Юриспруденция на Древнем востоке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юриспруденция на Древнем востоке



ЮРИСПРУДЕНЦИЯ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ

Наиболее ранние упоминания о возникновении законов

перед изобретением письма были примерно 3500 лет до н.э.

Первый известный юридический текст был создан где-то в 2100

году до н.э. королем месопотамского города Ура, которого звали

Уром-Намму.

Становится, очевидно, что нормы и правила, созданные в

обществе для защиты его индивидов и поддержания порядка,

послужили созданию более обширного и дифференциального

свода законов объеденных в целые кодексы. Возможно, в этом

вопросе далеко не последнюю роль играют национальные

традиции, менталитет, модели построения социальных

отношений и т.д.

Египет

1) древнеегипетский язык — юриспруденция Древнего

царства (XXX— XXII вв.); 2) среднеегипетский язык —

юриспруденция Среднего царства (XXII—XVI вв.); 3)

новоегипетский язык — юриспруденция Нового царства (XVI—

VIII вв.).

Мифы — основа понимания государства как

космополитического механизма, посредством которого

египтянин контактирует с миром богов, вечностью и

бессмертием. Фараон — живой бог, Гор — повелитель богов и

людей. Он связан, с одной стороны, с богами космическими и

даже приравнивается к первородителю Атуму — солнцу. С

другой стороны, он — сын бога обновления Осириса, а после

смерти сам становится Осирисом — повелителем мертвых.

Живой царь соединяет народ, время, вечность, мертвый —

гарант бессмертия, предмет обожания египтян. Утверждается

вертикальное юридическое мышление со шкалой конечного и

бесконечного бытия.

Государство — юридическая связь египтян с вечностью, а

народ — опекаемая этой вечностью общность, что давало

опору и уверенность в жизни, но в перспективе лишало

подданных возможности самоопределения (обретения прав

человека), создавая ситуацию опеки, вечно защищенного

детства. В целом просматривается племенная и

мифопатриархальная концепция царственности, то есть

раннеклассовой государственности.

Месопотамия

Также хочется отметить то, что одной из первых известных

коллекций законов является Кодекс Хаммурапи, который был

издан королем Вавилона с 1728 года до н.э. до 1686 года до н.э.

Еще одним ранним сборником законов был Староеврейский

Кодекс (Моисеев Закон), созданный примерно в 1400 году до

н.э.

Юриспруденция в Двуречье носила теономный характер,

представлена в многочисленных мифах и легендах. За каждым

явлением, за каждой частью мироздания стоят

сверхъестественные и бессмертные антропоморфные

существа.

Юстиция Месопотамии в целом представлена образом "пути

благополучия и справедливости", который неразрывен с

"царственностью", с идеей царской власти, с государством.

Неизменность решений судьи высоко ценилась в Древней

Месопотамии. Судья, отменивший свое решение, согласно § 5

Законов Хаммурапи лишался судейского кресла. Твердость

слова и решения была характерной также для царей и для

богов.

Право в Законах Хаммурали подразумевает неравенство

сословий: свободных (с их делением на два разряда —

авилумов и мушкенумов), рабов-иноплеменников (захваченных

на войне) и долговых рабов (на срок не свыше трех лет).

Индия

Юридических школ было много. Расскажу о трех главных:

брахманизме (X—VI), буддизме (VI в. до н.э. — III в. н.э.),

кшатрийском брахманизме ("Артхашастра", III—V) с

модификацией его в индусское право — оригинальную

правовую систему исповедующих индуизм. Это

персонифицированное право с личным статусом индуса

существует по сей день. Его характерная черта —

традиционализм. Без учета последнего невозможно понять,

почему эта страна с низким уровнем потребления политически

стабильна. Тысячелетиями она не имела революций и смут.

Даже национально-освободительное движение против Англии

базировалось на принципах ненасилия Махатмы Ганди.

Из-за древних корней в юстиции индусов сохранилось много

эгалитарных идей, отрицается эгоизм и потребительство-

Носитель властных полномочий — праведник.

У индусов сугубо рационалистические понятия государства,

права, закона, суверенитета отсутствуют. У них есть «Рита». —

многозначительнее, емче как юроконструкция, включает в себя

должное и сущее (природные закономерности). Рита — и миф,

и норма, и процедура, и санкция.

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ В ВИЗАНТИИ

В средние века наследником юридической науки Рима оставалась

Византия.

