Тема 13. Философские проблемы социальной динамики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Философские проблемы социальной динамики



Занятие 1

1. Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущихся сил развития общества

2. Понятие истории. Предмет и структура философии истории

3. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории

Темы рефератов

1. Классические концепции истории

2. Неклассические концепции истории

3. Объективные и субъективные факторы исторического процесса: проблемы соотношения

4. Проблемы общественного прогресса и его критериев

5. Философия истории: достижения и проблемы

Литература

 

1. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 618с.

2. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: [пер. с нем.] / К. Ясперс. – Изд. 2-е. – Москва: Республика, 1994. – 528 с.:рис. – (Мыслители ХХ века).

Основные положения темы

1. Общество как развивающаяся система представляет собой сложный и противоречивый исторический процесс. История общества отличается от истории природы, прежде всего, тем, что первую творят люди, а вторая развивается по собственным законам. В своих действиях люди исходят из потребностей и мотивов, преследуют определенные цели, руководствуются идеями, т.е. действуют сознательно. Действия индивидов в историческом процессе сливаются в поток действий масс, классов, партий, общественных движений.

2. Предпосылки философии истории (этот термин введен в оборот Вольтером) как попытки осмысления сути развития общества, его идеалов и целей возникли еще в античности и связаны с именами Геродота, Фукидида, Полибия, Плутарха. В последующей классической философии они представлены именами Аврелия Августина,Г. Лейбница, Дж. Вико и Ш. Монтескье, Г. Гегеля. Идеи неклассической философии истории развивали А. Шопенгауэр, К. Маркс, О. Шпенглер, А. Тойнби и другие выдающиеся мыслители.

Согласно, например, марксизму, история есть не что иное, как деятельность преследующих свои цели людей. С этой точки зрения законы общественного развития носят не субъективный, а объективный характер, ибо не зависят от воли и сознания отдельных индивидов. Поэтому, несмотря на то, что законы истории и создаются самими людьми, люди подчиняются их власти как чему-то надличностному: т.е. законы «управляют» ходом исторических событий. Законы развития общества – это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития. Например, с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека; развитие производства стимулирует потребление, а потребности определяют само производство; прогресс общества закономерно приводит к возрастанию роли субъективного фактора в историческом процессе и т.д.

3. Откуда и куда мы идем, чего ожидать от настоящего и будущего – вечные темы философии истории.

Давно было уже замечено, что исторические события происходят в определенном ритме и как бы повторяются. Об этом размышляли еще царь Соломон в Экклезиасте, мудрецы Древнего Китая, Индии и других стран. Так родилась идея циклов исторического развития общества. Один из видных историков нашего века – Ф. Бродель говорил, что исторические события – это пыль, а главное – циклы и тренды (т. е. длинные циклы в 100 и более лет).

В философии истории историческое движение понимается либо линейно – от начальной точки до некоторого конечного пункта (например, от сотворения мира Богом до прихода Мессии и тысячелетнего Царства Божия); либо циклично с «возвращением на круги своя» (Экклезиаст).

Христианская философия истории основывается на Библии. Библейская картина мира, по мнению румынского религиоведа М.Элиаде, является единственной, выводящей человека из циклического времени вечного повторения в мир линейного времени, из космоса в историю. Действительно, только в европейской культуре мы сталкиваемся с линейным видением времени и, соответственно, с историей как длящимся и неповторимым процессом реализации в человеческом мире непостижимой божественной воли в ее взаимодействии с человеческой волей.

Именно эта идея линейности социального времени и приводит постепенно, уже в рамках секулярной культуры, к концепции поступательного движения истории (социальное время становится временем историческим) и теории прогресса. К XIX в. историческое мировоззрение настолько созрело, что историзм постепенно превращается в важный методологический принцип (Гегель, Маркс).

Линейная модель исторического развития наиболее зримо представлена в в христианской религиозной философии. Более распространены в современной философии истории различные нелинейные модели, например, включающий в себя идею прогрессивного развития формационный подход к истории, разработанный в марксизме.

В рамках данного подхода история трактуется как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций – исторически определенных, качественно различных ступеней развития общества. Такой взгляд – итог распространения принципа материализма на область общественных явлений, что было осуществлено К. Марксом и его последователями.

