![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА №1: История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки
Цель занятия: Освоить понятийно-категориальный аппарат, применяемый в теории и практике изучения истории как науки и учебной дисциплины. Обратить особое внимание на основные направления её развития, методологию анализа и проблемы достоверности исторической информации. Научиться объяснять содержание социальных функций, возлагаемых на историю, и определять её место в системе социально-гуманитарных наук. Овладеть аргументами, доказывающими принадлежность отечественной истории к мировому историческому процессу. Способствовать решению тематических задач, запланированных для данного занятия, и активно участвовать во всех формах самостоятельной аудиторной работы. Задачи: Дать слушателям семинара систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, о вкладе российского общества в мировую цивилизацию, познакомить их с понятийно-категориальным аппаратом истории как науки. Способствовать овладению будущими бакалаврами навыками исторической аналитики, умением на основе исторической методологии и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, исходя из принципов историзма и объективности. Студент должен знать: 1) до изучения темы: - общеобразовательный набор предметной терминологии; - начальные приёмы анализа исторической информации; - основные периоды и события зарубежной и отечественной истории;(базисные знания); 2) после изучения темы: - полный понятийно-категориальный аппарат истории как науки; - место и функции истории в системе социально-гуманитарных наук; - принципы и методы анализа исторической информации; - вклад российского общества в развитие мировой цивилизации, факторы, обусловившие самобытность отечественной истории. Студент должен уметь: - объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии; - выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные исторической наукой методы и принципы исследования информации; - изучать, сопоставлять и обобщать исторические факты, осознавать закономерности исторического процесса.
Студент должен владеть: - достоверным оперативным материалом по всем дидактическим единицам российской и всемирной истории в объёме курса; - навыками практического анализа исторических источников и логики различного рода рассуждений; - навыками публичных выступлений, письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, приемами ведения научной дискуссии и полемики. Содержание занятия:
1. Вводный контроль: - проведение фронтального опроса студентов с целью выявления остаточного уровня знаний из школьной программы по истории и степени усвоения материала первой лекции вузовского курса. 2. Беседа по теме занятия с освещением следующих вопросов: 1. Место истории в системе социально-гуманитарных наук. Объект и предмет исторической науки. 2. Теория и методология исторической науки. 3. Сущность, формы и функции исторического знания. Историческое сознание и этапы его развития. 4. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. 3. Практическая работа: - Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по пройденному материалу:: 1. К блоку каких дисциплин принадлежит история? Когда зародилось это научное понятие? Кто считается его творцом? 2. Определите объект и предмет изучения всеобщей и отечественной истории. 3. Что такое историческое сознание? Какие формы может принимать отношение людей к историческим явлениям общественной жизни? Какие этапы развития выделяют обществоведы в трансформации исторического сознания? 4. Перечислите основные функции исторического знания, разъясните их смысл. 5. Что такое методология исторического познания? Докажите необходимость её разработки для решения проблем достоверности знаний о прошлом. 6. Расшифруйте значение каждого из принципов и методов, применяемых в современной исторической науке для исследования фактов, явлений и событий. 7. Какие факторы, по мнению учёных, могут влиять на ход исторического процесса? 8. Назовите наиболее употребительные философские подходы к рассмотрению истории человечества. Объясните, почему цивилизационный подход считается учёными более предпочтительным, чем формационно-стадиальный?
9. Докажите, что история России является составной частью мировой исторической науки, прокомментируйте значение факторов, обусловивших её самобытность. - Составить словарь понятий и определений, относящихся к основным и вспомогательным историческим дисциплинам (глоссарий). - Распределить среди студентов темы докладов или устных сообщений, представленные в рабочей программе курса для освоения практических навыков публичных выступлений. 4. Ситуационные задачи для разбора на занятии: 4.1. Заполните таблицу «Основные принципы научного исторического исследования»:
4.2. Соотнесите название научного подхода к изучению истории с его определением: 1) эволюционизм; 2) субъективизм; 3) рационализм; 4) географический детерминизм; А) подход, в соответствии с которым история рассматривается как процесс восхождения человечества на всё более высокий уровень развития; Б) подход, в соответствии с которым разум рассматривается как единственный источник познания и исторического развития; В) подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда; Г) подход, утверждающий, что главенствующая роль в исторических процессах и общественной деятельности принадлежит отдельному субъекту. ОТВЕТ: 1 – А; 2 – Г; 3 – Б; 4 – В.
4.3. В перечисленных положениях цифрой 1 отметьте доминанты цивилизационного подхода к изучению и изложению истории, цифрой 2 – формационного: А) прогрессивность исторического развития; Б) прохождение всеми странами одних и тех же ступеней развития; В) отрицание прогресса в развитии общества; Г) единство человеческой истории; Д) представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе; Е) прерывность исторического процесса; Ж) рассмотрение специфики культурного развития стран и регионов; З) абсолютизация материального производства и классовой борьбы среди движущих сил истории. ОТВЕТ: 1 – В, Д, Е, Ж; 2 – А, Б, Г, З. 4.4. Выделите из приведённого ниже списка научных методов исследования собственно исторические. Дайте их определение: 1) хронологический метод; 2) метод дедукции; 3) сравнительно-исторический метод; 4) метод моделирования; 5) метод анализа и синтеза; 6) ретроспективный метод; 7) метод индукции; 8) идеографический метод. ОТВЕТ: 1, 3, 6, 8. Рекомендуемая литература: Основная: 1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011. 2. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008. 3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010. 4. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011. Дополнительная: 1. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012. 2. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. 3. Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. 4. Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.: ЭКСМО, 2006. 5. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов,В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.26.66 (0.01 с.) |