Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антимонопольное законодательство в системе регулирования экономики
Законодательная практика государств с рыночной экономикой показывает, что основной целью регулирования деятельности монополий и защиты конкуренции в условиях свободного предпринимательства является обеспечение максимально эффективного использования рыночных механизмов для поддержания нормального конкурентного климата. Характеризуя современное состояние зарубежного антимонопольного законодательства, обычно говорят о двух типах законодательства — американском и западноевропейском. Критерием отличия является отношение законов к самому факту существования монополистических отношений. Американский тип законодательства, начиная с «закона Шермана», отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства является более либеральным: в нем запрещаются не все монополии, а только те, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в той или иной области рынка. Различают также антитрестовскую и антикартельную направленность законодательства. Антитрестовские законы направлены на противодействие союзам, объединениям, концернам, в рамках которых происходит полная потеря входящими в нее фирмами всякой самостоятельности. Такой союз устраняет конкуренцию и потому неприемлем для рыночной экономики. Антикартельные законы направлены против разного рода сговоров фирм картельного типа (раздел рынков сбыта по потребителям или районам, установление согласованных цен и т.д.). Во многих странах применяются также специальные законы, направленные на противодействие недобросовестной конкуренции, включая мошенничество в торговле и производстве. К монополистической деятельности компаний относятся: навязывание партнерам дискриминационных условий; изъятие товаров из обращения, а также ограничение или прекращение производства для создания искусственного дефицита; предварительный сговор об искусственном повышении, понижении или поддерживании цен; навязывание покупателю принудительного ассортимента в качестве условия реализации товара; предварительный сговор об отказе вести дела с потенциальными партнерами; совмещение руководящих постов одними и теми же лицами в двух и более фирмах, производящих или продающих аналогичные товары.
В рамках Европейского союза (ЕС) конкурентная политика имеет еще одну функцию, тесно связанную с интеграцией 27 национальных экономик в единый рынок, на котором могут свободно перемещаться товары, люди, услуги и капитал. Конкурентная политика ЕС также нацелена на предотвращение того, чтобы государственные ограничения и барьеры, которые ныне ликвидированы, не были заменены на подобные же меры, только теперь со стороны частного сектора. Инструменты для проведения в жизнь конкурентной политики ЕС определены в соответствующих статьях Римского договора и Закона Совета ЕС по контролю над концентрацией предпринимательской деятельности. Они регулируют деятельность в деловой сфере и деятельность государств — членов ЕС, которая может вызвать отклонение в условиях конкуренции. Запрещаются любые тайные соглашения между предприятиями любой формы собственности, которые могут ограничить конкуренцию в том смысле, что подобные тайные соглашения влияют на торговлю между государствами — членами ЕС. Соглашения, ограничивающие конкуренцию, могут быть разрешены, только если они приносят прямые выгоды потребителям. Предприятиям, занимающим доминирующее положение, запрещено злоупотреблять этим положением с нанесением непосредственного ущерба потребителям и несправедливым ограничением развития или поддержания уровня конкуренции, существующего на рынке. Указанный закон нацелен на предотвращение создания или усиления доминирующего положения предприятий на рынке путем получения контроля над другим предприятием. Кроме того, определенные нормативы ЕС адресованы государствам — членам Сообщества. Они регулируют отношения между государствами-членами и государственными предприятиями и предоставление помощи предприятиям. Многие принципиальные положения и принципы антимонопольного законодательства Японии имеют универсальный характер и вполне применимы в условиях любой монополизированной экономики. Антимонопольная политика согласно японскому закону призвана решать несколько взаимосвязанных задач: по предотвращению монополии одного производителя или их узкого круга; несправедливых ограничений деловых операций; несправедливой деловой практики. Под монопольной ситуацией понимается положение, при котором на рынке определенного вида продуктов или услуг (при общем объеме производства 50 млрд. иен и более): доля одного производителя составляет 50% и более или двух производителей — 75% и более; проникновение новых производителей в отрасль (ключевая категория антимонопольного законодательства) затруднено; имеет место резкое повышение цен на продукцию определенного производителя (производителей), неадекватное сдвигам в соотношении и условиях спроса и предложения, или же снижение цен, чрезмерно малое в сравнении с происходящими сдвигами (например, техническим прогрессом и снижением стоимости); если норма прибыли какого-либо производителя (производителей) или же их сбытовые и общие управленческие издержки значительно превышают сложившийся в отрасли средний уровень. Чтобы квалифицировать ситуацию как монопольную, достаточно наличие не всех, а только некоторых из этих условий.