Нелинейные интерпретации истории представлены также не имеющим явного прогрессистского вектора цивилизационным подходом к истории, разработка которого связана с именами Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885), Освальда Шпенглера, Арнолда Джозефа Тойнби (1889-1975), Карла Ясперса и Питирима Александровича Сорокина (1889-1965). Согласно их взглядам, история представляет собой развитие многообразных человеческих цивилизаций. Н.Я. Данилевский называет их «культурно-историческими типами», О. Шпенглер – «великими культурами», А. Тойнби – «локальными цивилизациями», П. Сорокин – «большими культурными суперсистемами». Эти культурно-исторические типы, великие культуры, локальные цивилизации, большие культурные суперсистемы определяют жизнь и организацию общества, менталитет и поведение индивидов, конкретные исторические процессы и тенденции. П. Сорокин считал, что их изучение помогает понять характер и причины изменений в человеческом обществе, а также контролировать и направлять исторические процессы, согласно желаемому направлению.

 

Занятие 2

1. Понятие цивилизации. Типы цивилизации в истории общества

2. Понятие техники и технологии. Система хозяйствования и ее историческая динамика.

3. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации.

Темы рефератов

Литература

 

 

1. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: В 2 т.: Пер. с нем. / О. Шпенглер. – М.: Айрис-пресс, 2003. – (Библиотека истории и культуры). Т. 1

2. Мизес, фон Людвиг. Теория и история. Интерпретация социально-экономической эволюции: Пер. с англ. / Людвиг фон Мизес; Русско-Грузинская академия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 295 с.

3. Экономическое мышление. Философские предпосылки: учеб.пособие для экон. спец. вузов / [Е. Н. Калмычкова, И. Г. Чаплыгина]; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – Москва: ИНФРА-М, 2005. – 272 с. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М. В.Ломоносова).

4. Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность / Б.С. Ерасов. М.: Наука, 2002. – 524 с.

5. Пантин Циклы и волны глобальной истории / В.И. Пантин Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. – М., 2003, 276 с.

6. Ионов И.Н., Хачатурян В.М.Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. – Пб.: Алетейя, 2002. – 384 с.

7. Щёкин Н.С. Восточнохристианский фактор мировой цивилизации // Международный «круглый стол» – «1020-летие крещения Руси в судьбах народов Беларуси, России и Украины» // Проблемы управления. 2008. – № 4 (297). – С. 241-242

Основные положения темы

1. Термин «цивилизация» (от лат. civilis –городской, государственный, гражданский) появился в середине XVIII в. и использовался французскими просветителями, которые при его помощи характеризовали общество, основанное на началах разума и справедливости. В наши дни термин «цивилизация» имеет разные смысловые значения. Чаще всего он понимается следующим образом:

- как ступень исторического развития человечества, следующая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф.Энгельс);

- как синоним культуры (французские просветители, А.Тойнби);

- как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (в выражении «античная цивилизация»);

- как определенная стадия упадка и деградации культуры (О. Шпенглер, Н. Бердяев);

- как характеристика технико-технологической стороны жизни общества (Д.Белл, А.Тоффлер).

В современной философии истории обычно выделяют три подхода к интерпретации понятия «цивилизация»: локально-исторический, историко-стадиальный и всемирно-исторический.

2. Техника (от греч. – tekne – искусство, мастерство, умение) – система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством опредмечивания в природном материале навыков, опыта и знания человека. Понятие «техника» может употребляться для обозначения совокупности предметов, которые используются человеком в процессе его трудовой деятельности. Техника – это искусственно созданные предметы. С этой точки зрения, любая материальная система, управляемая человеком, есть система техническая, причем независимо от того, является она или не является продуктом его собственного труда. В философии проблемы техники рассматриваются через призму ее роли и места в структуре человеческого существования, целей, назначения и возможных перспектив развития технических систем. Особый интерес в наши дни имеют проблемы взаимодействия человека с современными сложными информационными техническими системами (Интернет и т.п.)

Технические изобретения в древности имели магический, сакральный характер, поскольку художник, мастер выявлял в природном материале и своем искусстве то, что было заложено в природе вещей творцом. Начиная с XVIII в. интенсивно развивается промышленное производство и формируется потребность в изучении мира техники. Это приводит к возникновению технических наук.

В современной культуре и философии с понятием «техника» обычно соотносятся следующие понятия: «технология», «научно-технический прогресс», «научно-техническая революция» и др.