В Византии на многие века сохранилась императорская

власть, подчиняющая себе и ограничивающая духовную власть.

В Европе же объединяющим началом был католицизм.

Перенесение политического центра империи в Византию –

констатация доминирующей роли эллинистического Востока,

который подтвердил это исторически, сохраняя в

модифицированном виде римскую государственность ещё

тысячелетие. Византийская империя сохранила монархию в

виде доминанты с бюрократией.

Средневековье – беспрерывная борьба за приоритет между

светской и духовной властями, что выразилось в диалоге

царепапизма и папоцаризма. Идея первенства цезарской

власти сохраняется на протяжении тысячелетнего

существования Византии. Падение Зап.РИ не означало отказа

от доктрины «Pax Romana». Её унаследовала Византия, цезарь,

который носил титул римского самодержца; Константинополь

назывался Новым Римом; аристократия вела родословные от

сенаторских родов Др.Рима; гос. Язык – латынь. Цезарский

абсолютизм объяснялся необходимостью интеграции

множества населяющих территорию Византии народов,

принадлежавших к различным языковым, религиозным,

культурным и этническим группам. Её цезарепапизм как

имперская доктрина объединял в себе римское публичное

право, христианские элементы, эллинистические влияния и

азиатские традиции. Несомненно, что Византия первой из

государств Средневековья в полной мере использовала

возможности христианской религии.

Цезарь – абсолютный владыка, высший судья, глава

исполнительной власти, верховный главнокомандующий и

высший законодатель. В то же время он – наместник Бога и

христианский государь, коронуется на престол самим Христом;

будучи земным образом небесного Бога, обладает

божественной святостью. Власть цезаря распространяется на

весь мир (один Бог на небе – один цезарь на земле); он стоит во

главе великой семьи монархов и князей; знаки его

свидетельствуют о её божественном и общемировом характере

(орёл Юпитера и Земной шар).

Христианская общность Византии отождествляется с

государственной общностью; цезарь является главой церкви,

хотя формально высшая власть в церкви принадлежит коллегии

из пяти патриархов. Верховенство цезаря объяснялось

меньшей, чем на Западе. Политической активностью

духовенства, обосновывалось доктриной «Цезарь – наместник

Бога на Земле». Восточная церковь не только никогда не

претендовала на верховенство власти, но даже не

придерживалась теории равенства двух властей.

Абсолютная власть цезаря в Византии не была деспотичной,

т.к. идея самодержавия сочеталась с концепцией

ответственности за благосостояние своих подданных и

соблюдение справедливости. С другой стороны, институт

цезарства предполагал выборность цезаря, что правда, не

ставило под сомнение божественность власти нового

избранника или военного переворота, значит, Бог отказался от

своего земного наместника в пользу другого.

ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

§ 2. Теократические теории

Католическая церковь, возглавляемая римским папой,

притязала на участие в политической власти. Заметных успехов

в этом она добивалась в периоды, когда власть королей и

императоров слабела из-за феодальных раздоров, а на папском

престоле оказывались сильные политики. Наиболее спорным

вопросом между духовной и светской властями был вопрос об

инвеституре (право назначения епископов и аббатов). Порой

острыми оказывались вопросы посвящения (помазания на

царство) того или иного короля либо императора.

Могучим средством воздействия церкви на непокорных ей

феодалов были интердикт (запрещение совершать

богослужения и религиозные обряды, налагаемое на отдельных

лиц, страну, город), отлучение от церкви, освобождение

подданных от присяги.

Римским папой, достигшим заметных успехов в утверждении

верховенства церкви, был Григорий VII (ок. 1021—1085, папа с

1073 г.). В сочинении «Диктат папы»1, составленном

окружением Григория VII, утверждалось, что римский папа

имеет власть над всеми государями, наделен правом судить и

смещать их, ему полностью принадлежит инвеститура. Спор

папы Григория VII и императора Генриха IV об инвеституре

перерос в острый конфликт, в результате которого отлученный

от церкви и низложенный император был вынужден пойти с

покаянием в Каноссу, где находилась резиденция папы.

Наивысшего могущества католическая церковь достигла при

Иннокентии III (1160—1216, папа с 1198 г.). При Иннокентии III

было образовано независимое церковное государство (Папская

область), короли рассматривались как вассалы папы, а

епископы были включены в общую ленную систему.

