Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовная культура украинского народа
ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА. Родильное обрядность. Как и у русских, рождение детей у украинцев сопровождалось магическими действиями. Однако, в отличие от русских женщин, рожали украинки обычно в хате. Во время родов предпринимались действия по их облегчению, в том числе и довольно своеобразные—били пятками о порог, возбуждали у роженицырвоту, поднимали ее ногами вверх и т. п. Сразу после рождения ребенка заворачивали в рубаху отца, в рукав ее Клали узелок с ломтем хлеба, солью, кусочком печной глины, угольками и т. п. Обрядовый характер носило захоронение плаценты, например, ее помещали в лапоть и закапывали под «полом» (помостом-настилом в хате) с кусочком Хлеба и мелкими монетами, засыпая сверху зернами ржи. Окропляли «святой» водой лохань или корыто, в котором первый раз купали ребенка. Зажигали свечу перед иконами, она должна была гореть постоянно до крестин, старались в это время не упоминать черта, не ссориться, не совершать греховных поступков. После родов устраивали родины с угощеним присутствующих. Через несколько дней после рождения ребёнка крестили. Ему выбирали крестных родителей—кумов, обычно это были родственники (обязательное условие—кума не должна быть беременной). При обряде крестин, христианском по своему характеру, выполнялись многие предписания и обряды, по сути языческие. Например, когда выходили из дома, ребенка передавали крестной матери через порог, причем она при этом наступала на топор, лежащий на пороге. Возвращаясь с крестин, она переступала через этот топор. После крестин участники обряда угощались, главным блюдом за столом была так называемая «бабина каша», в горшок с ней втыкали букетики из колосьев, васильков, калины. Горшок потом разбивали, а обломки бросали в огород для лучшего урожая. Специфический элемент украинской крестильной обрядности — зливки. Это взаимное омовение рук роженицы и повитухи. Для него использовалась «непочатая», взятая ранним утром, Когда ее еще никто не брал, вода, в нее клали различные предметы—зерна овса, листья с веника, раскаленные угольки и др. Во время омовения повитуха и роженица могли стоять на топоре. Трапезу во время крестильной обрядности устраивали и в корчме, причем повитуху на трапезу гости везли на бороне..
Через год после рождения ребенка устраивали пострижи- ны, этот обряд на Украине был особенно развит. Во время них ребенка сажали на какой-нибудь предмет, например, на Полтав-щине мальчика на топор, а девочку на коноплю. В других местах это была обычно шуба, расстеленная мехом наружу. Волосы состригал отец или повитуха, причем сначала выстригалось изображение креста, а потом снимались остальные волосы. Их могли потом засунуть в плетень, чтобы ребенок был кудрявым, или в навоз, чтобы был темноволосым. Свадебная обрядность. Обычный возраст вступления в брак у украинцев на конец XIX в. был 16-18 лет для девушек и 18-19 лет для юношей. Ниже он был в экономически отсталых районах, выше—в более развитых. Для предложения о заключении брака в дом девушки засылались старосты (сваты). Обычно это были родственники жениха, в западных областях Украины жених сам участвовал в сватовстве. Старосты вели аллегорические разговоры (о «ловле» лисы, куницы и т.п.), ответ же, что характерно для восточнославянской свадебной обрядности, мог быть и невербальным. Так, девушка в случае согласия колупала ногтем печь либо старостам выносили на тарелке полотенца или платки, при отказе — тыкву (гарбуза). Если ответ был положительным, то старосты обменивались хлебом с родителями невесты, пили могорыч и договаривались о времени следующей встречи, которая называлась заручины. Парень получал статус молодого, а девушка—молодой. Заручины устраивались, как правило, через две недели после сватовства, оно как бы повторялось, но в более торжественной обстановке, в присутствии родственников, с исполнением ритуальных песен. Совершались различные действия, имеющие обрядовый характер — «танец молодой» (Закарпатье), одаривание молодых (Подолье и Волынь) и др. Накануне свадьбы молодая устраивала девич-вечер. К ней приходили подруги, выставлялось угощение, пелись печальные песни, сама молодая должна была плакать. Главным действием на девич-вечере было завивание гильца—украшение ветки сосны или плодового дерева (груша, яблоня, черешня и т.