Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гендерный ракурс анализа самоотношения личности
«Самоотношение — система эмоционально-ценностных установок в адрес собственного "Я". Самоотношение в целом проявляется в виде глобального чувства "за" или "против" самого себя и предположения аналогичных чувств у других в свой адрес. Эти чувства выражаются в специфических действиях, таких как самоодобрение, самопохвала, самооправдание, самообвинение» [Коллектив. Личность. Общение. 1987. С 94]. Для раскрытия содержание понятия «самоотношение» используются такие психологические конструкции, как принятие или непринятие себя как целостной индивидуальности, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства, самоценность и самоуважение или внутренняя конфликтность и самообвинение, адекватная или неадекватная само- 340 Психология гендерных отношений: теория и практика оценка. Все эти личностные характеристики относятся к аффективному Для социально-психологического анализа Я-концепции центральным является акцент на процессе социального взаимодействия. Важно отметить, что Я-концепция не только формируется под его определяющим влиянием, но и проявляется, реализуется, другими словами, существует лишь в социальном взаимодействии. «Это взаимодействие может быть реальным или символическим, иметь ту или иную степень субъективной значимости для человека, строиться конфликтно или не нести в себе каких-либо противоречий. В любом случае социальные взаимодействия определяют наши представления о себе, а сложившаяся в итоге Я-концепция обусловливает характер дальнейших взаимодействий человека со своим социальным окружением» (Белинская Е.П., Тихомандриц-кая О.А. 2001. С. 217]. Гендерный контекст самоотношения раскрывается через анализ соотнесения внешней, социальной оценки, получаемой личностью в процессе взаимодействия с другими людьми, и собственной оценки себя как носителя гендерных характеристик и субъекта полоспецифичных ролей. Широко представленные в общественном сознании нормативные эталоны «Настоящий мужчина» и «Настоящая женщина» побуждают мужчин и женщин оценивать себя с точки зрения соответствия этим эталонам. Мнения, суждения и оценки окружающих людей относительно выраженности у субъекта полоспецифичных характеристик, особенностей его поведения как соответствующего или не соответствующего эталонам «мужское» и «женское» стимулируют рефлексию личности в направлении сравнения себя с эталонными моделями «настоящей» маскулинности и фемиинности. Результат сравнения себя как индивидуальности и себя как носителя типичных качеств, характерных для представителей тендерной группы, может либо удовлетворять, либо не удовлетворять личность, что, несомненно, будет отражаться на отношении личности самой к себе (самоотношении).
Как показала в своих работах Сандра Бэм [ 19811, некоторые мужчины и женщины постоянно отслеживают множество аспектов собственного поведения с точки зрения степени его мужественности либо женственности, в то время как для других это не является слишком значимым параметром, и они просто пытаются реагировать на возможности или Подробное рассмотрение проблемы Я-концепции и ее структуры (когнитивного, аффективного, конативного компонентов) не входит в задачи данной работы. Для конкретизации этих вопросов можно обратиться к работам: Берне Р Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986: Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984; Белинская Е. П., Тихомандрицкая О - А -Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. М. 2001. Гл. 12- Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений 341 ограничения, существующие в той или иной ситуации |Росс Л.. Нис-бетт Р., 1999|. Тем не менее для каждого человека в той или иной степени важны размышления в контексте ответа на вопрос: «Каков я как мужчина?», «Какова я как женщина?» Последствиями сравнения своих характеристик и особенностей поведения с нормативными моделями является осознание меры несоответствия этим идеализированным эталонам, поскольку достичь идеала в принципе невозможно. Значительное рассогласование реального и нормативно заданного на уровне субъективного сознания может приводить к негативному самовосприятию и как следствие к негативному отношению к самому себе. В этой ситуации возможно возникновение внутриличностного гендерного конфликта.
Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности соответствовать этим представлениям-требованиям. Любой гендерный конфликт базируется на явлениях полоролевой дифференциации и иерархичности статусов мужчин и женщин, существующих в современных обществах. Таким образом, ориентируясь на степень выраженности у мужчин и женщин переживаний относительно полоспецифичности своих личностных характеристик и особенностей поведения, можно выделить два типа самоотношения: бесконфликтное (позитивное) и конфликтное (негативное) самоотношение. Позитивное самовосприятие и оценка себя как представителя определенного пола, носителя гендерных характеристик и субъекта тендерной роли ведет к бесконфликтному самоотношению, а негативное восприятие себя и заниженная самооценка провоцируют конфликтный тип самоотношения. Во многих исследованиях отмечается, что характер самоотношения человека тесно связан с особенностями социального опыта на всем протяжении его жизни. Гендерная социализация влияет на все ключевые аспекты Я-концепции: В процессе тендерной социализации формируются гендерные установки и представления личности, конструируется гендерная идентичность, осмысляется опыт межполового взаимодействия. Гендерные Я-конструкты помогают понять себя, окружающий мир и людей в нем. Основы самоотношения к себе как представителю определенного пола закладываются в детстве в процессе полового самоопределения и тендерной идентификации.,В своей работе «Образ ребенка в сознании Детей и взрослых» В.Л. Ситников [20011 раскрывает процесс формирования стереотипных представлений у детей относительно эталонов «настоящих» мужчин и женщин. Он отмечает, что в процессе взаимодействия с взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми у ребенка формируются различные по степени выраженности характерис- 342 Психология гендерных отношений: теория и практика тик маскулинности-фемининности стереотипы: мальчиков и девочек юношей и девушек, мужчин и женщин: «настоящий мужчина!», «вот это парень!», «как баба», «просто девчонка»; «идеальная женщина!» «девушка что надо», «ни баба, ни мужик», «ну и пацанка» и т. п. Это определяется тем, что в системе тендерной идентификации ребенка большое значение имеют не только его собственные представления о других детях, но и его представления о том, что взрослые ценят в «настоящих» мальчиках и девочках, т. е. для верного полового самоопределения ребенку важно иметь собственные образцы «настоящих» мальчиков и девочек и представлять, какие эталонные образцы мальчиков и девочек сложились у взрослых, для того чтобы максимально соответствовать этим представлениям. Далее, В.Л. Ситников 120011 заключает, что в основе психологического механизма формирования такого стереотипа лежит система образов-эталонов, образов-ориентиров и образов-отражений мужчин и женщин разного возраста. Образы-ориентиры выполняют ориентировочно-корректировочную функцию, в результате которой происходит поиск и закрепление наиболее адекватных черт и линий поведения, а образы-эталоны, создавая систему гендерных приоритетов, выполняют цен-ностно-мотивационную функцию. Все эти образы: и эталоны, и ориентиры — взаимодействуют не только между собой в сознании ребенка, отражающего их, но и с подобными образами в сознании всех окружающих, значимых для ребенка людей. Исходя из этого, можно предположить, что негативное отношение к себе как представителю определенного пола будет присуще тем детям, при взаимодействии с которыми значимые взрослые будут часто подчеркивать несоответствие гендерных характеристик ребенка образам-эталонам и образам-ориентирам. Таким образом, условия тендерной социализации выступают как весьма значимый социально-психологический фактор, обусловливающий самоотношение и самооценку мужчин и женщин как субъектов гендерных отношений.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.125 (0.007 с.) |