Экономические процессы в жизни общества включают в себя производство, потребление, обмен и распределение материальных благ. Они связаны с использованием ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении людей. Важным элементом экономической сферы жизни общества являются экономико-юридические отношения собственности. Экономический способ производства является единством производительных сил и производственных отношений. С ним тесно связан технологический способ производства. Философия экономики занимается изучением человеческого измерения экономики, проблемами человека работающего и безработного, человека зарабатывающего и человека получающего.

Система хозяйствования включена в общую человеческую историю и меняется вместе с ней. Та или иная система хозяйствования характеризуется определенным типом экономики, который включают в себя фазы производства, потребления, обмена и распределения материальных благ. Их основным элементом являются отношения собственности. Как убедительно было показано в марксизме, экономический способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Он тесно связан с технологическим способом производства. Философия экономики занимается изучением человеческого измерения экономики, проблемами человека работающего и безработного, человека зарабатывающего и человека получающего и т.д.

Философские вопросы хозяйствования связаны также с анализом предельных оснований различных исторических типов экономики (традиционной экономики, рыночной экономики, смешанной экономики), а также с осмыслением роли социокультурных факторов в экономической деятельности. С этим связаны философские аспекты проблемы взаимодействия экономики, с одной стороны, и культура, религия, науки, – с другой.

3. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации больше всего анализируются в футурологических исследованиях (философии будущего).

Футурологией (с лат. futurum – будущее и с греч. logos – учение) называется рационально обоснованные представления о будущем человечества, полученные с помощью специальных методов. Термин для обозначения философии будущего как футурологии предложил немецкий ученый О.Флехтхейм в 1943 г. В наши дни футурология чаще всего осмысливается все же не как философия будущего, а как междисциплинарное научное знание о нем. Его стержень – научное прогнозирование будущего на основе познания законов природы, общества и человеческого мышления. Вместе с тем, футурологические прогнозы и философские исследования будущего близки друг другу в том смысле, что объектом их анализа является наука, информация, техника, а методами не только методы научного прогнозирования (экстраполяция, историческая аналогия, методы сценариев будущего и его экспертной оценки и др.), но и практически все методы человеческого познания (специалисты указывают несколько сотен методов прогнозирования будущего). Лишенные философской диалектической выдержанности некоторые современные футурологические прогнозы иногда неоправданно связаны с абсолютизацией достижений современной цивилизации (НТР, хай-тек и т.д.). В современной философии справедливо, поэтому, ставятся под сомнение идеи бездумного технократизма, сциентизма и т.п., а в исследованиях будущего правильно акцентируется внимание на духовных параметрах человеческого бытия, целостности человека, общества и человечества.

Сегодня доминируют идеитехнологического детерминизма, как концепции решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических и социокультурных структур.

Возникнув в 20-х гг. XX в. в связи с бурным развитием науки и техники, эта установка нашла отражение в кон­цепции технократизма, обосновывающей необходимость и неиз­бежность возрастания в обществе роли технической интеллиген­ции (Веблен), в теории стадий роста (Ростоу), в концепциях индустриального (Арон, Гэлбрейт) и постиндустриального (Д.Белл), технотронного (3. Бжезинский), информационного (Е. Масуда) общества "третьей волны " (Тоффлер).

Крупнейшие сдвиги в технике и технологической системе производства рассматриваются в рамках этих концепций в качестве основных причин и условий (детерминант) социально-экономических и иных изменений в обществе. В них доказывается, что развитие техники обусловлено и направляется такими универсальными критериями, как эффективность, экономичность, системность, надежность, которые раскрывают подлинный характер технических новаций. Однако, как справедливо замечают многие философы – критики концепции технологического детерминизма, даже в высшей степени рациональное планирование технического прогресса, при его отрыве от гуманистических ценностей неизбежно порождает иррационально-негативные, разрушающие стороны человеческого бытия. Отсюда берут исток альтернативные по отношению к технократизму, антитехницистские установки.

Их философский смысл заключается, прежде всего, в расширении спектра анализа феномена техники, погруже­нии его в контекст проблем экономики, социологии, социальной психологии, антропологии, а также аксиологии (философской теории ценностей), что созда­ет важные предпосылки для построения целостной программы исследова­ния техники, не вступающей в противоречие с жизненными стратегиями и перспективами человечества. Вместе с тем и антитехнократизм в своих крайних формах – напомним в этой связи о деятельности луддитов в эпоху промышленной революции – столь же мало продуктивен в мировоззренческом и методологическом отношении.