п.) разноцветными лентами, колосьями, цветами, монетами. Гильце символизировало девичью красоту, молодость и в то же время прощание невесты с девичьей свободой. Завивалось гильце и у молодого, во время свадебного пира оба гильца стояли на столе. К свадьбе пекли каравай, иногда их было два—от семьи жениха и невесты. Выпекали его каравайницы—уважаемые замужние женщины, из лучшей муки, замешивали ее с деньгами— «на счастье», во время работы исполняли песни с эротическим подтекстом, танцевали, сажать каравай в печь поручали красивому парню.
Свадьба обычно начиналась в субботу. Молодой с утра расплетали косу, волосы смазывали медом, надевали венок на го-лову. От жениха шло шествие к дому невесты. Кроме самого жениха в шествии принимали участие различные свадебные чины: хорунжий, он нес корогву—красное знамя на палке, маршалок — старший среди бояр (парней в свите молодого), светилка, у которой в руке была особым образом украшенная свадебная свеча, староста—главный распорядитель, человек состоятельный и толковый. Сторона молодой создавала разного рода символические препятствия на пути следования жениха. Когда жених и сопровождающие наконец входили в ее дом, то там происходил обмен подарками, совершался «посад» молодых в красном углу (иногда на дежу—кадку для замеса теста), что символизировало их соединения, торжественно вносился каравай. Его разрезали на куски и раздавали присутствующим. Могли совершаться и другие обрядовые действия: «выкуп» молодой, отрезание у нее косы, осыпание молодых зерном и т. п. Затем все ехали в церковь, где происходил обряд венчания. Из церкви участники свадьбы разъезжались по домам, а под вечер молодой снова ехал за своей суженой. Иногда к этому моменту приурочивалась обрядность утренней поездки. На воз складывали приданое, сверху садились сами молодые и ехали в дом молодого. В воротах усадьбы молодого разжигали костер из соломы, через который они должны были проехать. При входе в дом молодая не должна была смотреть на печь, считалось, что иначе кто-нибудь вскоре умрет, поэтому, например в Галиции, ей даже завязывали глаза. Молодую одаривали с различными пожеланиями, сажали ей на колени мальчика, затем все садились за стол, а молодым готовили ложе. Постель устраивалась в каморе из колосьев, застеленных сверху кожухом. Молодых раздевали, при этом смотрели, чтобы у невесты не было «наговоренных» недоброжелателями вещей, а на одежде молодого узлов—это могло помешать их сближению. Через некоторое время их посещали, брали сорочку молодой и выносили гостям. При признаках ее «честности» разворачивалась «гарная», т. е. веселая свадьба, в противном случае родственники молодого всячески выражали свое возмущение: надевали хомут на родителей молодой, разваливали печь, мазали стены смолой и только после этого садились за стол. Обычно свадьба продолжалась три дня, обязательным ее сопровождением была «троиста музыка» (скрипка, цимбалы, бубен). Завершалась свадьба «перезвяными» обрядами: если молодая сохранила «честь», гости шли в дом ее родителей благодарить их за это. Впереди опять несли корогву, брали с собой бутылку с подкрашенной в красный цвет водкой, заткнута она была хлебными колосьями, к ней прикрепляли кисть калины, участники процессии перевязывали себя красными поясами. Угостившись, они затем ходили с корогвой из дома в дом с музыкой, танцами и пением эротических песен.
Погребальная обрядность. Умирающего в момент смерти могли положить на овчины, дать ему в руки зажженную свечу, которую освятили на Сретенье (2/15 февраля) или в Великий Четверг. Для облегчения агонии предпринимались различные магические действия: сверлили дыру в стене, звонили в колокола, клали умирающего на землю. После кончины человека в доме не работали—не мели сора, ничего не сажали в огороде, не подкладывали под кур яиц. Тело умершего обмывали и обряжали в погребальную одежду, на Гуцулыцине это старались сделать при первых признаках агонии. Воду, которую использовали при омовении, выливали там, где не ходят люди. На умершего одевали одежду, сделанную по архаичной технологии и старинных видов кроя: при изготовлении ниток для ткани пользовались веретеном, а не самопрялкой, женская рубаха была без