Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогическая характеристика понятия социальной компетентности подростков
Говоря о социальных знаниях, умениях и навыках, необходимо отметить, что в психолого-педагогической литературе нет общепринятого определения, но существует заменяющее понятие – «социальная компетентность». Следует особо отметить работу И.Д. Фрумина под названием «Введение в теорию и практику демократического образования». В данной работе автор рассматривает универсальные социальные умения как «основу любого социального действия» и подчеркивает их необходимость «для гражданской жизни в демократическом обществе» [12]. То есть можно сделать вывод, о том, что социальные умения отвечают за качество отношений человека с социумом, той же сущностью обладает и понятие «социальная компетентность». Социальная компетентность служит предметом многочисленных исследований российских и зарубежных специалистов в области образования, психологического сопровождения учебного процесса и социальной работы. Перечень основных определений социальной компетентности весьма большой. Исследуется терминологический аппарат, даются различные определения понятия «компетентность», в большинстве случаев раскрываются определенные подходы к решению проблем, рассматриваются отличительные характеристики изучаемых социальных феноменов и т.д. На наш взгляд, в наибольшей степени обобщенную характеристику компетенции дает, И.А. Зимняя. Она в своих трудах раскрывает определение компетенции - «это способность индивида к активному, ответственному жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения, способность активно взаимодействовать с миром, в ходе взаимодействия понимать, изменять себя и мир» А. В. Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения [15]. Компетенция – это совокупность взаимосвязь личностных качеств (способов деятельности, навыков, знаний, умений), характерных по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Автор, И.А. Цецорин характеризует компетентность как комплекс «освоенных личностью» компетенций» [4].
Из вышесказанного следует, что компетентность - это внутренний потенциал человека (знания, навыки, способности, представления, определенные алгоритмы действий, система ценностей и отношений), обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с социумом, в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций. Существуют различные подходы к пониманию социальной компетентности. Рассматривая термин социальной компетентности, необходимо заметить, что разные исследователи в качестве допустимых ее элементов называют мотивы, ценностные ориентации, социальные роли, знания, умения, навыки, собственные способности, убеждения, личностные качества и т.д. Одни делают акцент на компетентности как интегральном, личностном качестве подростка, другие - на описании составляющих его деятельности, которые способствуют развитию навыков, позволяющих успешно справляться в дальнейшем с решением проблем. Именно поэтому в нашем методическом пособии говоря о социальных умениях, мы будем обращаться к понятию социальная компетентность подростков. Анализ научной литературы показал, что под социальной компетентностью авторы понимают: - степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации; - достижение реальных целей, использование подходящих для этого методов; - позитивное развитие как результат активности; - подтверждение со стороны других адекватности социального поведения; - способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно понимать других людей [9]. В социальной, психолого-педагогической литературе социальная компетентность рассматривается, как способность достигать поставленных целей в процессе взаимодействия с окружающими, поддерживая с ними доброжелательные отношения в любой сложившейся ситуации. Кроме того, исследователь Т. Кавел предлагает трехкомпонентную модель социальной компетентности, которая включает социальные способности, представления и достижения. В различных показателях социальной компетентности подчеркивается результативность достижения [2].
