрения ограничения конкуренции и ущемления интересов потребителей.
В ходе формирования рыночных отношений в России стало актуальным активное применение мер антимонопольного воздействия в отношении поведения хозяйствующих субъектов, направленного на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Поскольку подобные действия, как правило, причиняют убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо наносят ущерб их деловой репутации, то они имеют деструктивное воздействие на развитие конкуренции как равноправной состязательности их хозяйствующих субъектов. Классификация расследованных антимонопольными органами дел показывает, что наиболее массовыми нарушениями Закона РФ «О защите конкуренции» в этой части стали: введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товаров; распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов. Предупреждение согласованных действий (сговоров) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, является одной из основных задач деятельности антимонопольных органов. Успешной работе по пресечению таких действий должен предшествовать анализ факторов, благоприятствующих заключению сговора и выработке механизма их устранения. К этим факторам относятся: однородность товарной продукции, выпускаемой конкурентами; ограниченное число хозяйствующих субъектов, функционирующих на данном рынке; высокая степень концентрации производства; наличие входных барьеров на рынок данного продукта; использование однородной технологии; активность торговых ассоциаций; разбросанность покупателей и связанный с этим характер сделок.
В целях предупреждения появления согласованных действий принимаются меры по ослаблению воздействия этих факторов. К таким мерам можно отнести: создание параллельных производств, в основном на базе небольших предприятий (что требует времени и капиталовложений); поощрение развития малого и среднего бизнеса, новых и взаимозаменяющих друг друга процессов; стимулирование диверсификации выпускаемой продукции, расширения ассортимента, перехода предприятий на выпуск новых изделий в соответствии с потребностями рынка; создание условий, облегчающих выход на рынок новых товаропроизводителей; развитие отношений сотрудничества антимонопольных органов с аукционными комитетами (фондами имущества). Выявление монополистов начинается с анализа рынка продуктов, т.е. исследования рынка конкретного продукта с целью поощрения выхода на данный рынок новых фирм, обеспечения свободы конкуренции. В первую очередь осуществляется сбор фактического материала, позволяющего определить продукты и их заменители: составить характеристику самого продукта (сырья, материала, комплектующих, оценить трудоемкость и т.д.); выяснить, имеют ли капитальные вложения в производство этого продукта возвратный характер; оценить долю транспортных издержек. Изучение рынка включает изучение соответствия спроса и предложения, наличия товаропроводящей сети, целесообразности государственного регулирования. При этом идет поиск ответов на следующие вопросы: какие местные предприятия поставляют данный продукт; каков уровень импорта из стран СНГ и Запада; выходят ли на рынок новые фирмы; нет ли дефицита продукта; как поставляется сырье и реализуется готовая продукция, каковы основные каналы оптовой торговли, располагают ли оптовики собственной розничной сетью; подлежит ли рынок данного продукта государственному регулированию, в частности по уровню рентабельности. При анализе спроса надо учитывать взаимозаменяемость продуктов, а при анализе предложения — способность произвести конкретную или аналогичную продукцию. Сфера обращения товаров на соответствующем рынке определяется через изучение общего объема собственного производства и поставок продукции в границах рассматриваемого рынка, ввоза товаров из других регионов или стран с учетом вывоза за пределы территории соответствующего рынка. Исследование рынка включает также определение географических границ рынка, при котором производится проверка того, не создается ли ситуация, в которой одна фирма устанавливает цену, а другие подтягивают свои цены к этому уровню. Этот факт говорит о наличии неконкурентного рынка (несовершенная конкуренция). Проводится анализ показателей деятельности предприятия: рентабельности, прибыли, дохода, структуры издержек и т.п. Изучаются соотношения рентабельности продукции на данном предприятии с ее уровнем на предприятиях, производящих аналогичную продукцию, в другом регионе, сравнивается рост цен на продукцию предприятия с темпом инфляции, проверяется наличие жалоб со стороны других предприятий или потребителей на завышенные цены. Объектом особого изучения на данном рынке является товарная группа. Она объединяет взаимозаменяемые по потребительским свойствам товары. Например, товары народного потребления делятся по категориям на продукты питания, изделия легкой промышленности, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, продукцию производственно-технического назначения, в том числе строительные материалы.
Анализ рынка включает изучение движения товаров, количественных и качественных характеристик как по товарной группе, так и по хозяйствующим субъектам. Состояние рынка может быть оценено таким расчетным показателем, как коэффициент концентрации. Он определяется как сумма долей на рынке конкретного товара некоторого числа хозяйствующих субъектов, имеющих наибольшую часть поставок на этот рынок. По существу, это показатель степени монополизации рынка. Коэффициент концентрации принято обозначать буквами CR. Число хозяйствующих субъектов проставляется через дефис, например CR-8. Это значит, что определяется сумма долей восьми самых крупных хозяйствующих субъектов. Если они поставляют меньше половины продукции, т.е. CR-8 < 0,5, то считается, что рынок не монополизирован (при условии, что ни один из них не поставляет более 35%, т.е. CR-1 < 0,35). Такая же оценка рынку дается при CR-4 < 0,3. И напротив, рынок монополизирован, если CR-1 > 0,35, или CR-8 > 0,8, или CR-4 > 0,5. Такие оценки широко применяются в зарубежной практике и могут быть использованы в российской экономике. Анализ статистических данных по региону и государству в целом позволяет выявить тех, кто производит и поставляет на рынок более 35% продукции данного конкретного вида. Эти производители являются монополистами (соответственно, на местном или республиканском товарном рынке) и включаются территориальными управлениями ФАС России в реестр монополистов. Новая редакция Закона РФ «О защите конкуренции» поставила задачу создания «Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%». Целевое назначение Реестра — подготовка информационной базы о крупнейших субъектах рынка для осуществления государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства. Для включенных в Реестр предприятий постановлением Росстата утверждена форма статистической отчетности 1-МОН «Основные показатели промышленной деятельности предприятий-монополистов». В соответствии с новой концепцией антимонопольного регулирования Реестр превратился из инструмента, предназначенного для выполнения функции административного ценового регулирования, в средство организации наблюдения за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих существенную долю рынка, в том числе при осуществлении ими приватизационной, инвестиционной, экспортно-импортной политики. Информационно-наблюдательный режим Реестра означает не отказ от государственной политики регулирования деятельности предприятий-монополистов, а расширение арсенала методов воздействия на крупнейшие предприятия (специальный порядок приватизации и привлечения инвестиций, в том числе и иностранных, учет интересов государства в случае применения процедуры банкротства предприятий), переход от прямолинейной практики ценового регулирования к поиску более адекватных средств достижения цели — создания конкурентной рыночной среды.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.133 (0.018 с.) |