подставы, рукава ее были без оборок и т. п., одежду, даже детскую, обязательно подпоясывали. Мужчин иногда обували в калинги — полотняную обувь, похожую на чулки. За пазуху умершего клали три маленьких хлебца. Специфической была одежда парней и девушек брачного возраста— аналогичная свадебной. Родственники покойного одевались в траурную одежду, она была черного цвета, но в центральной Украине могла быть и цветной, красочной. Гроб изготавливали из досок, в Галиции в стенке его проделывали оконце, «чтобы душа навещала тело». Застилали его стружками, ими же набивали подушку, птичьи перья и пух использовать для этого запрещалось. На подушке возле головы клали различные пахучие растения, в гроб также могли положить шапку, палку, хлеб, соль, водку, курящему — табакерку и т. п., объясняли, что иначе покойник придет за этими вещами с «того света». Гроб с покойником ставили на лавку головой к иконам, приходили прощаться родственники и соседи, при этом много плакать по умершему было нельзя. Своеобразная черта украинской погребальной обрядности, особенно характерная для бойков и гуцулов, — игры при покойнике: спортивные, «свадебные», социально-бытовые. В помещении, где он лежал, молодежь в перерывах между чтением псалтыря исполняла различные игры и комические сценки, иногда не совсем пристойные, причем объектом насмешек мог быть и сам умерший. Похороны обычно совершали на третий день. Умершего выносили ногами вперед, гроб трижды со стуком опускали на порог и осыпали его зерном, чтобы оставшиеся не испытывали нужды в хлебе. После выноса тела, на место, где лежал покойник, бросали новый горшок, разбивая его, родственники трижды обходили пустую дежу, двери запирали. Выпускали на двор домашних животных, чтобы они могли проститься с хозяином, сыпали зерно по двору, на воротах повязывали красный пояс или полотенце. На кладбище гроб несли на руках, а в Галиции везли на санях даже летом, причем запрягать их надо было только волами, но не лошадьми. Иногда на похороны приглашали плакальщиц. При погребении молодых брачного возраста устраивались «свадьба-похороны»—на крышку гроба клали специально испеченный свадебный каравай, в процессии находился «жених» (или «невеста») в свадебной одежде, а также другие свадебные чины, впереди несли корогву, но не красного, а черного цвета.
На кладбище прощались с покойным, гроб опускали в могилу, могилу «печатали»(сыпали крестообразно землю на гроб), затем раздавали подаяние беднякам. На могиле делалась насыпь и ставился крест, но зафиксированы и другие сооружения, в Карпатах, например, голбец—небольшой сруб, открытый или с двухскатной кровлей и небольшим крестом наверху. По возвращении с похорон тщательно мыли руки, особенно те, кто ко-. пал могилу, нес гроб и т.п., они должны были еще прикоснуться руками к печи. Потом устраивалась поминальная трапеза. Поминки также делались на традиционные для восточных славян дни—9-й, 40-й и годовщину после смерти. Существовали и общепоминальные дни. Одним из них была Радуница, когда посещали кладбище, разводили там костер, на котором готовили пищу, угощались, клали на могилы еду, цветы, рассказывали о своих делах умершим родственникам. УКРАИНСКАЯ КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДНОСТЬ отличалась от русской и белорусской календарной обрядности большей значимостью одних праздников и меньшей других, по составу самих обрядовых действий, но, в целом, эти различия не были значительными. РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПРАЗДНИКИ длились от Рождества до Крещения. В этот период работали только до захода солнца, а по вечерам садились за праздничный стол, сами вечера назывались святыми. На РОЖДЕСТВО молодежь ходила по селу с изображением звезды колядовать. Среди колядовщиков были певцы, музыканты, мехоноша—в его мешок складывали подношения, у гуцулов—и плясуны; потом организовывали вечеринку, где все собранное сообща съедали. В домах семьи вечером садились за стол, уставленный ритуальными блюдами— кутьей, узваром и др., остатки еды вместе с ложками оставляли на столе, чтобы ею могли угоститься предки. В ночь под НОВЫЙ ГОД молодежь также ходила по дворам славить хозяев, исполняя при этом щедровки и колядовки, они предназначались каждому члену хозяйской семьи. Старались в этот день ни с кем не ссориться; чтобы весь год жить с людьми в ладу. Предновогодняя ночь носила Название «щедрый вечер», семья должна была трапезничать 12 блюдами. На КРЕЩЕНИЕ святили воду в озере или реке, парни При этом стреляли из ружей, отгоняя нечистую силу. Этой водой кропили хату и другие постройки, вещи, людей и домашний скот, мелом в этот день рисовали кресты на дверях, печах, сундуках, кадках. Вечером садились за обильный по возможности стол, на ночь ставили на покути (в красном углу) миску с ложками членов сзмьи, считалось, что в этом году умрет тот, чья ложка окажется перевернутой.
