Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Традиционные верования и представления
Христианство на Руси начинает широко распространяться с конца X в. в православной форме и обретает значительную роль в народной жизни. Православие укрепляет нравственные принципы народа—милосердие, странноприимство, верность данному слову, готовность пострадать за «мир». К Богу и Богородице, к патронам-покровителям обращается человек как за помощью в трудные минуты жизни, так и с благодарностью за содействие в преодолении беды. Посещение храма, который представлял собой, по образному выражению, «синтез искусств», приобщало русского человека к «высоким» формам культуры — в архитектуре, живописи, скульптуре, музыке, хоровом пении. Однако в то же время в народе прочно удерживались верования дохристианского времени, языческие по характеру. Существовали довольно развитые представления о различных духах и демонах, которые имели общее название «нечистая сила». Народное сознание населило ими жилые и хозяйственные постройки, воды, леса, поля. Были «специалисты» по контактам с нечистой силой—колдуны, ворожеи, ведьмы, знахари и т. п. Их опасались, считая, что они могут навести «порчу» на людей, которыми недовольны, т. е. болезнь и смерть, а также пожар, падеж скота. С другой стороны, к ним же обращались за помощью при аналогичных и других несчастьях. Обладание ими магической силой обозначалось словом «знание», «знанием» могли обладать и специалисты в тех или иных производственных областях — пастухи, плотники, мельники, кузнецы и т.д., а также некоторые из земледельцев. Производимые ими для достижения той или иной цели магические действия сопровождались заговорами. Существовавшие, по народным представлениям, многочисленные демонические существа обычно связывались с определенными локусами пространства—жилищем (домовой), хозяйственным строением (овинник), водоёмом (водяной), некоторые могли ассоциироваться с социумом (домовой), с состоянием здоровья человека (Двенадцать Трясовиц) и т.п. Считалось, что некоторые духи происходят от «заложных» покойников и потому бессмертны, но могут при этом иметь семью и детей. Из-за боязни вызвать их появление называли того или иного духа чаще иносказательно — «хозяин». Их «античеловечность», т.е. принадлежность к миру природы, подчеркивалась обликом— обросшие волосами, без одежды, а если одеты, то в деталях перепутано правое и левое и т.п., им приписывалась способность к «оборачиванию», т. е. превращению в животное или предмет. ДОМОВОЙ (ДОБРОЖИЛ, СУСЕДКО, ЖИРОВИК). Дух дома, иногда отождествляемый с другим домашним духом — ДВОРОВЫМ, хотя последний может мыслиться и как иное существо. В качестве места обычного пребывания домового указываются подпечек, печной столб, порог, голбец, чердак. Людям он может «явиться» в виде старика, а также в облике животного—кошки, крысы, змеи. Довольный хозяевами, он заботится о членах семьи и домашних животных, недовольный вредит, пакостничает. Ломовой может предсказывать будущее стуком, воем, душением человека во сне. При переходе на новое жилище производился обряд «перезова» домового. У некоторых групп русских существовали представления о помощниках домового, их называли КУРГУРУШИ, или КОЛОВЕРШИ (похожие на кошку, они приносят в дом припасы, украденные в других семьях), а также вера в таких локальных духов дома, как ПОДПОЛЯНИК, ЗАПЕЧНИК, ЖИХАРЬ и др.
ОВИННИК (или РИЖНИК, иногда отождествлялся с ГУМЕННИКОМ). По народным представлениям местом обитания его была соответствующая хозяйственная постройка. Он считался духом, настроенным враждебно к человеку, его козням приписывали пожары в овинах и ригах. Являлся он людям черным, лохматым, с горящими, как уголь, глазами. Он запрещал ночевать в овине, топить его по определенным дням (Воздвиженье, Покров, Михайлов день). КИКИМОРА. Маленькое злое антропоморфное существо женского пола, обитающее, по одним представлениям, в болоте, по другим—в доме, в последнем случае может считаться женой домового. Особенно вредит кикимора женщинам, главным образом нерадивым—путает напряденные нити, бьет горшки и т. д. БАЕННИК. Дух бани, представлялся маленьким, заросшим волосами старичком. Его недоброжелательством объясняли неприятности, связанные с мытьем в бане — угар, ожоги, а также пожары в банях. Поэтому посещение ее обставлялось рядом правил и запретов: нельзя ходить в баню после церкви или в церковь после бани, входить в баню, не сняв нательного креста (в других местах предписывалось, наоборот, крест обязательно надевать, чтобы баенник не навредил), после мытья баеннику надо было оставить шайку теплой воды, веник, мыло.
