Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовые идеи в трудах арабских философов
В рамках исламской политической мысли сформировалось два основных подхода к изучению государства и политики – нормативно-юридический и этико-философский. Нормативно-юридическое направление опиралось на мусульманско-правовую теорию и развивалось, не испытывая сколько-нибудь заметного постороннего влияния. Что же касается философско-этического подхода к изучению политики, то вряд ли можно говорить о глубоком воздействии на него мусульманской религиозной идеологии. Правда, эмпирический материал для представителей арабской философии давала практика функционирования именно мусульманского государства – Арабского халифата. Тем не менее они его анализировали, опираясь не на мусульманское учение, а следуя в целом традициям греческой политической философии. Наиболее обстоятельно учение о политике, государстве, власти в средневековой арабской философии разрабатывалось Абу-ан-Насром аль-Фараби (870 – 950). Немалый вклад внесли также такие крупные мыслители, как Ибн Сина (980 – 1037) и Ибн Рушд (1126 – 1198). В своем подходе к политической проблематике представители средневековой арабо-мусульманской философии во многом следовали греческой философии, прежде всего взглядам Платона и в меньшей степени Аристотеля. В общих чертах своеобразное соотношение философии и религии ислама обозначил «первый философ арабов» - среднеазиатский тюрк аль-Фараби. Широкую известность Фараби принесли его комментарии трудов Аристотеля, в связи с чем его еще при жизни называли «Аристотель Востока», или «Второй учитель». Также Фараби считают отцом арабской политической философии. Он полагал, что политическая теория изучает способы организации и сохранения добродетельного правления, показывает, каким образом к жителям городов приходят добро и благо и какие пути ведут к их достижению и сохранению. Наиболее полно свои политические взгляды Фараби изложил в трактатах «О взглядах жителей добродетельного города», «Афоризмы государственного деятеля» и «Гражданская политика». Таким образом, он предпринял попытку изложить проект идеального общества (города-государства). Человеческие общества Фараби классифицирует на великое (объединение всех людей, народов,
населяющих землю), среднее (общество определенного народа) и малое (объединение людей в отдельные города). Взяв за исходное моральные категории добра, зла, отношения к труду, он делит города-государства на невежественные, коллективные и добродетельные. Только в последних, по его мнению, жители стремятся к счастью, основанному на знании и благе. Лишь здесь правители заботятся об интересах города и счастье его обитателей. В других же городах власти стремятся только к личной выгоде. Фараби пишет о пяти слоях населения в добродетельном государстве: 1) мудрецы и другие достойные люди; 2) люди религии, поэты, музыканты, писцы; 3) счетоводы, геометры, врачи, астрологи; 4) воины – ратники, стражники; 5) богатые люди, земледельцы, скотоводы, купцы. В добродетельном государстве все эти слои населения связаны дружбой, взаимными интересами, справедливым отношением друг к другу. Таким образом, «добродетельный» город- государство аль-Фараби – это модель наилучшего и естественного общения, в рамках которого человек может достичь наивысшего блага и достойного образа жизни. Основные признаки такого города, отличающие его от «невежественных» государств, - порядок и высокие моральные качества его жителей, в первую очередь правителей. Поэтому главная роль в «добродетельном городе» отводилась просвещенному правителю, который по своим личным качествам должен удовлетворять строгим требованиям. Ключевой категорией мусульманско-правовой политической теории был халифат, который рассматривался в двух взаимосвязанных аспектах: как сущность мусульманской власти и как специфическая форма правления. В основе всех определений халифата лежит подход крупнейшего мусульманского государствоведа аль-Маварди (974 – 1058): «Имамат суть преемство пророческой миссии в защите веры и руководстве земными делами». Исходя из такого понимания, современные авторы приходят к выводу, что халифат отнюдь не сводится к индивидуальному праву или привилегии определенного лица на занятие поста главы мусульманского государства, а представляет собой определенную функцию по