Притязания церкви и духовенства на светскую власть

обосновывались теократическими теориями. Суть этих теорий

сводилась к тому, что государство занимает подчиненное по

отношению к церкви положение, из чего следует, что светские

правители должны быть подчинены церкви не только как

простые верующие, но и в ряде отношений по осуществлению

политической власти.

Широко распространены были «теория двух мечей»,

основанная на произвольном соединении и толковании цитат из

Евангелий (император получает свой меч от церкви и поэтому

должен служить ей своим мечом), и «теория солнца и луны»

(как луна получает свой блеск от солнца, так королевская

власть заимствует свой блеск и авторитет от папы).

Церковью использовались различные фальшивки —

например, «Дарение Константина» (подложная грамота от

имени императора Константина I, который будто бы еще в IV в.

Передал римским папам власть над Западной Римской

империей) и «Лжеисидоровы декреталии» (где говорится, что

короли и императоры еще с первых веков христианства

подчинялись папам как преемникам Христа и апостола Петра).

Императоры и короли стремились обосновать свою

независимость от церкви в светских делах. Защищаясь от

притязаний церкви, императоры и короли ссылались на тексты

того же писания о богоустановленности всякой (т. Е. и их)

власти («существующие же власти Богом установлены»). Они

по-своему толковали «теорию двух мечей» — меч светской

власти не зависит от церкви, поскольку Христос говорил:

«Царство мое не от мира сего».

Еретики. Оппозиционной мыслью стали теоюстиции

еретиков, делящиеся на два основных толка — манихейского и

иудейского. Для церкви наиболее опасны были ереси

манихейского толка: катарская, альбигойская, вальденская,

распространявшиеся с начала XI до середины XIV века. Они

отличались дуалистическими представлениями, по которым

весь видимый и невидимый мир изначально разделен между

Богом света (невидимый мир) и Богом тьмы (видимый мир).

Между ними идет непрерывная борьба. Ветхий и Новый Заветы

трактовались так, что их содержание выглядело совершенно

далеким от истинного содержания этих священных книг.

Отрицались учение о Пресвятой Троице, таинства причащения

и брака, отвергались смерть и воскресение Иисуса Христа.

Легисты. В борьбе государства с церковью большую роль

сыграли легисты. В Болонье в XI веке сложилась их школа

глоссаторов, изучавших и преподававших римское право

("глосса" — замечание, пояснение). Утверждалось, что народ

передал императорам всю власть, которая неограниченна и

наследственна. Ссылаясь на законы Римской империи, где воля

императоров считалась высшим законом, легисты полагали

главным источником права законы. Аналогичные идеи с XIV

века обосновывали постглоссаторы — комментаторы,

применявшие правила схоластической логики к обработке

материала, собранного глоссаторами. Некоторые из них

считали свободу естественным правом, а рабство —

порождением насилия. Доктрина легистов отвечала интересам

королей и горожан, тяготившихся церковной зависимостью.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЫЧНОГО ПРАВА

И ОБЩЕГО ПРАВА В АНГЛИИ

Китай

Характерная черта юстиции Древнего Китая —

преемственность во времени, определяемая закономерностями

национальной правовой системы и знаменующая органическую

связь между разными этапами развития юриспруденции, когда

сохраняются определенные элементы или стороны права (его

сущности, содержания, формы, структуры, функций) при

соответствующих политических изменениях. Консерватизм!

Древнекитайская юстиция мало связана с мифом.

Школы (философии и права):

Даосская: Лао-Цзы отрицает властно-приказное

регулирование, призывая соблюдать только дао. (Очень похоже

на концепцию естественного права). Дао и недеяние – это

основная идея.

Конфуцианская: Для него дао юридическое — это гуманный

и справедливый порядок среди людей, вбирающий в себя

древнюю традицию наряду с космической

законосообразностью. Конфуций разработал модель юриста —

цзюнь-цзы, святого бессребреника, рыцаря долга, являющегося

эталоном и правомерного поведения, думающего о дэ и

постоянно культивирующего его в себе. Государство и семья —

два столпа юридизации. Конфуций создал для цзюнь-цзы

систему правового воспитания, в центре которой — осознанная

и целенаправленная выработка юридических качеств.

Легистская: Шан Ян. Теория законности. Юридическое

возможно там, где правитель опирается на единые,

обязательные для всех законы.

Библия __

 

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ В СТРАНАХ

КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ

В Болонье в конце одиннадцатого века возникла школа права,

которая позже была превращена в Болонский университет, в котором

преподавалось римское право.