Занятие 3

1. Восточнохристианская цивилизация и проблемы межрегионального взаимодействия.

2. Цивилизационное развитие Востока: проблема религиозного выбора.

3. Восточнохристианский фактор мировой цивилизации.

4. Славянский мир: Беларусь и православная цивилизация

Темы рефератов

1. Православие и его роль в условиях глобализации

2. Понятие «мир» в истории восточнославянской культуры

3. Христианство и глобальный мир

4.. Мир ислама и христианства: исторический диалог

 

Литература

1. Византизм и славянство. Великий спор. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 736 с.

2. Кирвель Ч.С. Современные глобальные трансформации и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов: монография / Ч.С. Кирвель [и др.]; под науч. Ред. Ч.С. Кирвеля. Гродно, 2008 – 532 с.

3. Жилинская И.В., Земляков Л.Е., Коликова Н.Н. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь: уч.-методич. пособие / Жилинская И.В., Земляков Л.Е., Коликова Н.Н. – Мн. 6 Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 169 с.

  1. Мень А.В. Культура. Христианство. Церковь: лекции и беседы. – М.: Изд-во Нижегородская ярмарка, 1995. – 672 с.
  2. Щёкин Н.С. От вестернизации к глобализации: динамика цивилизационного развития христианства в контексте византийско-православной традиции // Общественно-политический и научно-популярный журнал «Белорусская думка». 2008. – № 7. – С. 74-78
  3. Щёкин Н.С. Постиндустриальное общество: некоторые аспекты формирования «светской цивилизации» // Проблемы управления. 2006. – № 3 (20). – С.35-39
  4. Шмемам А., протоирей. Исторический путь православия. – М.: Издательство «Паломник», 2007. – 399 с.

 

Основные положения темы

1. Религия выступает как доминанта цивилизационного процесса; альтернативы в динамике религиозно-исторической жизни в значительной мере определяют характер социокультурных альтернатив в цивилизационном развитии; эти альтернативы исторически определены и ведут к смене цивилизационных оснований общества, позволяют избежать как радикализма, так и закостенелости в магистральном развитии цивилизации; современный этап цивилизационного развития Европы – это этап, в котором стабильность Европы и ее регионов зависит от сохранения гармонии стабилизирующего (традиционалистского) и модернизационного (инновационного) начал в развитии цивилизации; альтернативы в развитии христианского социума ведут к динамике, как общества, так и самой церкви; главное – их осознание как субстанции исторического процесса, иначе можно утерять историческую перспективу видения будущего.

2. Христианская цивилизация (христианский мир) включает в себя западноевропейскую христианскую цивилизацию и восточно-христианскую цивилизацию.

С началом процесса становления христианской цивилизации кардинально изменились социальные, культурные, экономические отношения в обществе и в историческом развитии в целом. Христианство, превращаясь в государственную религию, становилось все более активным и адекватным участником "земной жизни". Цивилизационная динамика христианства начала создавать такие исторические условия, при которых социально-историческая деятельность формировала многовекторное развитие общества. В цивилизационном процессе общество периодически оказывается перед лицом социально-исторических альтернатив, преобразующих адекватный ответ на "вызов истории" и определяющих глубинные трансформации во всех сферах общественной жизни.

3. Наметившийся в конце XX – начале XXI столетий цивилизационныйповорот выражается, с одной стороны, в новом качестве социокультурной коммуникации между цивилизационными регионами Запада и Востока, с другой – в явно выраженной тенденции глобализации мирового сообщества на пути перехода к единой постиндустриальной цивилизации. В такие поворотные периоды истории человек поднимается над событиями и обращается к историческому бытию, пытаясь понять суть происходящего и грядущего; он начинает особенно остро осознавать свою причастность к историческому развитию общества и стремится определить свое место в нем. Для него исключительно актуальным становится вопрос самоидентификации – этнической, религиозной, цивилизационной.

4. Единство и многообразие исторического процесса сохраняется благодаря религиозно-исторической традиции цивилизационной динамики. В доиндустриальной (земледельческой) цивилизации религия носила локальный (родоплеменной) характер. В то же время причудливые нагромождения пестрых верований и обрядов, порожденные примитивным отношением человека к окружающему миру, выступают своеобразной «системой», определенным "порядком" в земледельческой цивилизации. То есть религия, независимо от теории и догматики, представляется прежде всего как серия церемоний и обрядов, закрепленных обычаем. Религия выступает в виде традиции как связующее звено между членами социума доиндустриальной цивилизации.

