Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внеурочные формы организации педагогического процесса
Экскурсия — специфическое учебно-воспитательное занятие, проводимое на предприятии, в музее, на выставке, в лесу и т.п. Специфика этой формы организации учебного процесса способствует накоплению наглядных представлений и жизненных фактов; помогает учащимся устанавливать связи теории с практикой, обучения с жизнью; позволяет решать задачи эстетического и нравственного воспитания. В зависимости от объекта наблюдения экскурсии подразделяют на производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.п. По учебно-воспитательным целям они могут быть обзорными и тематиче- 128 Часть!. Педагогика скими. По месту и структуре — вводными или предваряющими, текущими и итоговыми. Экскурсию может проводить сам педагог или экскурсовод, знающий специфику возрастного восприятия учащихся. При этом педагог остается организатором и руководителем познавательной деятельности детей на протяжении всей экскурсии. Дополнительные занятия проводятся с целью восполнения пробелов в знаниях, умениях, навыках или удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету (факультативные занятия). В первом случае учитель повторяет объяснение темы и разъясняет отдельные вопросы, а на факультативных занятиях решаются задачи повышенной сложности, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем. Дополнительные занятия могут проводиться в индивидуальной или групповой форме. Консультации в отличие от дополнительных занятий организуются по мере необходимости. Различают тематические и обобщающие (например, при подготовке к зачетам или экзаменам) консультации. Они могут проводиться в индивидуальной или групповой форме. Лекция — это развернутое, продолжительное и системное изложение сущности какой-либо учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции — теоретическое обобщение, где конкретный фактический материал служит лишь иллюстрацией или необходимым отправным моментом. Традиционно лекции (наряду с семинарами) являются формой организации учебного процесса в высшей школе, но уже в старших классах общеобразовательной школы используются адаптированные варианты элементов лекционно-семинарской системы. Школьные лекции (вводные или обобщающие) применяются при изучении как гуманитарных, так и естественно-научных дисциплин. На таких занятиях учитель не только сообщает или обобщает теоретические знания, но и учит школьников приемам конспектирования.
Семинары, проводимые в старших классах школы при изучении гуманитарных дисциплин, могут проводиться в форме заранее подготовленных докладов и сообщений или в опросно-ответной форме. Важной задачей педагога при проведении семинаров является организация коллективного обсуждения изучаемой темы. Практические и лабораторные занятия применяются при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе Глава 6. Общие положения дидактики 129 трудовой и профессиональной подготовки. Такие занятия проводятся в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, в учебно-производственных комплексах. Обычно работа учащихся организуется индивидуально или небольшими подгруппами и представляет собой выполнение заданий по предложенным алгоритмам (изучение функциональных возможностей приборов и механизмов, измерение, сборка, наблюдение и т.п.). Диспут — организуемое педагогом столкновение мнений с целью формирования у обучающихся суждений и умения защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Ценность диспута заключается в том, что знания, полученные в ходе столкновения мнений, отличаются глубиной, обобщенностью, прочностью и сознательностью усвоения. Диспут требует от педагога тщательной подготовки, так как важно чтобы вопросы, выносимые на обсуждение, содержали значимую для учащихся проблему. Конференция — форма организации учебного процесса, которая требует длительной подготовительной работы (проведение наблюдений, постановка опытов, изучение теоретических источников, обобщение материалов экскурсий и т.п.). Цель учебной конференции — обобщение знаний по какому-либо разделу программы. Конференции могут проводиться по всем учебным предметам или выходить за рамки учебных программ. Зачеты и экзамены имеют целью систематизацию, закрепление, выявление точности и глубины знаний, умений и навыков обучающихся. Это формы общественной проверки и признаний успехов или неудач в учебной деятельности. Подготовка к зачетам и экзаменам заставляет учащихся мобилизоваться на повторение и систематизацию изученного материала, способствует интенсивному обобщению знаний, формирует чувство ответственности. Эти формы организации учебного процесса могут проводиться в виде ответов на экзаменационные билеты, выполнения учащимися самостоятельных творческих работ (например, сочинение), контрольного выполнения практических заданий и т.д.
Методы обучения В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения. Одной из таких классификаций является распространенная классификация методов обу- 9 -4455 130 Часть I. Педагогика чения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические методы). Словесные методы. Их основное назначение — сообщение учебной информации при помощи слов (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов. Основные методы этой группы: рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность педагога, применяющего эти методы, предполагает такие действия: постановка основного вопроса, подлежащего изучению; выявление признаков; определение исходных позиций в анализе процессов и объектов; сравнение, обобщение; формулировка выводов и т.д. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении различных записей, зарисовке чертежей, схем, работе с предъявляемым дидактическим материалом и т.д. Наглядные методы. Основное назначение — сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности. Основные методы: демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц, муляжей, макетов и т.д.), просмотр видеофильмов, кинофильмов, телепередач и т.д. Деятельность педагога осуществляется в форме постановки основного вопроса и его изучения на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые. Деятельность обучаемых заключается в наблюдении за демонстрациями, которые проводит педагог или сам обучаемый, осмысление полученных данных и принятие основной дидактической цели конкретного урока, выполнение различных записей, схем, зарисовок и т.д. Практические методы. Основное назначение — получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимся или обучаемым в процессе организации различных практических работ. Основные методы: практические и лабораторные работы, упражнения. Деятельность педагога заключается в постановке основного вопроса, подлежащего изучению в процессе проведения различных практических работ, выполненных самим обучающим. Деятельность обучаемых включает в себя осмысление практических действий, демонстрируемых педагогом, собственных практических действий, выполнение различных записей, зарисовок, схем и принятие основной дидактической цели урока. Глава 6. Общие положения дидактики 131 Другой распространенной классификацией методов обучения является классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лерне-ром. Они предлагали делить методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские).
Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение — организация усвоения информации обучаемым путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. Этот метод — один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта. Деятельность педагога направлена на сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств (наглядных пособий, текстов и т.д.). Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации. Репродуктивный метод. Основное назначение — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Для решения этой задачи педагог разрабатывает и применяет различные упражнения и задачи, использует инструкции (алгоритмы) и элементы программированного обучения. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений при решении различных видов задач и овладении общим алгоритмом практических действий. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и демонстрация способов их решения. Деятельность педагога — выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и демонстрация способов их проверки, постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании логики их доказательства, а также фиксации движения мысли педагога (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предположений и т.д.). Частично-поисковый (или эвристический) метод. Основное назначение — постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. Педагог в этом случае показывает 132 Часть!. Педагогика учащимся, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, строить план проверки и т.д. Деятельность обучаемых заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с.целью постановки проблемы, выявления противоречий и нахождения путей их разрешения. Исследовательский метод. Основные задачи, решаемые этим методом, — обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, сформировать и развить мотивы и способы поисковой творческой деятельности по решению новых для них проблем. В рамках этого метода педагог предъявляет учащимся новые проблемы, разрабатывает и определяет исследовательские задания. Деятельность обучающихся заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем и нахождения способов их решения. Существуют и другие классификации методов обучения. Это объясняется сложностью объекта исследования и значимостью методического оснащения педагогического процесса. Выбор практиками методов обучения зависит от целого ряда условий. Например, от общих целей образования; особенностей изучаемого предмета; возрастных особенностей учащихся и их уровня подготовленности; уровня профессиональных навыков учителя; материальной оснащенности; целей и задач конкретного урока и др.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.26.152 (0.009 с.) |