Чуть позже в период с XII по XV века в странах Западной Европы

начали появляться университеты с юридическими факультетами, где

также преподавалось римское право (Кембриджский, Оксфордский,

Парижский и др.).

Что же касается Франции, то можно сказать лишь то, что в XV веке

юридическая наука преимущественно акцентировалась на изучении

римского права, но и на обычное права от кутюмы.

А вот в Германии юриспруденция в тот период немного отставала

и только под конец XIV века начали образовываться университеты, в

которых также помимо изучения гражданского римского права

преподавалось еще и каноническое.

Итак, средневековый период развития юридической науки можно

охарактеризовать тем, что в европейских странах появились на только

учебные заведения с преподаванием уже достаточно устоявшегося

римского права, но и с попытками преподавания собственных

культурных разработок правовых норм и законов.

§ 5. Средневековые юристы

Находка в XI в. рукописей Дигест Юстиниана положила

начало изучению римского права в университетах Северной

Италии, а затем в других городах Западной Европы. В XI—XII

вв. в Болонье сложилась школа глоссаторов, изучавших и

преподававших римское право ("глосса" — замечание,

пояснение).

В споре императоров и церкви легисты-глоссаторы

выступали на стороне светской власти. Большинство легистов

(юристов) утверждало, что народ передал императорам всю

власть, которая неограниченна и наследственна. Ссылаясь на

законы Римской империи, где воля императоров считалась

высшим законом, легисты полагали главным источником права

законы, установленные светской властью императоров,

королей, городов.

Аналогичные идеи с XIV в. обосновывали постглоссаторы,

комментаторы, применявшие правила схоластической логики к

обработке материала, собранного глоссаторами. Некоторые

юристы Средних веков считали свободу естественным правом,

а рабство — порождением насилия.

Наиболее видным постглоссатором был итальянский

профессор Бартол де Саксоферрато (Bartolus de Saxoferrato;

1313 или 1314—1357 гг.), по имени которого постглоссаторы

назывались "бартолисты". Они продолжили развитие

юридической науки, начало которой было положено

глоссаторами. Глоссаторы и постглоссаторы не только изучали

и преподавали букву римского права, но и стремились

обобщать и систематизировать правовые понятия, соединять

или согласовывать основные положения римского права с

понятиями современного им канонического, городского,

обычного права. Однако применение к изучению права

схоластических методов часто вело к бессодержательности и

многословию комментаторов, отрыву их от практики

исследования и реализации права.

Защита легистами независимости светской власти

вызывала раздражение католической церкви, запретившей

духовенству изучение римского права, а также преподавание

его в Парижском университете. В противовес школам легистов в

XII в. была создана школа канонистов, систематизировавших

папские декреты и буллы, решения церковных соборов,

высказывания отцов церкви, положения Библии. Естественное

право они отождествляли с Божественным законом,

изложенным в священных книгах, а единственным источником

человеческого права считали обычай. Канонисты одобряли

старые решения синодов (IX в), строго запрещавшие епископам

и аббатам наделять свободой рабов или посвящать их в

духовный сан. Канонисты грозили анафемой тем, кто поощрял

рабов к бегству или помогал беглым рабам.

И ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

Что касается арабской государственности, то её творческим

началом наряду с исламом был эллинизм, идейному влиянию

которого арабы-завоеватели быстро подчинились после

установления господства над эллинизированными провинциями

Византийской империи. Важно иметь в виду, что в определённое

время арабо-мусульманская мысль стояла выше и

византийской, и западноевропейской. Это позволило ей сыграть

роль посредника между воспринятым и сохранённым ею

эллинистическим наследиеми освобождающейся от схоластики

европейской мыслью.

Арабский Восток

В VII веке арабы приняли ислам и создали ряд

могущественных государств.

Мухаммед ибн Аюдаллах (579–632 гг.)

16 июля – переселение из Мекки в Медину.

Государство:

Халифы – типа наследники.

При Омаре придуман Коран

Согласно мусульманской идее государство необходимо по 2

причинам:

· для надзора за исполнением мусульманами своих

обязанностей;

· для разрешения конфликтов внутри общины (уммы).

Государство возможно в формах:

1. Халифата (халиф – наместник пророка) – исключительно

мусульманское государство. Немусульмане составляют

меньшинства и практически не имеют политических прав.

