![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Толкование — это деятельность по установлению содержания
правовых норм для их реализации.
Толкование-уяснение может осуществляться чисто в познава-
тельных целях, например студентами, обучающимися в юридиче- ских вузах. Так поступают и граждане, желающие приобрести оп- ределенные юридические знания, чтобы не иметь конфликтов с законом. Иногда толкование ими осуществляется при реализации права (например, при намерении поступить в вуз или на работу). Уяснение связано: — с установлением подлинности и достоверности толкуемого нормативного акта; — воссозданием структуры нормы права; — анализом понятий нормы права; — вынесением суждений о норме права; — оценкой нормы права или вынесением умозаключения. Уяснить норму всегда и всем необходимо перед тем, как ее реа- лизовать: — при использовании своих прав; — исполнении своих обязанностей; — соблюдении запретов. Толкование-уяснение всегда предшествует разъяснению. Например, к судье на прием пришел с жалобой гражданин, полу- чивший в местном органе власти отказ в расширении его жилья в свя- зи с рождением в семье ребенка. Он считает отказ несправедливым, поскольку в Конституции РФ закреплена норма, согласно которой каждый гражданин имеет право на жилище (ст. 40). Судья рассуждает: — гражданин не относится к числу малоимущих, следовательно, не имеет права на получение жилья на условиях социального найма; — остается приобретение жилья на условиях купли-продажи; — доходы основного контингента наших граждан сегодня неболь- шие (в среднем по стране около 500 долл. в месяц). Данный гражда- нин относится именно к этой категории граждан; — стоимость 1 кв. м жилья достигает 3500 долл. (например, в Мо- скве). Вывод: жилье гражданам практически недоступно. Норма Консти- туции РФ имеет декларативный характер.
Толкование-разъяснение Разъяснение — это вторая часть толкования. Она не всегда сле- дует за уяснением. Разъяснение — это изложение смысла нормативного акта, ко- торое стало возможным в результате деятельности по уяснению.
Толкование позволяет уточнить норму права по смыслу, объ- ему регулирования, конкретизировать ее цель, время применения. Однако надо иметь в виду, что толкование — это не правотворче- ство. Новые нормы права в процессе толкования не создаются. Толкование всегда вторично, а норма права первична. Отсюда следует, что толкователь — это человек, обслуживающий, а не тво- рящий право. В лучшем случае он может только исправить право (и то речь идет о толковании норм права судами высших инстан- ций страны).
Причины толкования Законы пишутся не для юристов, а для обычных людей. Следо- вательно, их смысл должен быть им понятен. Тогда зачем их тол- ковать? Справедливо ли в связи с этим упрекать законодателя в том, что он не справляется с возложенными на него обязаннос- тями? Можно назвать множество причин, вызывающих необходи-
мость в толковании. Объективные причины — это причины, которые нельзя устра- нить и которые не могут быть поставлены в вину законодателю. Среди них можно назвать следующие: 1) абстрактный характер норм права. Однако абстрактные пра- вовые нормы применяются к конкретным ситуациям. Поэтому норму права нужно растолковать и понять, охватывается ли ее со- держанием и объемом регулируемая ситуация, т. е. норму «привя- зать» к конкретной ситуации. Статья 722 ТК РФ формулирует правила перевода работника без его согласия. Здесь же дается перечень ситуаций, дающих основание сделать это. Катастрофа — одна из них. Считать ли таковой затопле- ние территории предприятия, вызванное паводком, повторяющимся в конкретном населенном пункте практически ежегодно? На данный вопрос можно ответить только с помощью толкования; 2) усложнение жизни и возникновение ситуаций, которые при- обрели новые признаки, не известные на момент принятия нормы права. Конечно, на каждое изменение в социальной жизни не сле- дует формулировать новое правило поведения; в противном слу- чае велика опасность правовой инфляции. Возможно, с помощью толкования удастся объединить под одной «крышей» и старые, и новые ситуации.
— непреодолимая сила (совершение ДТП в состоянии сердечного приступа и т. д.); — производственный риск (причинение вреда при испытании ле- карства на людях и др.); — нанесение вреда при задержании преступника. Как видим, дух и буква закона здесь не совпадают, и только в про- цессе толкования можно выяснить истинный смысл закона; 6) уяснение специальных терминов («оферта», «акцепт», «не- вменяемость», «вина», «неустойка»), юридических конструкций («состав преступления», «состав правоотношения», «состав до- говора» и др.), системы отсылок и т. п. Одним словом, порой не- обходимо «дешифровать» нормативный текст, который написан с учетом требований юридической техники. Для этого нужны спе- циальные знания; 7) использование оценочных понятий, имеющих открытое со- держание, или, иначе, неточных, неопределенных понятий. Нель- зя сказать, что их наличие в законе есть результат недоработки за- конодателя. Напротив, они являются своего рода амортизаторами в праве и позволяют учитывать особенности регулируемых жиз- ненных ситуаций. Статья 158 УК РФ предусматривает повышенную уголовную от- ветственность за совершение краж с причинением значительного ущерба, который определяется с учетом имущественного положения потерпевшего. Чтобы понять, является ли причиненный гражданину ущерб значительным, судья должен проанализировать материальное положение потерпевшего и сравнить с ним причиненный ему ущерб. Субъективные причины есть результат упущений субъектов пра- вотворчества, и при внимательном отношении к делу создания нормативных актов они вполне могли быть устранены. Их доста- точно много: — неумелое применение правил правотворческой техники (со- держательных, логических, структурных, языковых); — плохая редакция текста нормативного акта; — отсутствие предвидения обстоятельств, при которых норма права будет применяться; — отсутствие изменений в нормативном акте, когда измени- лись предполагаемые обстоятельства или появились новые; — отсутствие специальных знаний автора нормативного акта, который касается той или иной специальной области; — наличие коллизий между нормативными актами, регулирую- щими один вопрос, и др.
Интерпретационный инструментарий состоит из следующих двух частей: 1) собственно интерпретационная техника. Здесь имеются в ви- ду технические (т. е. созданные трудом человека и существующие объективно) средства (тексты нормативных документов, научная литература, множительная, компьютерная техника, приборы, ин- струменты и т. п.); 2) интерпретационная технология. В нее включаются все ос- тальные аспекты юридической работы, связанной с толкованием (приемы, способы, методы), которые имеют нематериальный ха- рактер и относятся к умению (искусству) проводить интерпрета- ционную работу. По своему удельному весу технология толкования явно переве- шивает. В работе по толкованию нормативных актов как нигде ве- лики не материальные, а именно интеллектуальные затраты (зна- ния, умение, мастерство, опыт). Именно на них и заострим вни- мание.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.7 (0.071 с.) |