![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религия, сопряженная с целою правительственною системою,
Имеет скорее вредное, нежели полезное влияние. По их мне- Нию, религия есть чисто личное отношение человека к Богу, И всякий раз, когда она теряет этот характер, когда между че- Ловеком и предметом религиозных верований, т. е. Богом, ста- Новится внешний авторитет, всякий раз религия искажается, И обществу угрожает опасность. Мы не можем оставить без рассмотрения этот вопрос. Что- Бы понять влияние христианской церкви, надо знать, в чем со- Стоит вообще влияние церкви, духовенства по самому свойству этого учреждения. Необходимо прежде всего определить, со- Ставляет ли религия явление чисто индивидуальное, вызыва- Ет ли, порождает ли она что-нибудь кроме интимных отноше- Ний человека к Богу; становится ли она между людьми источ- 112 X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K Ником новых отношений, из которых необходимо образуется Религиозное общество со своим особым правительством. Если ограничивать религию религиозным чувством в соб- Ственном смысле слова, вполне реальным, но в то же время Несколько смутным, несколько неопределенным, единствен- Ною характеристикою которого могло бы служить само его Имя, чувством, обращающимся то к внешней природе, то к за- Таенным сторонам души человеческой, сегодня к поэзии, зав- Тра к тайнам будущего, чувством, блуждающим повсюду, везде Ищущим себе удовлетворения и нигде не останавливающим- Ся, — повторяю, если ограничивать религию таким чувством, То она по необходимости должна остаться чисто индивидуаль- Ною. Подобное чувство может, конечно, вызвать людей к мгно- Венной ассоциации; оно может, должно даже, находить насла- Ждение в симпатии, питаться и укрепляться ею; но по своей Колеблющейся, изменчивой природе, оно никогда не сдела- Ется началом прочного обширного союза, не применится ни- Какой системе правил, обрядов, форм; одним словом, не соз- Даст ни религиозного общества, ни соответствующей ему пра- Вительственной системы. Но, если я только не ошибаюсь, такое религиозное чувст- Во не составляет полного выражения религиозной природы
Человека. Я думаю, что религия есть нечто совершенно иное И притом гораздо более важное. В природе, в судьбе человека есть задачи, разрешение ко- Торых находится вне пределов земной жизни, которые связа- Ны с порядком вещей, недоступным видимому миру; а между Тем они непреодолимо тревожат душу человека, стремящегося Во что бы то ни стало к разрешению их. Разрешение этих за- Дач, верования, догматы, заключающие или по крайней мере Имеющие притязание заключать в себе такое разрешение, — Вот первый объект, первый источник религии. К ней ведет еще другая дорога. Для тех из вас, кто хотя сколь- Ко-нибудь изучал философию, очевидно, я думаю, что нравст- 113 UKMzOS |STYS Венные идеи существенно отличны от религиозных, что поня- Тие о добре и зле, обязанность избегать зла и делать добро, — Суть законы, которые человек находит в собственной своей Природе, подобно законам логическим; источник их — в самом Человеке, применение их — в его действительной жизни. Но Из этих фактов необходимо рождается вопрос: где происхож- Дение нравственности, и к чему ведет она? Эта обязанность де- Лать добро, существующая сама по себе, представляет ли она Независимый от всего факт, без причины и цели? Не скрыва- Ет ли она, или лучше сказать, не указывает ли она человеку На его происхождение, на его назначение, выходящее за пре- Делы этого мира? Вопрос этот является сам собою, он неизбе- Жен, чрез него именно нравственность и приводит человека К религии, открывает ему ту божественную сферу, с которою Она сама состоит в тесном единстве. Таким образом, с одной стороны, сама человеческая при- Рода, с другой — необходимость найти происхождение — цель Нравственности, составляют неиссякаемые источники рели- Гии. Область религии содержит в себе не одно только простое
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.69.49 (0.01 с.) |