2. Имамата (имам – «стоящий впереди», глава общины) –

необходим для объединения мусульман на какой-либо

замкнутой территории, в т.ч. другого государства.

Согласно суннитской концепции государства, глава

государства должен быть абсолютным монархом, повиноваться

которому обязательно для всех мусульман.

Согласно шиитской концепции, глава государства получает

свою власть по договору с общиной в лице учёных

(муджтахидов) и м.б. лишён власти, если муджтахиды решат,

что он нарушил договор.

Основные источники права

Коран

«Мы не упустили в книге ничего»

2. Сунна – собрание преданий о поступках и молчании

Мухаммеда

3. Тасфир - толкование

а. иджма – единогласное мнение многих муджтахидов

б. илирай – мнение одного муджтахида

4. Иджтихад – усмотрение муджтахида в случае молчания <1>

и <2>

5. Кияс – умозаключение по аналогии

6. Истилах – отмена положений сунны, если они противоречат

признанным благам

7. Адад – [местный] обычай

Османская империя.

Важно выделить религиозную составляющую, являющуюся

неотъемлемой основой, фундаментом государственности.

Отсюда вытекает корень всей правовой системы Османской

империи – шариат. Следующая особенность – слабая

централизация государственной власти. Показательным в

данном случае является наличие миллетов – этническо-

религиозных автономий, осуществлявших достаточно

независимое от султанской власти самоуправление.

В Османской империи не было строгого правила передачи

султанской власти по праву первородства (от отца к старшему

сыну) или по праву старшинства (старшему брату).

Государственный аппарат, как и вся система

администрации, вся внутренняя структура империи, был очень

близок к классическому эталону, который соответствует

генеральной схеме командно - административной структуры

традиционного Востока, включая институты власти -

собственности и централизованной редистрибуции

(перераспределения).

РАЗВИТИЕ ПРАВОВЕДЕНИЯ

Киевская Русь

Содержание политической и правовой мысли Киевской Руси

(в том виде, в каком оно дошло до нас в сохранившихся

памятниках письменности) отличалось довольно большим

разнообразием. Однако в нем можно обозначить целый ряд

идей и концепций, повторяющихся из произведения в

произведение, составляющих своего рода остов, каркас

древнерусского политико-правового сознания.

Это в первую очередь концепция Русской земли. В текстах

литературных произведений Киевской Руси понятие "Русская

земля", как и синоним его — слово "Русь", во многих случаях

употребляется для обозначения территории проживания

русского народа, т. е. в географическом смысле. Вместе с тем

оно нередко обозначает собой образ некоего огромного дома —

обители русского народа и православной веры христианской.

Причем образ этот зачастую приобретает явно выраженную

эстетическую окраску. Русская земля — не простая обитель, но

светло светлая, прекрасно украшенная, многими красотами

прославленная. Именно так характеризуется она в "Слове о

погибели Русской земли" — дошедшем до нас отрывке из

большого произведения о нашествии войск хана Батыя на Русь,

созданного между 1238—1246 гг.

Выраженная в приведенных словах идея

ответственности князей перед Богом была

распространенной в литературе Киевской Руси. К ней, в

частности, обращался в своем "Поучении" и Владимир

Мономах.

Идея ответственности князей перед Богом закономерно

вытекала из учения о божественном происхождении княжеской

власти, составлявшего стержень официальной политико-

правовой идеологии Киевской Руси. Духом данного учения

проникнуты и русские летописи, и послания митрополитов

князьям, и различные литературные произведения. Среди

функций князя одной из важнейших считалась функция защиты

православного христианства, Идея о князеохранителе

православия дополняла концепцию его богоизбранности.

Представляя князя охранителем православной

христианской веры, русские мыслители касались тем самым

проблемы соотношения светской власти и церковной. Эта

проблема была одной из главных в политической и правовой

идеологии Киевской Руси.

Взгляд на князя как на душу общества выражал в образной

форме характерное для политической идеологии Киевской Руси

воззрение на государственную власть как на

преимущественно духовную силу.

Нестяжатели и Иосифляне.

Сторонники отторжения от церкви ее земельных богатств и

лишения ее права владения землями, обрабатываемыми

подневольным крестьянским трудом, стали называться

"нестяжателями".

Приверженцы сохранения существующей церковной

системы с ее экономическим могуществом первоначально

назывались стяжателями, а впоследствии стали более известны

как "иосифляне" — по имени их идеолога Иосифа Волоцкого,

игумена Волоколамского монастыря.