МАСЛЕНИЦА. Она не праздновалась так широко и разгульно, как у русских. Основным блюдом на Масленицу были вареники с творогом. Блины в качестве обрядового блюда и некоторые особенности, например, катание на лошадях,.возможно, были заимствованы у русских. Не зажигались костры, не делалось чучело Масленицы. Зато характерным масленичным обрядом у украинцев была «колодка»—замужние женщины ходили по селу и привязывали колодку (полено, обрубок дерева) парням и девушкам, не вступившим в брак. Снять ее разрешалось за угощение, которое потом женщинами совместно поедалось. Те же замужние женщины в течение масленичной недели разыгрывали «рождение», «крещение», «смерть» и «похороны» колодки. ЗАКЛИКАНИЕ ВЕСНЫ у украинцев представляло собой период совершаемых молодежью обрядовых действий, которые приходились на время между Масленицей/Пасхой и Троицей/Петровым днем (он различался по длительности в разных районах Украины). Парни и девушки собирались на проталинках, которые образовывались на возвышенностях, и, призывая весну прийти поскорее, распевали приуроченные к этому обряду песни—веснянки и гаивки. Через некоторое время по первой траве девушки начинали исполнять хороводные игры—танки. ПАСХА. К этому празднику готовили обычные у восточных славян блюда—-пасху (кулич) и сырную (творожную) пасху, красили яйца, причем не только в один цвет, как русские, но и с нанесением разноцветного орнамента, растительного, геометрического, зооморфного, они назывались писанки. Еду несли в церковь для освящения. Во время заутрени молодежь развлекалась около церкви — жгла смоляные бочки, парни стреляли из ружей при восклицаниях «Христос воскрес!». Придя из церкви, умывались, положив в воду писанку и деньги, потом этой водой поливали огород. Остатки пасхальной трапезы сжигали, а золу пускали по воде. Посещали могилы родственников, на которые клали крашеные яйца. ЗЕЛЕНЫЕ СВЯТКИ —так называется у украинцев и белорусов праздник Троицы. Отмечался он у них.более скромно, нежели у русских, и на большей части Украины сводился к украшению домов зеленью: перед Домом ставили молодые деревца — черноклен, тополь и др., ветками украшали двери, окна, печь, иконы, пол дома устилали зеленой травой. В некоторых рай Кроме этих праздников в зимне-весенний период у украинцев можно отметить ряд других, например, БЛАГОВЕЩЕНЬЕ (25 марта/7 апреля), когда не работали, считая,' что Даже птица в этот день гнезда не вьет, не клали яйцо, снесенное в втот день, под наседку, иначе цыпленок будет калекой; ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ — срезали ветки вербы, их святили в церкви и использовали в различных обрядовых действиях: стегали людей и домашних животных, тем самым как бы передавая им силу вегетации, клали как лечебное средство в купель для больного ребенка и т.п.; ЧИСТЫЙ ЧЕТВЕРГ —в этот день купались в водоемах или обливались водой до восхода солнца, копотью свечи из церкви делали охраняющие кресты на дверях и окнах, еще одно название этого праздника— НАВЬСКИЙ ВЕЛИКДЕНЬ (ПАСХА MEPTBEIIOB), так как верили, что покойников с «того света» отпускают на время отслужить молебен и покаяться в грехах; ЮРЬЕВ (ЕГОРЬЕВ) ДЕНЬ, он у украинцев имел более аграрный, нежели животноводческий характер: духовенство служило молебен на поле и кропило его святой водой, хозяева шли на свою пашню, там трапезничали, а остатки пиши зарывали в землю. ИВАНА КУПАЛА — самый значительный праздник летне-осеннего календарного цикла. У украинцев, как и у белорусов, он был более богат обрядами, нежели у русских, по некоторым своим особенностям имел сходство с Троицей русских. Исключение составляло Закарпатье, где все действия на Купалу ограничивались сбором трав для лечения и ворожбы. В