осуществлению верховной светской (политической) власти и поддержанию веры на уровне мусульманской общины. Важным также был вопрос о том, кому принадлежит верховная власть в халифате. К началу ХIII века проблема дуализма властей однозначно решается в пользу папы, причем речь идет о дуализме не духовной и светской властей, а о дуализме самой светской власти, то есть о доктрине папского универсализма. Ее теория была многосторонней, даже всеобъемлющей: а) концепция ограниченного единства мира, согласно которой "главой" земного "организма является папа; б) теория иерархии форм бытия, в рамках которой церковь — душа находится выше государства — тела; в) концепция иерархии целей папства (высших) и государства (низших); г) теория церкви как совершенного института и государства как земного института, отягощенного грехом; д) теория викариата, согласно которой после смерти цезаря власть переходит к папе (на период королевского безвластия).; е) теория "двух мечей", согласно которой власть папы первенствует исторически (апостол Петр получил от Бога два меча, символизирующих духовную и светскую власти, а потому источником цезарскои власти является воля папы); ж) теория "небесных ключей", согласно которой папе "дана власть затворять и отворять врата неба", а потому в его руках "власть и над обладающими властью"; з) идея "дара Константина"; и) теория папы как представителя римского народа. Идея национальной монархии — сквозная для всего Средневековья. В ранний период монарх — богоподобный властитель, олицетворение сакральной силы. В дальнейшем он мыслится лишь правовым институтом, удерживающим в равновесии борющиеся сословия. Монархическая идея (полномочия, обязательства, символика, ритуал и пр.) постепенно деперсонифицируется, перестает соединяться с личностью государя, отделяется от нее. Это обстоятельство допускало критику в адрес того или иного конкретного властителя. Но никто не покушался на монархизм как таковой. Апелляция к текстам Священного Писания как к решающим доказательствам правоты, схоластическая манера обосновывать защищаемые тезисы, язык богословия — все это обычно присутствовало в выступлениях враждовавших лагерей. В средневековом правоведении наблюдается преемственность с античной мыслью. И дело здесь не только в рецепции римского права. Прослеживаются глубокие связи в представлениях о государстве как универсальном организме, о правильных и неправильных формах, их круговороте, естественном праве, законности. Разница была лишь в методологии. Как известно, в античной юриспруденции превалировал рационализм с его тезисами: 1) извечный порядок природы — первоначало для права; 2) только человеческий разум — источник его познания. Теоюстиция Средневековья исходила из мистической теории сотворения мира из ничего, учения о Божественном откровении, превосходящем человеческий разум. Управление связывалось с Божьим промыслом. Средневековая юриспруденция символична, закодирована в образах, имеет особый лексикон. Юридическим понятиям соответствуют некие символы, в которых — "знак свыше". Расшифровка этого "знака" — узнавание воли Бога при помощи
догматического метода с апелляцией к Священному Писанию (главный прием доказывания), с комбинированием священных аксиом и выведением нового знания о государстве и праве только из них. Единственный критерий юридичности — скрупулезное соответствие воле Бога. Средневековых юристов нередко осуждали за догматизм. Но это не всегда правильно. Их исследования все же углубляли знания о юстиции, государстве, праве, обогащали новой информацией, объяснительными схемами, подходами. Примат Библии в системе права Европы обусловил христианские обличья юсшкол. Даже юристы периода ранних буржуазных революций в Голландии и Англии, положившие на практике конец средневековому праву, апеллировали к Библии, беря из нее те строки, которые позволяли обосновать понятным языком по сути светские правовые лозунги. <Легисты и канонисты> Для борьбы с еретиками церковь использовала: 1) религиозные диспуты, чтобы убедить вернуться в лоно церкви; 2) интердикт (отлучение от церкви) — общий личный, частный личный, общий местный, частный местный — в качестве попытки принудить еретиков к раскаянию; 3) отлучение, ставившее вне существующих церковных, а значит, и светских законов; 4) инквизицию как учреждение, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков; 5) крестовые походы, применяемые для подчинения римскому престолу областей или стран, где не желающие раскаяться еретики составляли большую или наиболее влиятельную часть населения. Судопроизводство в священном трибунале было тайным. Обвиняемый не знал имен свидетелей. Он обязан был говорить всю правду и указать участников преступления. Для получения признания трибунал мог прибегать к пыткам. Истоки гуманизма — в Италии.__
РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.23.112 (0.023 с.) |