ЛЕШИЙ. Дух леса, мог иметь разный облик—седого старика, медведя, превратиться в сухое дерево, пень, мог менять свой рост, уменьшиться до таких размеров, что скроется в траве, а мог стать выше деревьев. Он—хозяин лесных зверей, управляет их миграциями, сбивает путников с дороги, приняв облик знакомого человека, довольный своей проделкой хохочет, хлопает в ладоши. Заблудившемуся человеку, чтобы выйти из леса, надо запахнуть кафтан на правую сторону, левый лапоть надеть на правую ногу, а правый на левую и т. п. В северных районах пастух искал покровительства у лешего, для чего делал ему различные приношения, произносил соответствующие заговоры. ПОЛЕВИК. В безлесных районах в какой-то степени принимает на себя функции лешего, но представления об этом духе весьма неотчетливы, во многих местах они вообще не зафиксированы. ВОДЯНОЙ. Хозяин водных пространств — рек, озер, болот. Изображался в виде голого старика с длинной бородой и рыбьим хвостом вместо ног, иногда рыбы — сома, щуки и др., только очень больших размеров. Он прорывает мельничные плотины, топит купающихся в полдень или после захода солнца, ворует домашний скот и уводит его под воду. Водяному приносят жертвы мельники, пасечники, плотогоны. Лети его, ШИЛИКУ-НЫ, после водосвятия 6 января стараются проникнуть в дома, чтобы уберечься от них, на окнах и дверях рисуют кресты. Существовали представления, но не столь отчетливые, и о других демонических существах: МАРЕ — злом духе, воплощении смерти; ЛЕСНОМ/ВОДЯНОМ ДАРЯ —главе местных леших и водяных; РУСАЛКАХ (ФАРАОНКАХ)— водяных. духах, имеющих облик молодых девушек, этот образ, видимо, проник из западной демонологии; ОГНЕННОМ ЗМЕЕ —совратителе женщин, принимающем облик умершего мужа; ПОЛУДНИЦЕ —духе поля, запрещающем полевые работы в полдень, ее действию приписывались солнечные и тепловые удары, и некоторых других. Наконец, бытовала вера в БЕСА (ЧЕРТА ) —нелокализуемого представителя «нечистой силы», который в народном сознании отождествлялся с христианским Дьяволом, но был более древнего, языческого, происхождения. Чертом (бесом) могли называть и других демонов—домовых, леших и т.п. Этимология слова «черт» указывает на представление о нем в прошлом как о духе границы—черты. Он враждебен человеку, но человек может его «провести», и тогда сам черт оказывается в неприятной ситуации. Культура двух других восточнославянских народов — украинцев и белорусов, при всей их близости к русской, отличается рядом специфических черт. Это объясняется особенностями их исторического развития, контактами с соседними народами, воздействием географической среды и рядом других факторов.
УКРАИНЦЫ Украинская народность формировалась на территории, которая была ядром Древнерусского государства,—Киевского, Чернигово-Северского и Переяславского княжеств. Впервые понятие «Украина» встречается в Киевской летописи под 1187 г. в связи с событиями в Переяславской земле—смертью князя Владимира Глебовича. Со временем оно стало применяться к территории Среднего Поднепровья. Сначала «Украина» была территориальным названием наряду с другими, но именно оно дает начало этнониму — украинцы. Под 1305г. впервые зафиксировано еще одно понятие—«Малая Русь» (сначала применительно к Галицкой митрополии, а затем к Галицким землям), происходящий от него этноним «малороссы» стал употребляться как аналогичный «украинцам».