тех же местах, где этот праздник справлялся широко, днем накануне праздника девушки собирали травы и цветы, плели венки, вечером парни на возвышенности разводили костер, в середину его вставляли шест с горящим колесом. Рубили дерево, ставили около костра, девушки украшали его венками, цветами, лентами. Называли такое дерево Марой, или Мареной, под него могли посадить соломенную куклу в женской одежде. Ночью водили хороводы, парни с девушками прыгали через костер, взявшись за руки, купались, искали в лесу волшебный цветок папоротника, девушки бросали венки в воду, гадая о своей судьбе. Под утро Марену топили в воде или сжигали. Считалось, что на купальскую ночь нечистая сила особенно сильна, поэтому на ворота домов ставили сретенскую (освященную в Сретенье) или венчальную свечу, в хлевах сыпали мак, не выпускали коней в ночное. Если канун Ивана Купала—праздник молодежи, то сам день Иоанна Предтечи, как назывался он в христианском календаре, праздновали и взрослые, они в складчину устраивали обед, приглашали на него церковный причт. Среди других календарных праздников лета и осени у украинцев можно упомянуть ПЕТРОВ ДЕНЬ, который по некоторым обрядовым действиям был близок к Купале, к этому дню пекли хлеб из зерна нового урожая, его святили в церкви и раздавали кусочками, как просфору; ИЛЬИН ДЕНЬ —громовой праздник, на него нельзя работать, ходить на охоту, загоревшийся от молнии дом надо в этот день тушить кислым молоком; ДЕНЬ КОЗЬМЫ и ДЕМЬЯНА (1/14 ноября), когда в каждой семье готовили более обильную, нежели обычно, пищу, на праздничный ужин старались собраться всей семьей, молодежь в снятой избе устраивала складчину; АПОСТОЛА АНДРЕЯ (30 ноября/ 13 декабря) — девушки в канун этого дня гадали на свое замужество, например, выпекали из теста балабушки, раскладывали на полу и запускали собаку, чью балабушку она съест, та первая выйдет замуж, женщины в Андреев день не шили, не пекли хлеба, не стирали. ТРАДИЦИОННЫЕ ДОХРИСТИАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. Основной религией, распространенной среди украинцев, было христианство. В восточных районах их проживания бытовало, главным образом, православие, в западных— католицизм, среди украинцев были также последователи униатской церкви. Но, как и у русских, в народном быту сохранялись древние по происхождению, языческие по сути верования и обряды. Проявлялись они в почитании природных явлений, производственной магии, сакрализованности многих бытовых предметов, в календарной обрядности и обрядности жизненного цикла, в представлениях 6 многочисленных демонических персонажах, населяющих окружающий мир и об особых магических способностях определенных людей. Широко у украинцев была распространена вера в ведьм, женщин-колдуний, которые по своей воле или невольно наносят вред хозяйству — лишают коров молока, задерживают дождь, делают «заломы» на полях, похищают на время небесные светила. Считалось, что в каждом селе есть одна или несколько ведьм, в обычное время они имеют вид, как и все остальные женщины, и только в момент колдовства ведьма обретает свой истинный облик—старой, безобразной женщины, с распущенными волосами, иногда имеющей телесные недостатки (хромота, горбатость); они умеют летать, на Купалу, устраивают свои сборища, в качестве всеукраинского места Их- сбора указывается обычно Лысая гора под Киевом. Вредили людям и колдуны, некоторые из них могли превращаться в волков, нападать на скотину и душить ее, их называли волколаками. За помощью против ведьм и колдунов, а также при болезнях людей и домашних животных обращались к знахарям—лицам, тоже общающимся с «нечистой силой», но на пользу людям. Существовали представления о многочисленных духах, опасных для людей или, наоборот, которые могут приносить добро. Одни занимали большее место', нежели в русских верованиях, другие меньшее, некоторые у украинцев отсутствовали, были и такие, которых не знала русская демонология. ЧЕРТ —злой дух, пакостник, частый персонаж фольклорных сюжетов. В качестве места его обитания указывались обычно леса, болота, овраги, заброшенные мельницы и т.