5. Позиционирование цивилизаций и культур Востока и Запада всегда характеризовалось стремлением людей к поиску религиозно-нравственных императивов, которые регулировали бы как индивидуальную, так и коллективную жизнедеятельность. В частности, европейский вектор мирового цивилизационного процесса немыслим без созидательного воздействия христианской традиции, которая всегда содержала определенную возможность самообновления. Это касается повлиявших на данное учение хилиастических и гностических движений, сопровождавших христианство и гражданское европейское сообщество на всем протяжении их существования

Занятие 4

 

    1. Глобализация как предмет социально-философского анализа.
    2. Место Беларуси в глобализирующемся мире

 

Темы рефератов

  1. Глобализация и антиглобализм
  2. Глобализация: основные походы анализа
  3. Место Беларуси в глобализирующемся мире
  4. Современная глобализация: тенденции и проблемы

 

 

Литература

 

8. Глобалистика: энциклопедия / гл. ред. и сост. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. – Москва: Диалог, 2003. – 1328 с.

9. Тоффлер, Элвин. Третья волна: Пер. с англ. / Э.Тоффлер. -М.: АСТ, 2002. – 782 с

10. Философия. Глобализация. Интеграция: монография / [В. И.Чуешов [и др.]; под общ. ред. В. И. Чуешова; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: [б. и.], 2006. – 205 с.

  1. Кирвель Ч.С., Щёкин Н.С. Управляемый мир: утопический замысел или реальная перспектива // Проблемы управления. 2008. – № 2 (27). – С. 236-246

12. Кирвель Ч.С. Современные глобальные трансформации и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов: монография / Ч.С. Кирвель [и др.]; под науч. Ред. Ч.С. Кирвеля. Гродно, 2008 – 532 с.

  1. Щёкин Н.С. От вестернизации к глобализации: динамика цивилизационного развития христианства в контексте византийско-православной традиции // Общественно-политический и научно-популярный журнал «Белорусская думка». 2008. – № 7. – С. 74-78

7. Щёкин Н.С. Новая парадигма глобальных отношений в контексте цивилизационной динамики христианства. С. 335-338. / Беларусь: государство, религия, общество: материалы Междунар. науч.-практи. конф. (Минск – Жировичи, 7 июня 2007 г.) / Нац. Акад. Наук Беларуси, Ин-т истории, Минск. духовн. акад. им. Святителя Кирилла Туровского; редкол.: протоиерей В. Антоник [и др.]. – Минск: Белорус. Наука, 2008. – 397 с.

 

 

Основные положения темы

1. Глобализация как один из главных вызовов ХХI века приобретает сегодня характер мегатренда мирового развития, все больше определяющего и современный облик мира, и последующее цивилизационное развитие в обозримой перспективе. Сегодня она затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, экологию, безопасность, духовную и материальную культуру.

Проблемам глобализации посвящены работы канадского философа М.Маклюэна, который впервые использовал в концептуально нагруженном смысле прилагательное «глобальное» применительно к современному человечеству. Важное место среди них занимают, датируемые уже 80-ми гг. работы Р.Робертсона. Этому англо-американскому философу принадлежит пальма первенства в перечислении существенных признаков уже не столько метафоры, сколько научного термина «глобализация». Сюда же относятся ставшие уже почти классическими в философии глобализации труды И.Валлерстайна (Уоллерстайна), Н.Лумана, Э.Гидденса. В них был заложен не только фундамент, но и первые этажи во все еще, однако, продолжающем строиться здании, которое можно было бы назвать современной философией глобализации.

Для более глубокого понимания содержания феномена глобализации представляется необходимым и правомерным различать понятия «глобализм », « глобалистика » и «глобализация», которые обычно неоднозначно используются разными авторами. Глобализм (мондиализм) представляет собой навязываемую миру модель политического и экономического доминирования западной цивилизации под эгидой США. Политика и идеология глобализма утверждает однополюсный мир и ведут к расколу человечества на «золотой миллиард» – авангард глобализации и страны-нации аутсайдеры, т.е. слабо интегрированные страны и страны третьего мира.