Понятие «социальная компетентность» включает в себя наличие развитой способности находить договоренность между собственными целями и достижениями и целями других людей, которая лежит в основе социальной адаптации. А также, подразумевает наличие достаточно высокого уровня интеллектуальных способностей, так и наличие умений к конструктивной, преобразовательной активности при взаимодействии с социальным окружением. Л.И. Гиенко в своем исследовании выделяет набор компетенций: 1. ключевые – представления подростка о себе, знания требований и ожиданий, восприятие себя как социального субъекта, умения, навыки социального взаимодействия, готовность к моделированию социально полезной деятельности, способность анализировать социальную ситуацию; 2. базовые – осуществление планирования собственной деятельности; самоанализ, осуществление самоорганизации, самодиагностика, самоконтроль и саморегуляция. 3. специальные - изучение своих прав и обязанностей, формирование умений и навыков, владение навыками межличностного взаимодействия и конструктивного общения, проявление социальной активности, самоорганизация и самоуправление, умение дифференцировать общественные требования и переводить их в персональные. 4. оценочные – общительность, уверенность в себе, социальная адаптированность, самостоятельность, нравственность, организованность, правомерность поступков. Основными причинами, влияющими на уровень сформированности социальной компетентности являются: · трудности в социальной адаптации подростка; · неблагоприятный морально-психологический климат семьи; · расхождение норм, принятых в социально значимой для подростка группе с общественно санкционированными; · отсутствие необходимой воспитательной требовательности родителей; · конфликтность и напряженность общения в семье и коллективе сверстников; · отклонения в психо-эмоциональном состоянии человека; · низкий культурно-образовательный уровень родителей [3]. Развитие указанных компетенций у подростков возможно через реализацию следующих направлений: · правовые знания и обязанности; · развитие навыков конструктивного взаимодействия; · формирование навыков эффективного решения социальных проблем. Развитие социальной компетентности подростков, временно проживающих в условиях учреждений социального обслуживания, осуществляется в процессе социально-психолого-педагогической работы. Специалистами учреждений для осуществления эффективной деятельности определяются цели, принципы, функции, методы и формы, осуществляется их рациональный, структурный и содержательный отбор, согласованность компонентов и этапов. Исходя из анализа теоретической базы, которая доказывает, что понятие социальной компетентности достаточно широкое, в своём исследовании мы остановились на трех компонентах: · когнитивном; · поведенческом; · эмоциональном. Деление условное, так как все три компонента взаимосвязаны, но отражают несколько разные аспекты социальной компетентности. В пособии мы опираемся на это деление, изучаем некоторые характеристики представленных компонентов социальной компетентности.
Когнитивный компонент: знания подростка о себе как социальном субъекте (о своих возможностях, интересах, способностях), знания общественных норм и ценностей, интерес к социальной жизни, нормы и способы эффективного социального взаимодействия, стремление познать и понять сложные социальные процессы и т.п.); Эмоциональный компонент: способность к самоконтролю и саморегуляции, способность к пониманию своих эмоций и окружающих, способность к ответственности, решительности, уверенности в себе; Поведенческий компонент: сформированность навыков конструктивного поведения в различных ситуациях, руководство в поведении сознательными социальными нормативными целями и правилами, усвоение социальных норм поведения, умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать, находить компромисс и т.д.); умение принимать и оказывать помощь. Проанализировав психолого-педагогическую научную литературу, мы внесли данные в таблицу, включающую в себя следующие структурные компоненты социальной компетентности (таблица 1). Таблица 1. Структурные компоненты социальной компетентности
Благодаря этим компонентам формируется социальный опыт подростка, раскрываются его скрытые потенциальные возможности. Важным моментом является успешное усвоение необходимых социальных умений и навыков, усвоению социальных ролей и полоролевых стереотипов для его социальной жизни, а также дальнейшего взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Обращаясь к различным исследованиям социальной компетентности и особенностей развития подростков находящихся в трудной жизненной ситуации, мы приняли следующее понятие: социальная компетентность подростка – это интегративное личностное свойство и совокупность взаимообусловленных компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого, позволяющее подростку выстраивать поведение, присваивать опыт и эффективно выполнять заданную социальную роль. В процессе воспитания подростка главным становится усвоение навыков, социальных ролей, социального поведения и культуры с учетом современного российского общества. Для воспитанников центров семьи и детей оно начинается в семье, затем продолжается и наращивается в школе, детских учреждениях для детей-сирот, интернатных учреждениях организациях среднего/начального профессионального образования. Через общение с родителями, с другими воспитанниками и сотрудниками учреждений, с учителями и одноклассниками в школе, социальными педагогами, в процессе осуществления разнообразных видов совместной деятельности подросток интегрируется в общество, становится участником общественной жизни. Характер влияния, принятия или неприятия возникающих в процессе взаимодействия ситуаций зависит от позиции подростка, у которого формируется под воздействием воспитательной среды, определенный набор духовно-нравственных, культурно-образовательных, эстетических, характеристик данной личности. Иными словами, происходит становление личности, формирование социальной компетентности. Таким образом, основным результатом социально-педагогической деятельности специалистов центров семьи и детей должна быть не система знаний, умений и навыков как таковых, а набор компетенций
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.180 (0.015 с.) |