п. При общей антропоморфности облика народное сознание наделяло его и животными чертами: покрытый черной шерстью, рожки на голове, собачья или свиная морда, козлиные ноги. Он мог изменить свой облик, превратившись в пана, священника, петуха, козла, клубок шерсти, колесо и др. Черт беспрестанно старается навредить человеку, но может помогать ему, если тот заключит с ним договор — письменный, подписанный кровью. Однако за свои услуги черт требует душу, которую и забирает на мучения после смерти человека. ЛОМОВОЙ (ДЕЛ, ХАТНЫЙДЕД)—в отличие от черта может хорошо относиться к людям, если в семье порядок, и к самому домовому отношение почтительное. Не в пример другой «нечистой силе» не боится молитвы, креста, пения петуха. Увидеть его можно по праздникам, например, в Чистый Четверг, поднявшись на чердак со страстной свечой. Если он будет голым, то это к бедности, мохнатым—к богатству. Там же на чердаке по праздникам, например, на Новый год ставили пищу домовому. Он мог показываться в разных обличьях — старика с длинной бородой, кошки, барана, медведя; домовой ухаживал за скотом; предсказывал судьбу. ВИХОВАНЕЦ —домашний дух, змей, имеющий способность летать, приносит хозяину, с которым он связан, различные ценности: вещи, зерно, деньги. Видимо, аналогичен ему дух под названием СЛОРИШ, но он не летает. Этих духов человек мог получить сам, для чего должен был носить сакральное количество дней/лёт (3, 7, 9) яйцо слева подмышкой. Близок к этим духам ПЕРЕЛЕСНИК — летающий змей, по ночам он проникает к женщинам и вступает с ними в связь. ЛЕСОВИК (ЛЕСУН) —из-за открытости пространств большей части Украины этот демонический образ не получил широкого распространения. Облик его представляли по-разному: в виде косматого или голого безобразного существа, лисицы, вихря, клочка сена. Так же, как и у русских, считалось, что он является хозяином всей лесной живности, и охотник, заключивший с ним договор, всегда будет с добычей. РУСАЛКИ —вера в них на Украине получила очень широкое распространение. Это молодые девушки-утопленницы, иногда указывается, что нижняя часть тела у них, как у рыб, по ночам они выходят из воды, качаясь на ветках, расчесывают волосы, водят хороводы, в период созревания хлебов идут в поля и там нападают на людей. Особая категория украинских русалок— мавки, или нявки (от навь—мертвец)—это либо мертворожденный плод не менее чем семимесячного возраста, либо младенец, умерший до крестин. Существовали у украинцев представления и о других демонах: ВОДЯНОМ —опасном духе, живущем в воде, он топит людей, ломает мельничные колеса, разгоняет рыбу, когда ее ловят рыбаки, поэтому ему приносили жертвы, мельники, например, закапывали в основание плотины лошадиный череп; МАРЕ — духе смерти; ПОЛЕВИКЕ —духе открытых пространств. Человеку, идущему ночью, может привидеться в образе белой свечи, и тогда он начинает плутать; УПЫРЕ —вампире, близком к «заложным» покойникам, он не тлеет, по ночам выходит из могилы и пьет кровь людей, после чего они погибают. Вера в него была распространена гораздо больше, чем у русских и белорусов; ВИЕ —безобразном персонаже, взгляд которого для человека смертелен. Народные верования украинцев нашли широкое отражение в их фольклоре, стали сюжетами произведений украинских писателей. БЕЛОРУСЫ Этногенез и этническая история О пребывании славянского населения на территории Белоруссии, по крайней мере с VI в. н. в., свидетельствует нахождение в южной части ее памятников типа Прага-Корчак. «Повесть Временных Лет» сообщает, что здесь жили восточнославянские племена дреговичей, радимичей, полочан, частично волынян, древлян и северян. В период существования Киевской Руси эти племена, консолидируясь, вошли в состав древнерусской народности. В XI-XIII вв. на территории Белоруссии существовали Полоцкое, Туровское, Пинское, Новогрудское и другие княжества. Обособление населения этой территории от основного массива древнерусской народности, которое привело к появлению нового восточнославянского этноса — белорусов—начинается с середины XIII в. В это время земли будущей Белоруссии были в составе Великого княжества Литовского, а после объединения его с Польшей в 1569г. — Речи Посполитой. Значительное влияние на язык и культуру восточнославянского населения этого региона оказали балты и поляки, обособлению способствовало и частичное вытеснение православия католичеством, а с 1596 г. и униатством. Лля Белоруссии долгое время была характерна дробность самосознания отдельных