Формирование украинской народности осложнялось вхождением частей ее территории в состав нескольких государственных образований—Литвы и Польши (с 1569г. Речи Посполитой), Венгерского королевства, Молдавского княжества. Основами образования украинского этноса в этих условиях являлись близость говоров формирующейся общности и религиозное единство-—православие. В письменных памятниках XIV в. уже довольно отчетливо проявляются черты собственно украинского языка, в основу его легли говоры Среднего Поднепровья. В целом этногенез украинского этноса, как и великорусского, происходит в XIV-XV вв. В XVI-XVII вв. наблюдается расширение территории, заселяемой украинцами, за счет Слободской Украины (современные Харьковская и часть Сумской и Луганской областей) и Нижнего Поднепровья, где появляется специфическая группа украинцев — запорожское казачество. Оно сыграло особую роль в становлении общеукраинского национального самосознания, так как обладало высоким социальным статусом. Постепенно название «Украина» распространяется от Карпат до границ России, при этом оно начинает отождествляться с понятием «Малая Русь». До начала XVI в. русские и украинцы находились в составе разных государств, затем начинается присоединение украинских земель к России. К началу XIX в. почти вся территория расселения украинцев, кроме западных районов (Галиция и Буковина), оказывается в ее составе. Вместе с тем продолжается расширение этнической территории украинского этноса, в основном в Северное Причерноморье и Приазовье, а в XIX — начале XX в. значительная часть украинцев переселяется на Северный Кавказ, в Нижнее Поволжье и Казахстан, в Сибирь и на Дальний Восток. Так, в 1885-1916 гг. за Урал мигрировало 1,6 млн украинцев, из них более миллиона осело там. В течение ряда столетий происходило активное взаимодействие украинской культуры с польской, а затем культурой русского населения. Многие украинцы: мыслитель и государственный деятель Феофан Прокопович, философ Ф. Десницкий, композитор Д. Бортнянский, художники Д. Левицкий и В. Боровиковский, скульптор И. Мартос, работали в России, и деятельность их составляет ее заслуженную славу. Традиция эта продолжалась и впоследствии: писатель Н. В. Гоголь, историк М. И.Костомаров, художник, поэт, общественный деятель Т. Г. Шевченко, археолог и этнограф Ф. К. Волков и многие другие заняли достойное место в российской науке и культуре.
Вместе с тем царское правительство отказывало украинцам в праве на этническую самостоятельность и самобытность. Запрещало пользование названиями «Украина» и «украинцы» — только «южнорусы», или «малороссы» (тем самым подчеркивая «малость» их по отношению к русским—великороссам), ограничивалась сфера употребления украинского языка. В циркуляре 1863г. министра внутренних дел П. А. Валуева вообще утверждалось, что «украинского языка не было, нет и быть не может», до 1905г. не существовало ни одного периодического издания на украинском языке. Все это тормозило, но не могло остановить процесс развития украинского народа, в частности, формирование на рубеже XVIII-XIX вв. современного украинского языка. Специфика этнического развития населения ряда регионов Украины приводит к появлению в его среде нескольких субэтносов: полещуков — в Полесье, бойков, лемков и гуцулов — в западноукраинских областях, до конца XVIII в. существовала такая этническая группа украинцев, как запорожское казачество. Конец XIX — начало XX вв. характеризуется значительной миграцией украинцев Австро-Венгрии за океан, в основном, в Америку, а украинцев Российской империи главным образом в другие районы государства. С территории Западной Украины эти миграционные потоки продолжались и в дальнейшем, но в меньших масштабах. По первой переписи населения России 1897г. украинцев насчитывалось 22,4 млн чел., они составляли 17,8% населения страны. В годы гражданской войны была создана Украинская Советская Социалистическая Республика, в 1922 г. она вошла в состав СССР. При этом в результате изменения послевоенных границ часть бывшей территории Российской империй, населенной украинцами, отошла к Польше. Украинцы также проживали в Венгрии, Румынии, Чехословакии. По Всесоюзной лере-писи 1926г. в СССР насчитывалось 31,2 млн украинцев (!21,2% населения страны), 1937г. —26,4млн (16,3%), 1939г. —28,1 Млн (18,3%), уменьшение численности украинцев объясняется репрессиями и голодом 1933 г. Она несколько увеличилась в 1939 и 1940гг. как за счет естественного прироста, так и в результате присоединения к СССР Западной Украины, а также Бессарабии, где был значителен процент украинского населения. Большие потери понес украинский народ в годы Великой Отечественной войны, когда территория республики была полностью оккупирована врагом. Переписи 1959, 1970 и 1979гг. дали цифры соответственно 37,3млн (17,9%), 40,8млн (16,9%), 42,3 млн (16,2%) украинского населения. В советский период продолжалась миграция в другие регионы СССР—-Сибирь и на Дальний Восток, а также в Северный Казахстан. В ряде случаев эти переселения не были добровольными, украинцев выселяли как «буржуазных националистов» и «представителей эксплуататорских классов». Большая часть украинцев всегда проживала на территории собственно Украины, где среди городских жителей их доля составляла 50-75%, в сельской местности— до 95-98%.
