Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самоотношение в структуре Я-концепции: гендерный аспект
Заключительная глава предложенного читателю издания посвящена рассмотрению гендерных отношений, проявляющихся на уровне отдельной личности, т.е. в сфере субъективного личностного пространства. Основная цель данного раздела книги заключается в раскрытии проблематики гендерных отношений в контексте социально-психологического знания, приложимого к изучению внутреннего мира личности. Напомним, что в контексте теоретических построений, предложенных для анализа гендерных отношений как сложного многоуровневого конструкта, основным объектом исследования на внутриличностном уровне является самоотношение личности, а гендерная идентичность выступает в роли детерминанты самоотношения (см.: глава 2, таблица 5). Для проведения теоретического анализа мы должны конкретизировать предметное поле, на котором явно проявляют себя гендерные отношения внутриличностного уровня. Для этого необходимо, во-первых, раскрыть содержание тех основных понятий, которые являются обобщающими по отношению к категориям «самоотношение» и «гендерная идентичность», а во-вторых, выделить те социально-психологические феномены, в которых в концентрированном виде отражен гендерный контекст внутри-личностного уровня отношений. Раскрывая специфику анализа отношений внутриличностного уровня, сначала обратимся к рассмотрению категории и феномена «самоотношение», а второй раздел данной главы посвятим проблеме тендерной идентичности и обоснованию ее связи с самоотношением личности. Гендерный ракурс анализа самоотношения будет раскрываться чере-выделение типологии самоотношений личности как носителя определенного гендера и субъекта тендерной роли и через описание круга ге дерных проблем в системе личностного самоотношения. 0Нутриличностный уровень анализа гендерных отношений 335 Специфика гендерных отношений внутриличностного уровня взаимодействия Этот уровень анализа отличается от рассмотренных ранее уровней представленности гендерных отношений, прежде всего, тем, что на всех других уровнях участниками гендерных отношений всегда были два субъекта («государство — гендерные группы», «группа мужчин — группа женщин», «мужчина — женщина»), здесь же двойственность участников отношений «сливается» в одном субъекте. Тем не менее в субъективном личностном пространстве, ограниченном Я-концепцией личности, «участниками» отношений выступают две ее подструктуры или две ее составляющие: индивидуальная и социальная. Собственно гендерный контекст отношений будет раскрываться (разворачиваться) при соотнесении характеристик следующих личностных подструктур: «Я как индивидуальность — Я как представитель тендерной группы».
Определение основных понятий Обратимся к содержательной интерпретации таких базовых понятий в контексте обсуждаемых вопросов, как «Я-концепция», «идентичность», «личностная идентичность», «социальная идентичность». «Я-концепция — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция — целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий в себя компоненты: когнитивный — образ своих качеств (самосознание); эмоциональный — самоуважение, самоуничижение (самоотношение)1; оценочно-волевой — стремление повысить самооценку» [Психология. Словарь. 1990. С. 475|. «Идентичность — существенное, постоянное Я человека, внутреннее, субъективное понятие о себе» |Большой толковый психологический словарь. 2001. С. 294]. Раскрытие понятия «идентичность» обычно связывают с работами Э. Эриксона, который в целом понимал идентичность как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное Я. Он определил идентичность как твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным Я независимо от происходящих изменений Я и ситуации [Эриксон Э., 1996j. Самоотношение — эмоциональный (аффективный) компонент Я-концеп-Чии. 336 Психология гендерных отношений: теория и практика
В определениях понятий «Я-концепция» и «идентичность» мы видим много общего: эти когнитивные личностные конструкции отождествляются с феноменом Я, их строение опосредовано социальным взаимодействием, а ведущим фактором формирования является социальный опыт. Эти две конструкции личности близки по функциям, а также имеют сходную структуру. В качестве основных функций Я-концепции и идентичности выделяются следующие: определение границ между Я и не-Я, обеспечение внутренней согласованности, развитие личности, интерпретация социального опыта, регуляция поведения и деятельности |Берне Р., 1986; Эриксон Э.. 1996). В структуре Я-концепции и идентичности выделяют две общие составляющие: это личностная (персональная) и социальная подструктуры. Так, повсеместное признание получила концепция социальной идентичности Г. Тэджфела, в соответствии с которой структура Я-концепции включает в себя две большие подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность [Tajfel H., 1982|. Первая относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Вторая подсистема — социальная идентичность — складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т.д.1 Социально-ролевые и персонологические характеристики в структуре Я-концепции соотносятся со структурными составляющими идентичности. Э. Эриксону принадлежит наибольшая заслуга в разработке идентичности с точки зрения его структурно-динамических характеристик. Он определяет идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным. Так, на индивидном уровне анализа идентичность определяется им как результат осознания человеком собственной временной протяженности. Это есть представление о себе как некоторой относительно неизменной данности того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющего принадлежащее ему прошлое и устремленного в будущее. Со второй, личностной, точки зрения идентичность определяется как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, обусловливающее некоторую тождественность самому себе. Эта структура идентичности выступает как результат скрытой работы Эго-синтеза, как форма интеграции Я, которое всегда есть нечто большее, чем простая сумма детских идентификаций. Гендерная идентичность (идентичность с учетом признака пола) — ОДНЯ из разновидностей социальной идентичности. Внутриличиостнын уровень анализа гендерных отношений 337 Наконец, идентичность определяется Э. Эриксоном как тот личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу Я-категоризации. Этой структуре Э. Эриксон дал название социальной идентичности [Белинская Е.П., Тихомандриц-кая О.А., 2001|. Представление о том, что в структуре идентичности имеются две основные составляющие: персональная (личностная) и социальная, характерно для большинства работ, посвященных этой проблематике (Антонова Н.В., 1996; Павленко В.Н., 20001.