Глобалистика – это междисциплинарное, ориентированное на науку исследование совокупности современных глобальных проблем и новых условий коэволюции природы и общества, жизни на планете, связанных с общими тенденциями развития цивилизации, теми противоречиями всемирного масштаба, субъектом которых выступает человечество в целом.

Глобализация – объективно необходимый исторический процесс, сопровождающий человеческое общество на всем протяжении его развития, в котором выделяют различные этапы и эпохи, имеющие конкретное социокультурное измерение.

Индикатором современной глобализации, ставшей главной приметой конца ХХ – начала ХХI века, является нарастание всеобщей взаимозависимости и единства мира в самых различных его измерениях (экономических, политических, социокультурных, духовно-идеологических и др.). При всей уникальности и самобытности западной, арабо-исламской, китайской, индийской, африканской, российской и др. отдельных цивилизаций, к началу ХХI века в процесс глобализации вовлечено практически все человечество, поэтому понятие глобализации чаще всего отождествляется с современным ее этапом.

Среди важнейших причин и объективных оснований, порождающих глобализацию, обычно выделяют: планетарную общность природных основ существования человечества; взаимодетерминированность экономических, политических и информационных процессов в различных регионах Земли; углубление тенденции интернационализации экономической жизни людей и другие тенденции объективного процесса единения человечества на пути перехода от биосферы к ноосфере, от индустриального к информационному обществу с новыми качествами жизни.

Основной сферой глобализации является международная система экономики, образование всемирного рынка финансов, товаров и услуг. Функционирование этой сферы порождает следующую проблему: из-за неодинакового темпа развития и возможностей стран их углубляющиеся взаимозависимость и взаимопроникновение могут стать потенциальным источником не известных ранее рисков и конфликтов.

Информационная революция как фактор глобализации создала общемировое информационное пространство, которое характеризуется неизмеримо большими потоками информации, возможностями ее использования, гигантским воздействием на все жизненные процессы, сознание и поведение людей. Борьба за информационное пространство становится одним из важнейших факторов современной геополитики.

2. Место Беларуси в глобализирующемся мире обусловлена историческим прошлым нашего народа, его включенностью в систему международной коммуникации.

Географически находясь в центре Европы, наша страна располагалась как бы между двумя цивилизациями: Западной Европой и Европой Восточной. В отдельные периоды своей истории наши земли ощущали определяющее воздействие то западноевропейской, то восточноевропейской культур. Особая психология, менталитет и философская культура белорусов формировались под воздействием ряда факторов, определяющими среди которых являются:

§ полиэтническая структура государственных образований (Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская империя, БССР), в составе которых находились белорусские земли в разные исторические периоды;

§ центральное геополитическое положение на карте Европы;

§ поликонфессиональность белорусского этноса, обусловленная сильным влиянием на ментальность и социальные модели поведения белорусов различных религий, прежде всего, православия и католицизма.

Не случайно поэтому, возникнув в рамках национальных духовных традиций, философская мысль концентрировалась над решением фундаментальной проблемы – проблемы национально-культурной самоидентификации.

Проблемы национального самосознания и становления национального государства всегда находились в центре белорусской философской мысли. Процесс становления национального самосознания теснейшим образом связан с формированием самосознания государственного и гражданского. С этой точки зрения и перспективы современного национально-государственного и общественного развития необходимо определять, опираясь на духовный опыт предшествующих поколений, важной частью которого является общественно-философская мысль белорусского народа, его этические, эстетические, политические, этнорелигиозные, культурологические и иные представления и понятия.

 

Тема 14. Философия культуры

Занятие 1

1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.

2. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека

3. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру.

4. Религия как форма духовного освоения реальности.

Темы рефератов

 

  1. Государство и церковь в Республике Беларусь: проблема взаимоотношений
  2. Культурапостмодерна.
  3. Национальная культура: проблемы возрождения
  4. Проблема кризиса искусства в современном обществе.
  5. Религия как форма духовности.
  6. Социальная мифология как феномен культуры.
  7. Специфика эстетического отношения человека к миру
  8. Феномен массовой культуры
  9. Феномен мировых религий
  10. Философия культурыXX в.: основные проблемы и решения.
  11. Христианство в истории культуры.
  12. Эволюция нравственного идеала в истории общества.

 

Литература

 

 

1. Бергсон, Анри. Два источника морали и религии: [перевод с французского] / А. Бергсон. – Москва: Канон, 1994. – 384 с. – (Серия "История философии в памятниках").