На рубеже 80-40-х годов XX в. всего в мире проживало около 46 млн украинцев. По Всесоюзной переписи 1989г. в СССР их насчитывалось 44,2 млн чел (15,4%), из них 37,4млн на территории Украинской ССР, где они составляли 72,7% всего населения республики (примерно 82% всех украинцев мира). Из других республик украинцев было в РСФСР—4,4 млн, в Казахстане —0,9 млн, в Молдавии—0,6 млн и в Белоруссии—0,3 млн чел. За пределами бывшего СССР украинцев примерно 1,8 млн: более чем по полмиллиона человек в Канаде и США, 350 тыс.—в Польше, более 100 тыс.—в Аргентине, по несколько десятков тысяч украинцев проживает в Бразилии, Румынии, Чехии и Словакии, странах бывшей Югославии и в Австралии. Традиционное хозяйство Основными видами традиционных занятий украинцев было земледелие и животноводство, немалую роль играли также подсобные занятия и промыслы. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. Особенности его определялись открытым характером местности большинства районов Украины, преобладанием плодородных, но тяжелых для обработки почв, сравнительно теплым климатом. В Полесье до начала XX в. еще практиковалась подсека, но основными формами земледелия на Украине были трехполье и перелог. Для перелога характерно то, что после запашки в течение двух-трех лет земля несколько лет отдыхала и использовалась под пастбище или под покос. Основными орудиями вспашки почвы были плуг, более легкий на севере и тяжелый, иногда с колесным передком, на юге в степной зоне, а также рало, одно- и многозубов. В Полесье была известна и соха (рогач, односторонка и др.). Использовались разные типы борон—и примитивные из верхушки дерева с обрубленными сучьями, и в виде треугольной деревянной рамы с железными зубьями, она называлась драпак, и бороны цельнометаллические, употреблявшиеся в зажиточных хозяйствах. Тягловой силой были быки и волы, а также лошади, запрягались животные обычно попарно. Широко использовались орудия ручной обработки почвы—заступы, сапы, мотыги. Главными полевыми культурами были зерновые — рожь и пшеница, последняя преобладала в южных степных районах, в Закарпатье, частично в лесостепи. Выращивались ячмень, просо, овес, гречиха, бобовые—горох, фасоль, чечевица, из технических—конопля и лен. Постепенно росла доля посевов кукурузы, подсолнечника, картофеля. При уборке яровых хлебов часто использовали грабки—косу с прикрепленными к ней граблями, озимые жали серпами. Для первичной обработки собранного урожая сооружались клуни—огромные постройки, в которые свободно могла заехать лошадь, запряженная в телегу. Ток для молотьбы устраивали либо под крышей клуни, либо рядом с ней. Сушили зерновые в ригах, молотили цепами, на юге -— деревянными и каменными каталками-гарманами, молотильными досками или гоном, прогоняя домашних животных по расстеленным на току снопам, чтобы те копытами выбивали зерно. Мололи хлеб на ручных жерновах или мельницах, ветряных и водяных. Из огородных культур сажали капусту, свеклу, огурцы, лук, чеснок и др., а также культивировали арбузы и дыни. Издавна было широко распространено садоводство, выращивались яблони, груши, сливы, вишни и т.д., а на юге персики, абрикосы, виноград. ЖИВОТНОВОДСТВО было тесно связано с земледелием, обеспечивая его тягловой силой и удобрениями. Украинцы разводили крупный рогатый скот — быков и волов, коров различных пород (холмбгорскую, ярославскую, красную степную). С конца XIX в. увеличилась роль в хозяйстве лошади (степной украинской породы, орловской, русской рысистой), держали в хозяйствах овец решетиловской (черной) и сокольской (серой) пород, а также коз, домашнюю птицу, особо процветало свиноводство. Преобладало стойлово-выгонное содержание скота, в Карпатах и на юге Украины—отгонное, когда овцы в теплое время содержались на пастбище круглосуточно под присмотром чабанов—пастухов-профессионалов. ПОДСОБНЫЕ ЗАНЯТИЯ И ПРОМЫСЛЫ. Наиболее важными из подсобных занятий были рыболовство, в основном речное, а также пчеловодство, собирательство, в Карпатах и на Полесье практиковалась охота. Домашний характер имели многие ремесла—ткачество, выделка кож и шкур, изготовление ковров и др.; некоторые, например, гончарство, стеклоделие, кузнечное дело вышли на профессиональный уровень.