Сказанное позволяет нам говорить о Я-концепции и идентичности как о категориях практических тождественных. Как подчеркивают отечественные социальные психологии Е.П. Белинская и О.А. Тихоманд-рицкая: «... само понятие Я-концепции выступает в виде некоторой когнитивной или когнитивно-аффективной системы, сходной по функциям с идентичностью. Это приводит к тому, что сегодня эти два понятия во многом выступают как синонимы» |Белинская Е.П., Тихомандриц-кая О.А. 2001. С. 249]. Для нас важно рассмотреть проблематику Я-концепции и идентичности личности с позиций социально-психологического знания. Общеизвестно, что собственно социально-психологический аспект изучения феномена Я — это взаимозависимость Я человека и его социального бытия. В работе Е.П. Белинской и О.А.Тихомандрицкой |2001|, посвященной социально-психологическим проблемам личности, раскрываются два основных подхода к исследованию Я человека. Первый подход акцентирует процесс активного и реального взаимодействия человека со своим социальным окружением. При этом Я преимущественно рассматривается как средство для удовлетворения требований социального мира. В рамках данного подхода особенно подчеркивается роль таких механизмов формирования Я, как социальная категоризация (в том числе и самокатегоризация) и самонаблюдение. Второй подход в основном центрирован на изучении процессов включения в Я отраженных оценок и суждений других людей, в том числе и в процессе не только реального, но и символического взаимодействия. Я при этом рассматривается преимущественно как средство интеграции внутренней картины социального мира, конструирования социальной реальности и самоконструирования. В центре внимания оказывается не столько «активное», сколько «рефлексивное» Я. Соответственно при решении вопроса о механизмах формирования Я на первый план выдвигаются процессы социального сравнения и интроекции чужих оценок и мнений. Поскольку изначально эти два подхода не были жестко альтернативными, в настоящее время они все более утрачивают свою противо- 338 Психология гендерных отношений: теория и практика поставленность. «Для социально-психологических подходов к Я-концепции характерны обращение внимания именно на взаимосвязь "активного" и "рефлексивного" "Я", апелляция ко всем выделенным механизмам его формирования, а также прямое объединение этих двух позиций при решении проблемы мотивирующего влияния Я-концепции» [Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. 2001. С. 214].
Не сложно заметить, что представленная специфика социально-психологического подхода к изучению Я личности наглядно может быть раскрыта при анализе личностной и социальной подструктур (идентич-ностей) и характера их соотнесенности в рамках Я-концепции человека. Личностная идентичность трактуется как набор черт, отличающийся определенным постоянством или, по крайней мере, преемственностью во времени и пространстве, позволяющий дифференцировать данного индивида от других людей. Иными словами, под личностной идентичностью понимается набор характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других. Социальная идентичность трактуется в терминах группового членства, принадлежности к группе, включенности в какую-либо социальную категорию. Общим моментом для большинства современных исследований является противопоставление личностной и социальной идентичности. Дж. Тернер в своей теории самокатегоризации отметил наличие реципрокной взаимозависимости между этими двумя подсистемами Я-концепции: актуализация личностного уровня идентичности подавляет социальный полюс самокатегоризации, снижая количество ролевых, стереотипных самопроявлений, и, наоборот, актуализация групповой идентичности тормозит установки и поведение, порождаемое личностным уровнем самокатегоризации (Turner J., 19851. Через самокатегоризацию индивиды могут использовать созданные групповые протопипы для соотнесения себя с ними, описания и оценивавания себя и как следствие — поддержание благоприятной самооценки. Любому человеку свойственно стремление к положительному, «хорошему» образу себя, поэтому человек будет стремиться к достижению или сохранению позитивной социальной идентичности. В то же время человеку свойственно стремиться отличаться от других, чтобы сохранять и поддерживать свою неповторимую и уникальную индивидуальность. Противоречивость личных и групповых начал в человеке — противоречия между личностной и социальной идентичностью — это противоречия между внутриличностными системами: «Я как индивидуальность — Я как представитель социальной группы». Любая противоречивая ситуация «запускает» процесс возникновения когнитивного диссонанса в сознании личности, затрагивает эмоциональную сферу человека, влияет на его самооценку и самоотношение. Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений 339 Таким образом, раскрывая содержание таких базовых понятий, как «Я-концепция» и «идентичность», мы обозначили место категорий «самоотношение» и «гендерная идентичность» в предметном поле социальной психологии личности (напоминаем, что самоотношение — эмоциональный (аффективный) компонент Я-концепции, а гендерная идентичность — одна из составляющих социальной идентичности). Конкретизируя смысловое содержание понятий «личностная идентичность» и «социальная идентичность» и показывая противоречивость ситуации их взаимодействия, мы тем самым определили предметное поле для анализа внутриличностных гендерных проблем, а именно — характер соотношения личностной и тендерной идентичностей в структуре Я-концепции личности. Теперь обозначим те социально-психологические феномены, в которых актуализированы гендерные проблемы в системе «Я как индивидуальность — Я как представитель тендерной группы».
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.167.41 (0.018 с.) |