Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 4: Мотивация. Теории организационного поведения
Вопросы: 1. Сущность и содержание мотивации. 2. Психоаналитическая концепция личности: З. Фрейд, К Юнг, Д. Фромм. 3. Теория научения, бихеовиризм: Торндайк, Уотсон, И.П. Павлов, Скиннер. 4. Гуманистическая теория (теория роста): А. Маслоу, К. Роджерс.
1. Сущность и содержание мотивации. Определение функции мотивирования. Один из постулатов управления гласит: «Чтобы заставить человека сделать что-либо, то единственно верным способом будет сделать так, чтобы он захотел сам этого». Поэтому индивидуальная производительность и эффективность деятельности организации находятся в прямой зависимости от степени мотивированости работников. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций управления (например, ошибки планирования, издержки от жесткого контроля). Однако, слабую мотиваций невозможно чем-либо компенсировать и восполнить. Следовательно, важнейшая функция руководителя – это мотивирование деятельности работников. Мотивация – совокупность и внешних, и внутренних факторов, определяющая направленность деятельности работников. Мотивирование – это создание, поддержание и развитие мотивации работников. Содержание функции мотивирования тесно связано с проблемой мотивации трудовой деятельности в целом. Мотивация к труду – это совокупность сил, берущих начало внутри человека и вне его, стимулирующих трудовое поведение определяющих его форму, направленность, интенсивность и продолжительность (с точки зрения американского психолога Пандейра). Направленность связана с выбором деятельности. Интенсивность характеризуется разной степенью усилий человека. Продолжительность – это устойчивость мотивации во времени. Чтобы понять менеджеру сущность мотивации к труду, нужно интегрировать все эти понятия. Сущность функции мотивирования состоит в том, сто сама необходимость этой функции является прямым следствием разделения труда в условиях совместной деятельности. В условиях индивидуальной деятельности нет необходимости в мотивировании как таковом. В условиях совместной деятельности каждый работник превращается в частичного работника и работает не на результат, то есть в условиях совместной деятельности происходит отчуждение работника от конечного результата. В качестве реальных мотиваторов выступают блага, которые человек получит за выполнение своих обязанностей как частичного работника.
Это обстоятельство автоматически ставит вопрос о системе стимулирования и мотивирования, о ее справедливости, эффективности, обоснованности, то есть эта система должна реально и действенно стимулировать каждого члена организации на выполнение предписываемых ему разделением труда обязанностей. Важно, чтобы это была действительно система, а не отдельные разрозненные мероприятия, чтобы она была понята и принята работниками как справедливая. Только тогда будет обеспечена мотивация исполнения. Также важно соблюдение двух исходных принципов создания системы мотивирования, приведенных ниже: - система должна быть ориентирована не только на часть потребностей работников (обычно материальных), а на все присущие человеку типы и виды потребностей (первичные и вторичные); - система должна адекватно выявлять и учитывать реальный вклад каждого исполнителя в итоговый результат и обеспечивать стимулирование, пропорциональное этому вкладу. Функция мотивирования рассматривается как наиболее психологическая среди других функций управления (это можно утверждать, учитывая принцип, приведенный первым). Эта функция мотивирования и есть психология управления. Роль в обеспечении этой функции руководителя состоит в создании системы, которая должна удовлетворять названным принципам. Эксперименты Мэйо на фабрике в Филадельфии впервые заявили об этой функции. Мэйо предложил сделать два десятиминутных перерыва, вследствие чего текучесть кадров исчезла и производительность возросла. После этого начались исследования, стали появляться разнообразные модели мотивации. Основные понятия, связанные с мотивацией: - поведение; - результативность (характеризуется оценками поведения); - способности (это важнейшая детерминанта поведения); - ситуационные факторы; - мотивация (то, что будет делать человек при данном уровне способностей). Ситуационные факторы отражают то, что позволено делать человеку.
Поведение зависит от способностей, мотивации и ситуационных факторов. Наиболее эффективное поведение наблюдается в том случае, когда человек обладает высокой степенью мотивации и уровнем способностей, а среда содействует этому поведению. Низкая результативность поведения наблюдается в том случае, когда нет объективных критериев оценивания, отсутствуют способности, отсутствует мотивация и нет ситуаций, которые могли бы способствовать проявлению поступков. Мотивация может быть двух типов: - путем внешних воздействий: если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия, то и мотивирование не может состояться; - формирование определенной мотивационной структуры: которая призвана развить и усилить желательные мотивы действий. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы и не связан с конкретными результатами работы. Стимулы – это внешние факторы побуждения к труду. Они относятся к форме косвенного воздействия на поведение человека. По типу воздействия выделяют: - непосредственное воздействие; - постановка задачи; - создание стимулирующей ситуации. При характеристике воздействия важен временный аспект (определение периода времени), то есть его долговременность: - краткосрочное воздействие; - долгосрочное воздействие; - разовое; - единичное; - стратегическое воздействие. Управление с помощью стимулирования имеет несколько этапов: 1. выбор форм и систем заработной платы4 2. построение в организации тарифной системы заработной платы; 3. система дополнительного стимулирования трудовой активности; 4. индивидуализация условий материального стимулирования наиболее квалифицированных работников и проявляющих творческую активность; 5. планирование средств на стимулирование труда.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.50 (0.011 с.) |