Материальная культура ПОСЕЛЕНИЯ И ЖИЛИША. Преобладающим типом сельских поселений украинцев конца XIX — начала XX в. были многодворные села, в более раннее время широко были распространены дворища, или хутора,—поселения в 3-7 дворов, существовали также посады, представляющие собой переходный вид от села к городу, и другие типы. Лля сед были характерны разные виды застройки: уличная, радиальная, рядовая, в Карпатах—архаичная свободная, в южных районах круговая — оборонительного характера. На территории Украины выделяются несколько типов жи-лищно-хозяйственных комплексов,— северноукраинскиИ, когда жилые постройки, примыкая друг к другу, образуют замкнутый четырехугольный двор (последний на Украине всегда имеет открытый характер); близок к нему тип эападноукраинского комплекса; для центральноукраинского характерно параллельное расположение жилой и хозяйственных построек с незамкнутым двором между ними; южноукраинский тоже имел двухрядную застройку, но часть хозяйственных помещений примыкала к жилому, составляя с ним единое целое. Каждый тип имел свои варианты. Двор окружался оградой—из стволов деревьев, жердей, досок, плетневой, в южных районах—из камня или глины. Жилищно-хозяйственный комплекс находился несколько в стороне от улицы, рядом располагались сад и огород. Жилище (хата) ставилось либо вдоль улицы, либо перпендикулярно к ней. Хозяйственные строения были очень разнообразны—хлев, конюшня, кошница для хранения кукурузы в початках, возивня, где содержались транспортные средства и т. д., поодаль от них ставилась камора, где хранились зерно, одежда, утварь. Основным материалом для строительства было дерево, хотя срубная техника из-за нехватки леса была распространена только в Полесье и Карпатах, в других районах преобладала каркасная и бескаркасная техника, когда стены возводились из глины, камыша, плетня, соломы, иногда камня. Жилище ставилось либо прямо на землю, либо на стояны— вертикальные обрезки бревен высотой до 1 м, на юго-западе делался каменный или кирпичный фундамент. Пол преобладал глинобитный, потолок опирался на матицу и делался из раз-ных материалов. Крыша была четырехскатной, реже двухскатной. В Карпатах и Полесье она крылась деревом — плахами или дранкой, на юге Украины камышом и черепицей, в остальных районах — соломой, связанной снопиками. Лля жилища большинства районов Украины характерна обмазка и побелка стен снаружи и внутри, побелка нередко расписывалась. Жилая постройка была двух- или трехчастной (хата, сени, камора), в начале XX в. камору стали превращать в жилое помещение, сооружая в нем печь. Внутренняя планировка хаты относится к так называемому украинско-белорусскому (западнорусскому) типу. Духовая печь ставилась в углу при входе, устьем к продольной стене с окнами. Типы печей были разными: одни, самые примитивные, топились по-черному, другие имели трубную конструкцию, сущестовала и переходная форма— в виде печи с патрубком (комином) над сводом. Дополнялась духовая печь другими обогревательными сооружениями — трубками, лежанками. По диагонали от печи располагался красный угол с иконами, украшенный вышитыми полотенцами, здесь стоял стол и переносная скамеечка. Вдоль стен шли лавки, а также полки и шкафчики, где хранились продукты и утварь, у тыльной стены устраивался деревянный помост для спанья. Освещалось жилище лучиной с дымоходом над ней или жирником. Характерной чертой украинского