РАЗВИТИЕ ПРАВОВЕДЕНИЯ

РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Московское государство

История Московского государства начинается со второй

половины XIII в. В течение XIV—XV вв. оно превращается из

небольшого княжества в мощное централизованное государство

с сильной монархической властью. К концу XVI в. его

территория расширяется, прирастая Западной Сибирью и

Поволжьем. Московское государство все чаще именуется

теперь "Россия" или "Великая Россия".

В начале XVII в. происходит крах общественно-

политической системы Московского государства, который

выливается в так называемую Смуту. "Смутное время"

заканчивается в 1613 г. Утверждением на русском

монархическом престоле новой династии — Романовых. И хотя

в письменных памятниках XVII в. Русское государство

продолжает именоваться Московским государством, многие

факты социальной, политической и духовной жизни русского

общества данного столетия явно указывают на то, что прежнее

Московское государство уступило место новому

государственному организму.

Таким образом, говоря о политической и правовой мысли

Московского государства, мы имеем в виду эпоху, длившуюся с

конца XIII до начала XVII в. Основными событиями этой эпохи,

определявшими характер и государственной власти на Руси, и

русского политико-правового сознания, были: объединение

русских земель вокруг Москвы, Куликовская битва 1380 г.,

Ферраро-Флорентийский собор 1438—1445 гг., принявший унию

византийской православной церкви с римско-католической,

окончательное крушение Византийской империи в результате

взятия турками-османами Константинополя (Царьграда) в 1453

г., женитьба государя всея Руси Ивана III на племяннице

последнего византийского императора Софье Палеолог в 1472

г., окончательное освобождение Руси от татаромонгольского ига

в 1480 г., опричнина Ивана IV.

Социально-экономический и политический строй

Московского государства отличался от социально-

экономического и политического строя Киевской Руси. Московия

значительно дальше продвинулась по пути феодализации. Это

было общество другой исторической эпохи — уже вполне

зрелое феодальное общество.

Различия в социально-экономической и политической

сферах общественной жизни Московского государства и

Киевской Руси обусловили в конечном итоге и различия в

области политической и правовой мысли.

Политическая и правовая идеология Московского

государства в сравнении с идеологией Киевской Руси выглядит

более сложной по содержанию, более разнообразной по

тематике. В рамках ее существуют идеологические течения,

предлагающие прямо противоположные варианты решения

одних и тех же проблем. Представители этих течений ведут

борьбу между собой, как идеологическую, так и политическую.

Пример Московии показывает, что сильная единоличная

государственная власть вполне может сочетаться с

политическим разномыслием в обществе, разнообразием

политических и правовых концепций, с борьбой различных

политических идеалов и мнений. Правда, для этого необходимо,

чтобы в обществе были в достаточном числе люди, способные

для торжества своих идей идти на великие жертвы.

Однако даже это великое бедствие не могло сдержать

поступательного развития русской культуры. После утверждения своего

господства на Руси татаро-монгольские завоеватели не

препятствовали строительству здесь новых церквей и монастырей,

открытию новых школ, распространению грамотности среди русского

населения, созданию новых книг.

Русская политическая и правовая мысль в условиях Московского

государства имела значительно более солидный культурный

фундамент для своей эволюции, чем тот, на котором она развивалась в

Киевской Руси.

В течение XIV—XV вв. впервые переводится на русский язык

большое число произведений философской христианской литературы,

таких, как творения св. Дионисия Ареопагита, Петра Дамаски- на,

поучения св. Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Феодора Студита, и

многих других. XIV—XVI вв. — это эпоха расцвета русского

летописания. Почти все дошедшие до нас летописи происходят именно

из этого времени.

РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

Однако, _________наверное, в России развитие юридической науки

резвивалось в первую очередь благодаря созданных в 1755 году

Московского и в 1819 году Санкт-Петербургского институтов.

Т.к. главным источником обучения права в то время были лекции,

которые читали профессора, то по существу история развития

юридической дисциплины в России, практически неотделима от

становления этих университетов.

Впервые в Московском университете лекции по праву начали

читаться в 1755 году, но систематизация занятий на факультете

юриспруденции началась в 1764 году.

Изначально Юридическая Наука в России опиралась на

зарубежных исследованиях, но со временем и в нашей стране

появились квалифицированные в данной области специалисты. С 1767

г. занятия начали вести первые отечественные юристы-профессора –

это И. А. Третьяков и С. Е. Десницкий.