2. История этических учений: учебник для вузов / А. А. Гусейнов [и др.]; под ред. А. А. Гусейнова. – Москва: Гардарики, 2003. – 911 с.

3. Йонас, Ганс. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. Наука как персональный опыт / Г. Йонас. – Пер. с норв. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 480 с. – (Человек и мир).

4. Лапина, С. В. Культурология: курс лекций / С. В. Лапина; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - Изд. 3-е, доп. - Минск: [б. и.], 2007. - 212 с. - (Система открытого образования).

5. Жилинская И.В., Земляков Л.Е., Коликова Н.Н. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь: уч.-методич. пособие / Жилинская И.В., Земляков Л.Е., Коликова Н.Н. – Мн. 6 Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 169 с.

6. Самосознание культуры и искусства XX в. Западная Европа и США: Сборник / Отв. ред. и сост. Р.А. Гальцева. – М., 2000.

7. Томпсон, Мел. Философия религии: Пер. с англ. / М.Томпсон. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 384с. – (Грандиозный мир).

8. Философия культуры. Становление и развитие учебное пособиедля вузов / [К. А. Сергеев [и др.]; под ред. М. С. Кагана [и др.]. – Санкт-Петербург: Лань, 1998. – 446с.

8. Щёкин Н.С. Генезис христианской литургии: историософский анализ

// Проблемы управления. 2007. – № 2 (23). – С. 186-196

9. Щёкин Н.С. Христианская цивилизация и апокрифические традиции в свете формирования христианских таинств // Проблемы управления. 2007. – № 4 (25). – С.130-142

10. Щёкин Н.С. Цивилизационное развитие Востока: проблема религиозного выбора // Научно-теоретический журнал Вестник Полоцкого государственного университета. 2008. – № 7. – С. 104-108

11. Щёкин Н.С. Дихотомия Востока и Запада в контексте генезиса цивилизационной динамке христианства// Научно-теоретический журнал «Государственное управление: теория и практика» Академии Государственного Управления при Президенте Азербайджанской Республики. Баку: «Азербайджан», 2008. № 3. (23) – С. 167-175

 

 

Основные положения темы

1. Выделяются следующие основные подходы к исследованию культуры: аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть мир ценностей, идеалов, смыслов, значимых для человека; деятельностный подход, рассматривающий культуру как способ человеческой жизнедеятельности, как способ регуляции, сохранения, воспроизведения социокультурного опыта; семиотический подход, который основывается на понимании культуры как знаковой системы, имеющей символически-коммуникационную природу; структуралистский подход, рассматривающий культуру как совокупность социокультурных образцов, регулирующих человеческую жизнь; гуманитарный подход, который акцентирует внимание при исследовании культуры на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта и др. Долгое время в оригинальной философской литературе понятие «цивилизация» отождествлялось с понятием «культура». Этот подход был характерен для французских просветителей XVIII в. В конце ХIХ – начале ХХ в., как нам уже известно, формируется противопоставление понятий цивилизации и культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер). Сегодня проблемы цивилизационного и культурного развития общества занимают важное место в философских дискуссиях.

2. Мораль является одним из основных способов нормативной регуляции поведения человека в обществе; особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. О ней мы говорим тогда, когда используем категории добра и зла, совести и общественного мнения. Моральное сознание и отношения – предмет этики – философской науки о морали. Мораль – продукт истории, она имеет внутреннюю структуру: нормы поведения, моральные качества, нравственные принципы, высшие моральные ценности.

3. Искусство – одна из важнейших форм общественного сознания, специфическая форма духовно-практического освоения мира. Видами искусства являются, например, живопись, музыка, театр, художественная литература и т.п. Если наука – это познание мира с помощью абстрактных понятий, то искусство – познание мира посредствам художественных образов. В них раскрываются наши представления о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, комическом и трагическом. Философией прекрасного и искусства является эстетика.

4. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и действия человека, основанные на вере в существование сверхъестественного. Как форма духовного опыта человечества религия близка к философии. Идея Бога имеет фундаментальное значение во многих мировых религиях и связанных с ними исторических типах культуры. В структуре религии как сложного социального явления обычно выделяют религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации (институты).

V. ЛИТЕРАТУРА

Учебники и учебные пособия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.140.27 (0.113 с.)