жилища является красочность его убранства—роспись стен, вышитые полотенца, выставленная декоративная керамика, разноцветные ковры-налавники, в Карпатах—декорированные изразцы печей. ТРАДИЦИОННАЯ УКРАИНСКАЯ ОДЕЖДА изготавливалась из тех же материалов, что и одежда других восточнославянских народов — конопли, льна, а также шерсти, кож и шкур, коры деревьев. Как мужская так и женская одежда, в том числе верхняя, часто богато украшалась, особенно вышивкой, преобладали растительные и геометрические узоры преимущественно красного, а также синего и черного цветов. Мужской костюм состоял из вышитой сорочки с прямым разрезом на груди, она могла быть туникообразной, с Полинами или на кокетке. Сорочка заправлялась в широкие шаровары, которые к концу XIX в. стали шить более узкими. На нее иногда надевали короткую безрукавку—кептар. Обычной верхней одеждой была суконная свита, прямоспинная или отрезная по талии со сборками внизу, либо близкий к ней по покрою зимний овчинный кожух и летний матерчатый жупан. На свиту или кожух в непогоду или холод надевали кирею — одежду из грубого сукна типа халата с капюшоном. Были и другие виды прямоспинной верхней одежды—бруслук, лейбик, катанка и присборенной у отрезной талии, например, опанча в Подолии и Галиции, которая имела капюшон. Одежда обязательно подпоясывалась матерчатым или кожаным поясом. Зимним головным убором была обычно овчинная шапка, летним соломенная шляпа—брыль. Волосы мужчины подрезали «под горшок», старики носили бороды, молодые парни и мужчины брились, оставляя усы. Женская одежда была более разнообразна^ чем мужская. Сорочка делалась либо с цельнокроенным рукавом, либо с пришитыми поликами. Поясная одежда была нескольких видов: запаска—из двух несшитых кусков, ткани, дерга—из одного или нескольких сшитых полотнищ, плахта—праздничная одежда из двух сшитых до половины кусков клетчатой ткани, они дополнялись фартуком. Поверх сорочки надевалась корсетка — безрукавка. Верхняя одежда во многом была схожа с мужской: свита—из сукна с клиньями или сборками, близкая к ней юпка—из легких материалов, ее разновидностью был так называемый «халат». Женский кожух был аналогичен мужскому, если его покрывали сверху тканью, то такая одежда называлась кожушанка. Головным девичьим убором.могла быть лента, летом—венок из живых цветов, платок, который носился по-разному. Женщины на голову надевали очипок в виде чепца, а поверх него платок, либо полотенчатые уборы—намитку, серпанок, нафраму. Волосы девушки заплетали в одну или две косы, а женщины скручивали в жгуты, которые укладывали на голове и закрывали головным убором. Многочисленны были девичьи и женские украшения: ленты, серьги, косники, намисто—ожерелье из монет и т. п. Распространенной обувью были кожаные постолы типа русских поршней, черевики—-разновидность туфель, зимой, а летом в качестве праздничной обуви носили сапоги, в том числе так называемые чернобривцы—с цветными голенищами. Известны были и лапти, они отличались прямым плетением, которое начиналось с пятки, мелким носком и невысокими бортами. Значительны были локальные различия в одежде украинцев, в частности в Подолии, Буковине, Закарпатье. Очень ярко, особенно своими архаичными чертами, они проявлялись в По- песье — сорочка с ткаными, красного цвета по ликами, ее носили поверх штанов, войлочные головные уборы у мужчин, своеобразная женская поясная одежда—литник со вставкой впереди из другой ткани, она называлась притычкой, и юбка-андарак, а в Карпатах—туникообразная сорочка с разрезом на спине или на плече, богато украшенная вышивкой меховая безрукавка— кептар, гугля—плащевидная накидка из шерстяной ворсистой ткани, и ряд других. ПИША. Главное место в питании украинцев занимали мучные изделия и в первую очередь хлеб из кислого теста, с преобладанием ржаного—на севере