территориальных и социальных групп населения. Верхушка общества тяготела к польской культуре и католичеству, предполагало в общении польский язык, что приводило к ополячиванию. Для жителей различных регионов существовало много топонимических названий: мозыряне, случане, мстиславцы и др. В то же время бытовали, видимо, как этнонимы понятия русины и литвины, происходившие от названий Русь и Литва, группы населения в южной Белоруссии носили названия полещуки, пинчуки, брещуки. В ряде случаев этническое самосознание определялось конфессиональной принадлежностью—католической или православной. С XIV в. существовала территория, обозначаемая как Черная Русь. Она включала в себя северо-запад Белоруссии и отчасти Псковщину и Новгородчину, население ее называлось чернорусами. Другая Русь, Белая, в источниках начиная с XII в., помещается во Владимиро-Суздальских землях. С конца XIV в. это понятие применяется к более западным территориям, в основном к пограничыо Литвы—Речи Посполитой с Русью — Россией, т. е. современных Белоруссии, России и Украины. Название «Белорусь» появляется в XVII в. и относится преимущественно к Полоцким, Витебским, Мстиславским, Смоленским и ряду других земель. После разделов Польши в конце XVIII в. понятия «Белорусь» и «белорусы» как названия территории и населения начинают распространяться На остальную территорию Польши, населенную восточнославянским населением. После подавления польского восстания 1830-1831 гг. начинается борьба царского правительства против национальной самобытности населения западных регионов России—ликвидируется уния, запрещаются названия «Литва» и «Белоруссия», белорусов в официальных документах именуют русскими Западного края, рассматривая как особую группу русского народа. Однако именно с середины XIX в. в среде белорусской интеллигенции формируется представление о самостоятельности белорусского этноса. Появляются исторические и этнографические исследования, посвященные белорусам. При этом в качестве субэтносов белорусского народа продолжали существовать отдельные его группы—литвины в центральной Белоруссии, полещуки—в Полесье и ряд других. По переписи 1897г. белорусов в России насчитывалось 5,9 млн чел. (4,7% населения страны), из них в современных границах Белоруссии 4,8 млн, где они составляли 74% населения. Большое влияние оказывали на белорусов русский язык и культура, особенно в восточных районах и крупных городах. Шла миграция русского населения в Белоруссию и белорусов в различные районы России. В 1919г. была создана Белорусская Советская Социалистическая Республика, вошедшая в 1922г. в состав СССР. Территория Западной Белоруссии оказалась в составе Польши и только в 1939г. она была присоединена к БССР. По переписи 1926г. белорусов в СССР насчитывалось 4,7 млн чел., и они составляли 3,2% населения страны, по переписи 1937г.—4,9млнчел. (3%), по переписи 1939г. — 5,3 млн чел. (3,1%), по переписи 1959г.—7,9 млн чел. (3,8%), по переписи 1970г.— 9,05млнчел. (3,7%), по переписи 1979г. —9,5 млн чел. (3,6%), по переписи 1989г.-^10,03млнчел. (3,5%). Медленный рост численности белорусского этноса объясняется огромными потерями белорусов во время Великой Отечественной войны, а в последние годы низким уровнем рождаемости. По данным Всесоюзной переписи 1989 г. население Белоруссии составляло 10,2млнчел., из них белорусы—7,9млн (77,9%), 1,2 млн белорусов проживали в Российской Федерации, 440тыс.—на Украине, 180тыс.—в Казахстане, 120тыс.— в Латвии, 63 тыс.—в Литве, 28 тыс. — в Эстонии. За пределами СССР на конец 80-х годов больше всего белорусов проживало в Польше—-более 150тыс. человек, примерно 20тыс. их насчитывалось в США, по несколько тысяч — в Канаде и Аргентине. Всего в мире белорусов примерно 10,3 млн чел. Традиционное хозяйство Так же, как у русских и украинцев, основными видами традиционных занятий белорусов были земледелие и животноводство, значительную роль играли некоторые подсобные занятия и промыслы. Особенности этнического развития белорусов и специфика климатических условий накладывали на них своеобразный отпечаток. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. В конце XIX—начале XX в. основной системой земледелия у белорусов было трехполье при сохранении в ряде мест архаичной подсеки. Недостаток земли вынуждал прибегать к двухполью, кое-где существовал и перелог. Главными полевыми культурами были рожь, озимая и яровая, овес и ячмень, сеяли также гречиху, горох, просо, чечевицу. Большая роль отводилась картофелю, который был и товарной культурой. Много выращивали льна, конопля занимала незначительное место. Основным пахотным орудием была соха двух типов. «Литовская», или «полесская», имела раздвоенную рассоху, на концы которой надевались железные наконечники. Иногда впереди был колесный передок, в нее запрягали пару волов. Соха другого типа была с перекладной полицей под конную тягу. С начала XX в. в крестьянских хозяйствах стали распространяться плуги кустарной работы. При вспашке залежи применялся резак, для окучивания картофеля—сошки и рала. Самой распространенной бороной была вязаная с деревянными зубьями. Сохранялись и примитивные типы борон— суковатка и смык, известны были и более совершенные;—в виде деревянных рам со вставными железными зубьями. Для ручной обработки почвы использовались мотыги, лопаты, заступы. Для погрузки навоза применяли деревянные вилы с металлическими наконечниками и так называемые крюки, которыми сбрасывали навоз с телеги. Сеяли из лукошка, жали зазубренными серпами или косами с прикрепленными.к ним граблями. Для более плотного связывания снопов использовали цурки—палочки с зарубиной на конце. Во время жатвы ярко проявлялись общинные традиции— совместное начало ее и коллективная трапеза по окончании — дожинки. Перед молотьбой хлеб просушивали либо на огородах—конусообразных сооружениях из жердей, либо в специальных постройках — осетях и евнах, которые соответствовали русским овинам и ригам. Молотили цепами на току, обычно крытом, иногда примитивным способом—хлестанием о бочку, колоду и т. п. Зерно веяли деревянной лопатой, но в бедных семьях из-за недостатка хлеба его мололи невеянным. Хранили зерно в «житных» ямах грушевидной формы, постройках— клетях и свирнях, иногда необмолоченным в стогах. Дробление и размол зерна производился на мельницах—ветряных, водяных и на конной тяге, хотя из-за значительной платы крестьяне предпочитали делать ото в домашних условиях, используя ступы, ручные и ножные, и жорны — ручные мельницы. Сено для домашних животных заготавливали косой с длинной ЖЙВОТНО'БОДСТВО. Белорусские крестьяне держали крупный рогатый скот, низкорослый и малопродуктивный, лошадей, грубошерстных овец, коз, свиней, домашнюю птицу. Количество скота зависело от зажиточности семьи, в богатых семьях было несколько коров, более десятка свиней, но домашней птицы держали всегда мало. 4-7 месяцев в году скот пасли на пастбищах под присмотром пастуха. Значительной была доля животноводства в Полесье, где вследствие обилия корма крестьяне держали больше скота. Летом яловый скот и молодняк отгоняли на лесные пастбища за десятки километров от деревни. Зимой скоту к сену обязательно добавляли солому, свиньям—мякину, картофель, муку. ПОДСОБНЫЕ ЗАНЯТИЯ И ПРОМЫСЛЫ белорусов имели много общего с аналогичными занятиями русских и украинцев. Обычно в домашних условиях у белорусов изготавливались ткани, выделывались кожи и шкуры, прежде всего овчина, широко были распространены деревообработка—плотничье, столярное дело, тележное, бондарное и другие, в Полесье— заготовка дерева, смолодегтярный, углежогный, скипидарный промыслы. Среди тех ремесел, которые выделились из домашнего производства и были ориентированы на рынок, можно назвать гончарное, портняжное, сапожное, в ряде мест ткачество. Некоторые регионы Белоруссии особо специализировались на тех или иных видах производства, продукция их имела широкое распространение: например, гончарство—в Минской и Могилевской губерниях, ткачество—в Гродненской, изготовление изделий из кости и рога—в районе Орши. Материальная культура ПОСЕЛЕНИЯ И ЖИЛИЩА. Для сельских поселений белорусов рубежа XIX — XX в. была характерна разнообразная номенклатура: село—поселение с церковью, деревня — без нее, местечко—в нем жители, кроме сельского хозяйства, занимались ремеслом и торговлей, однодверное поселение мелкой шляхты—застенок, в несколько дворов—околица, существовали выселки и хутора. Разнообразна была и планировка их — беспорядочная и линейная, уличнс-радиальная и улично-квартальная.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.219 (0.063 с.) |