Японское законодательство жестко регламентирует совмещение должностей. Лица, занимающие руководящее положение в одной компании, не имеют права работать в каком бы то ни было качестве в фирме-конкуренте. Важная часть антимонопольного законодательства — ограничительные меры в отношении единовременного повышения цен. Они распространяются на отрасли, где объем производства превышает 30 млрд иен, а доля первых трех производителей — 70%. Регламентации подлежит деятельность предпринимательских организаций. Они не имеют права ограничивать конкуренцию, лимитировать число входящих в них компаний и сферы их деятельности, принуждать их к несправедливой деловой практике. При этом законодательство предписывает целый ряд исключений. В частности, они касаются так называемых естественных монополий (прежде всего это электроэнергетика, газоснабжение, водоснабжение, а также железные дороги и т.д.) в сферах, где предоставление потребителю продукции и услуг на альтернативной основе невозможно и (или) нерационально в силу специфики природных или технико-экономических условий. Далее, исключения предусмотрены на случай резкого ухудшения деловой конъюнктуры, когда цены падают ниже издержек и возникает угроза банкротства значительного числа фирм отрасли. Антимонопольные ограничения в Японии не распространяются на межфирменное взаимодействие, направленное на стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и качества продукции. В этих случаях компании могут распределять между собой технологии и производимую продукцию, совместно использовать сырье, транспортные средства, складские помещения. При этом, однако, запрещается ограничивать вход в подобные объединения и выход из них, допускать монопольную ситуацию в производстве. Как правило, координация действий компаний в целях преодоления кризисных ситуаций и повышения эффективности осуществляется на основе специальных временных законов о развитии отдельных отраслей или их групп. Во всех цивилизованных странах с рыночной экономикой есть специальные системы контроля за монополистической деятельностью, действует антимонопольное законодательство, созданы специальные государственные органы: в США это Федеральная торговая комиссия; в ФРГ — Федеральное управление по делам картелей; в Великобритании — Управление справедливой торговли; в Болгарии — Антимонопольная комиссия; в Польше — Антимонопольный комитет и т.д.
Несмотря на весьма небольшой срок существования российского антимонопольного законодательства, в его истории уже можно выделить несколько этапов. Началом этой истории справедливо считается принятие в 1991г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон определил основные положения государственной антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующих рынках продуктов, а также формы недобросовестной конкуренции и способы ее преодоления. Впервые в этом нормативном правовом акте был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган — Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (с 1997г.— Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации — ГАК России; с 1998г.— Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур; с 1999г. — Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства — сокращенно МАП России; с 2004г.— Федеральная антимонопольная служба — ФАС). В соответствии с принятым в 2006г. Федеральным законом «О защите конкуренции» к основным функциям антимонопольного органа относятся: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения; предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Антимонопольная служба России и ее органы на местах вправе давать хозяйствующим субъектам предписания о прекращении нарушений антимонопольного закона, о восстановлении первоначального положения, об их принудительном разделении, о расторжении или изменении договоров, противоречащих закону; давать органам власти и управления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении нарушений; вносить предложения о введении обязательного лицензирования, запрещении или приостановлении экспортно-импортных операций в случае нарушения хозяйствующими субъектами антимонопольного закона; принимать решения о наложении штрафов на хозяйствующие субъекты и их должностных лиц, а также на должностных лиц органов управления за нарушение закона и неисполнение предписаний антимонопольных органов; обращаться в суд или арбитраж, а также в органы прокуратуры по делам, связанным с нарушением антимонопольного законодательства. По вопросам антимонопольной деятельности в России издавались и другие нормативные акты, отражавшие отдельные стороны деятельности антимонопольных органов, в том числе по вопросам антимонопольного контроля деятельности финансово-промышленных групп (ФПГ), субъектов рынка ценных бумаг, товарных бирж и других учреждений. Деятельность антимонопольных органов страны на протяжении всего их существования регулировалась и собственными ведомственными правовыми актами, устанавливавшими процедуры рассмотрения дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, порядок формирования реестра предприятий-монополистов (до мая 1996г.), положениями о территориальном управлении и другими документами. С введением с 1 января 1997г. в действие нового Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность (ст. 178) за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а также за ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на него, устранения с него других субъектов экономической деятельности и установления или поддержания единых цен.
МЕХАНИЗМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.166.101 (0.012 с.) |