Украины и пшеничного—на юге. В Карпатах выпекали также ячменный и овсяный хлеб, иногда с добавлением тертого картофеля. Известно было много других мучных изделий, иногда из пресного теста, с начинкой и без нее: перепички—маленькие хлебцы с солью, млынцы—блины из кислого теста, коржи — тонкие лепешки, которые ели с маком и медом, галушки и вареники — кусочки теста, в том числе и с начинкой, которые варили в воде, и др. Хлебными были многие из обрядовых блюд— свадебный каравай, новогодний карачун— большой круглый хлеб, «жаворонки» из пресного теста, выпекавшиеся в день прилета птиц, кутья из пшеничных или ячменных зерен в Сочельник и многие другие. Из первых блюд самым распространенным был борщ, включавший в себя до 20 компонентов, известны были и другие виды супов: капустняк—из квашеной капусты и пшена, юшка—с картофелем, луком и другими приправами, в Карпатах суп делался из овсяной муки, холодные супы—весенний «зеленый» борщ со щавелем, крапивой, лебедой, холодники и т.д. Вторым блюдом были обычно каши—пшенная, ячменная, овсяная, гречневая, кулеш—жидкая пшенная со свиным салом, из муки— саломата, затирка, толокно, из муки варили также кисель, его ели с медовой сытой и молоком. Значительное место в питании, особенно жителей Полесья, занимал картофель, а также овощи (сырые, вареные, соленые, маринованные) — капуста, свекла, чеснок, лук, огурцы, употреблялись в пищу горох, фасоль, мак, красный перец. Мясо ели нечасто, обычно это была свинина и баранина, реже говядина. Мясо жарили, тушили и варили, чаще используя как приправу. Практиковалась заготовка мясных продуктов впрок—изготовление колбас, копчение окороков, засолка сала. Широко употреблялись в пищу молочные блюда—молоко (коровье, овечье и козье) в свежем и сквашенном виде, творог, сметана, масло, в горных и степных районах — брынза. Больше, нежели коровье, употреблялись растительные масла (конопляное, льняное, подсолнечное, маковое), а также животные жиры (свиной, в том числе в виде шкварок, бараний, говяжий). Шло в пищу мясо птицы и яйцо, по преимуществу, куриное. В рацион питания входили фрукты—яблоки, груши, сливы, вишня, черешня, а также виноград, бахчевые—арбузы и дыни, дикорастущие—орехи, грибы, ягоды, травы. Из напитков были распространены квас, хлебный и фруктовый, узвар—из запаренных и залитых водой сушеных фруктов, древесные соки, наиболее употребительными алкогольными напитками были ячменное пиво, горилка—водка с перцем, на юге Украины и в Карпатах—-виноградные вина. Община и семья ОБЩИННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. В той части украинских земель, которые входили в состав Великого княжества Литовского, а затем речи Посполитой, община исчезает уже в XVI— первой половине XVII в. в результате проведения в 1557г. аграрной реформы «Устава на волоки», по которой каждый крестьянин мог получить надел (волоку). Он прикреплялся к земле, фактически превращаясь в крепостного, должен был отбывать барщину («гвалты» и «толоки») и выплачивать денежную ренту. Таким образом, феодалу противостоял не общинный коллектив, а отдельная семья. На начало XX в. в целом по Украине в общине состояло примерно 45% крестьянских дворов, преимущественно общинные формы землевладения были распространены в восточных, отчасти северных районах. На севере существовала еще одна форма сельскохозяйственного объединения— сябринная. В основе ее лежала общность пользования землей несколькими семьями, каждая из которых, тем не менее, считалась собственником своего земельного пая. Сябринная форма довольно быстро уступила место подворному землевладению. Община называлась громадой (до середины XIX в. — копа), в нее входили жители одного, иногда двух сел, но бывали ситуации, когда в селе было две-три общины. Общинная земля делилась согласно нормам обычного права по душам или