Политико-правовые идеи нарождавшейся буржуазии в

России были отражены в произведениях Посошкова,

Щербатова, Татищева и других представителей политической

мысли того времени.

Вопросы политики и права Посошков представляет в книге

«О скудности и богатстве». В этой книге он советует Петру I, как

истреблять в стране неправду и несправедливость. Он считает,

что стране нужна сильная центральная власть, которая

способна проводить политику общего блага.

Щербатов в основу своих идей кладет теорию

общественного договора. Идеалом общественного управления,

по Щербатову, является конституционная монархия.

Государство – монархия, но монархия – всего лишь чиновники,

обязанные добровольно управлять страной. Законодательные и

высшие судебные власти в России принадлежат главе власти,

разделенной на пять департаментов. Он выступает как идеолог

передового дворянства того времени.

Теоретической базой взглядов Татищева являются

концепции естественного права и договорного происхождения

государства. В своих рассуждениях о происхождении

государства мыслитель использовал гипотезу о преддоговорном

«естественном состоянии», в котором господствует «война всех

против всех». Разумная нужда людей друг в друге привела их к

необходимости создать государство, которое он рассматривает

как результат общественного договора, заключенного с целью

обеспечения безопасности народа и «поисков общей пользы».

Татищев пытается внести в процесс образования государства

исторические начала, утверждая, что все известные

человеческие сообщества возникали исторически.

Большое внимание Татищев уделял рассмотрению форм

государства. Наличие той или иной формы правления он ставил

в зависимость от размеров территории страны и степени

обеспечения ее внешней безопасности. Наилучшей формой

правления для России Татищев считал монархию, при этом он

отмечал преимущества опоры монарха на двухпалатный

выборный орган. Представительный орган состоит из двух

палат: Сената – высшей палаты (представители от дворян) и

Совета – второй палаты. Монарх выступает у него в роли

верховного законодателя, но издаваемые им законы должны

соответствовать естественному праву, справедливости и общей

пользе.

Соблюдению законов Татищев придавал большое значение.

Рассматривая вопросы, связанные с судоустройством и

судопроизводством, Татищев настаивал на профессиональной

подготовке судей, полагая, что на судебные должности должны

определяться лица только с соответствующей

профессиональной подготовкой.

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

В первой половине XIX в. государственный и общественный

порядок Российской империи находился на прежних основаниях.

Дворянство, составлявшее малую часть населения, оставалось

господствующим, привилегированным классом. Освобожденные от

обязательной службы государству помещики из служилого сословия

превратились в праздный, чисто потребительский класс

рабовладельцев. Из дворян формировались бурно растущие в то

время канцелярии бюрократического аппарата империи. В стране

царил чиновничий и помещичий произвол. Правительство

предпринимало попытки проведения общественных реформ, но

проблемы изменения государственного строя или совершенствования

законодательства в России первой половины XIX в. практически

отступали на второй план перед острейшим вопросом о крепостном

праве

Западники

Россия является европейским государством, но отстаёт в

своём развитии от Европы (образца). Поэтому необходимо с

помощью радикальных реформ (либералы-западники) или

революции (западники-социалисты) догнать Европу в

государственно-правовом отношении.

Даже в идеале западники применяли политику «двойных

стандартов»: странам Зап.Европы прощалось любое

отступление от образца (насилие в отношении граждан,

ограничение прав и свобод, несовершенство избирательной

системы, коррупция, произвол), тогда как от Российского

государства они неуклонно требовали полного соблюдения

западноевропейского образца.

 

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Славянофилы

Исходили из убеждения, что Россия является особым

государством, но Пётр I своими реформами его испортил, и

поэтому необходимо провести контрреформы, восстановив

государственно-правовое устройство Московской Руси.

К концу 30-х годов оформились в течение общественной

мысли противостоящие западникам славянофилы. Ю. Ф.

Самарин, А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С, Аксаковы, И. В. и

П. В. Киреевские объединялись вокруг журналов "Русская

беседа" и "Московитянин". Они порицали западников за то, что

те решали проблемы основ или начал русской (и вообще

славянской) жизни отрицательно, усматривая особенность

русской жизни в том, что в ней нет чего-то, что есть в Европе.

Славянофилы эту же проблему стремились решать

положительно, исследуя те особенности русской и славянской



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.149.253 (0.349 с.)