по дворам, полученную землю можно было закладывать, сдавать в аренду, обменивать, но без права отчуждения ее от общины и до следующего передела. Распределялись также сенокосы,, а пастбищами пользовались сообща. Общинный лес шел, как правило, на общественные нужды: строительство церквей, школ, мостов, отопление общественных зданий. Также по душам или по дворам раскладывались государственные, а до 1861 г. и помещичьи повинности. Распорядительные функции в общине возлагались на сельский сход— собрание представителей от всех хозяйств (это могли быть главы семей или их жены, или совершеннолетние сыновья), а исполнительные—на старосту, которого на сходе и выбирали. Как и в русской общине, выбирались также десятские, сотские и другие административные чины. Существовали сельские суды, действовавшие на основе «копного», т. е. обычного, права. Свои функции они осуществляли во время сходов. Эти суды решали вопросы,связанные с земельными спорами, выполнением повинностей, такими проступками членов общины, как потрава, воровство, драка и т. п. Регулирующая роль общины у украинцев была меньшей, чем у русских. Общинные традиции украинцев проявлялись в организации взаимопомощи («талака») в производственной сфере и в разных формах коллективного труда—обработка тяжёлых почв, сбор урожая, вырубка леса, строительство жилища. Например, для совместного производства сельскохозяйственных работ несколько семей объединяли свой инвентарь и тягловый скот, такой коллектив назывался «супряга», или 5-7 домохозяйств нанимали механическую молотилку в совместное пользование и т.д. Значительную роль в общественной жизни играли молодежные объединения (иногда раздельные—девушек и парней). Они собирались для совместных развлечений, которые зимой сочетались с работами—прядением, шитьем, изготовлением постол. В холодное время для таких сборищ снималась хата, там устраивались угощения с танцами. В украинских объединениях молодежи были правила приема и исключения, общая касса, свой лидер — атаман. УКРАИНСКАЯ СЕМЬЯ. В конце XIX—начале ХХ.вц большие патриархальные семьи на Украине сохранялись в основном в Полесье и горных районах Закарпатья. Общее количество их составляло примерно 16%. В промышленно развитых районах преобладающей формой семьи была малая. Быстрый по сравнению с русскими и белорусами распад больших семей у украинцев объясняется довольно ранним развитием товарно-денежных отношений и поздним формированием крепостной зависимости. Существовало два типа большой семьи—отцовская и братская, в первой главой был отец, во второй—брат, обычно старший, немалая роль принадлежала и жене главы семьи. Власть его нередко носила деспотический характер, он распоряжался всем имуществом семьи и судьбой ее членов. Распад большой семьи начался с роста экономической самостоятельности малых, из которых она состояла: у них появились собственные денежные средства, земельные наделы, сель-хозинвеитарь, скот, затем малые семьи обособлялись в питании и проживании в отдельном жилище. После смерти главы большая семья делилась на ряд малых, численностью 5-6 человек. Лля малой семьи было характерно большее равноправие ее членов, в том числе женщин. В семье наследовали имущество сыновья, при вступлении в брак они получали обычно примерно равные доли, большая доставалась младшему сыну. Он и после вступления в брак продолжал жить с родителями и содержал их до смерти, за что наследовал жилище и хозяйственные постройки. Женщина, уходя из семьи, могла забрать только приданое—«материзну». Существовал институт примачества (хотя и не столь широко, как в России), когда либо муж приходил в семью жены, не имея возможности обзавестись собственным хозяйством, либо примака брали для младшей дочери, если в семье не было сыновей.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.06 с.) |