Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъекты муниципального права
Совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей в области местного самоуправления, содержит предписания, относящиеся ко всем лицам, находящимся в сфере действия этих норм. -------------------------- ' См.: Черкасов А.И. Местное управление и самоуправление в континентальной модели // Сравнительное конституционное право. М., 1996. 2 ВСНД СССР и ВС СССР. 1990, № 16. Ст. 267. ' Начало этому процессу положено изданием первого учебного пособия. См.: Фадеев В.И. Муниципальное право. М., 1994.
Местное самоуправление характеризуется большим числом субъектов, имеющих разнообразные полномочия по объему, структуре и правовым свойствам. Это обусловлено комплексным характером муниципально-правовых отношений, которые связаны с осуществлением задач и функций местного самоуправления во всех сферах многогранной местной жизни. Субъектами муниципально-правовых отношений в сфере организации и осуществления местного самоуправления на современном этапе являются: население муниципальных образований; жители муниципальных образований; граждане; муниципальные образования; собрания (сходы) граждан; съезды (конференции) местных сообществ; органы местного самоуправления; депутаты представительного органа местного самоуправления; члены других выборных органов местного самоуправления; должностные лица местного самоуправления; муниципальные служащие; органы территориального общественного самоуправления; органы социального самоуправления; государственные органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации; ассоциации и союзы муниципальных образований. На различных исторических этапах в силу эволюции местного самоуправления изменяются субъекты, участвующие в осуществлении местного самоуправления, их правовой статус, масштабы и характер предметов ведения и полномочий. Субъекты правовых отношений в области осуществления местного самоуправления можно условно подразделить на три вида. К первому виду относится особый субъект — муниципальное образование. Федеральное законодательство об общих принципах организации местного самоуправления в РФ определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Муниципальному образованию принадлежат права собственника муниципальной собственности. Согласно ГК РФ (ст. 124) муниципальные образования, не являясь юридическими лицами, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях. Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований относятся предметы ведения местного самоуправления, включающие в себя вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Муниципальным образованиям также принадлежит право создания объединений в форме ассоциаций или союзов муниципальных образований в целях координации деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов, а также право иметь собственную символику (гербы, эмблемы и др.). Права и обязанности муниципальных образований как субъектов муниципально-правовых отношений от их имени реализуют своими действиями соответствующие органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, либо население муниципального образования непосредственно. Ко второму виду относятся субъекты муниципально-правовых отношений, наделенные законодательством правом представлять интересы территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, принимать от имени их населения решения в пределах закрепленных за ними полномочий. В России субъектами, управомоченными и правообязанными законодательством осуществлять местное самоуправление, являлись: в 1864 1917 гг. в губерниях и уездах — соответственно губернские и уездные земские собрания и управы, а в городах — городские думы и управы; в 1917 — 1993 гг. — население, местные Советы (до 1936 г. — Советы депутатов и съезды Советов) и их исполнительные комитеты (с 1991 г. — местные администрации); с 1994 г. население муниципальных образований, органы и должностные лица местного самоуправления.
К третьему виду можно отнести субъекты муниципально-правовых отношений, которые в той или иной форме участвуют в осуществлении местного самоуправления, взаимодействуют с субъектами, управомоченными и правообязанными законодательством принимать в пределах их полномочий обязательные для исполнения решения по предметам ведения муниципальных образований. К этой группе субъектов муниципально-правовых отношений следует отнести: жителей и граждан муниципальных образований; государственные органы; муниципальных служащих; органы территориального общественного самоуправления; органы социального самоуправления; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации; ассоциации и союзы муниципальных образований. В зависимости от отношений субъектов муниципального образования к предметам ведения с точки зрения пределов круга общественных отношений, на которые распространяются их права и обязанности, их можно подразделить на субъекты муниципальных образований общей компетенции и субъекты муниципальных образований частной компетенции. К субъектам муниципальных образований общей компетенции относятся население, жители, граждане, представительные органы местного самоуправления и их депутаты, местная администрация, к предметам ведения которых относится все либо большинство вопросов местной жизни. К субъектам муниципальных образований частной компетенции относятся все другие субъекты, объектами воздействия которых являются отдельные вопросы местной жизни. Среди них имеется группа субъектов специальной компетенции. К ним относятся органы и должностные лица местного самоуправления, органы управления местной администрации, муниципальные избирательные комиссии, муниципальные учреждения и предприятия, ведающие отдельными вопросами местного значения или выполняющие отдельные функции в отношении всех или многих сфер местной жизни. Мера участия субъектов муниципально-правовых отношений в осуществлении местного самоуправления определяется их правоспособностью и дееспособностью.
Наука муниципального права
Наука муниципального права — это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о целях, задачах, функциях и формах его осуществления и правового регулирования. Наука муниципального права есть деятельность специалистов в данной области знаний, выражающаяся в изучении, истолковании и выработке систематизированных знаний о местном самоуправлении, а также она представляет собой определенную сумму накопленных, осмысленных и систематизированных знаний о нормах муниципального права, муниципально-правовых институтах, понятиях и категориях. К содержанию науки муниципального права относятся: предмет науки, методология науки, система науки, научная терминология и категории науки, отраслевая библиография, история науки.
Предметом науки муниципального права является то, на что направлено научное познание, — это муниципально-правовые нормы, муниципально-правовые категории, практика применения норм муниципального права, осуществление местного самоуправления на предыдущих этапах истории. Предмет и содержание науки муниципального права неразрывно связаны с ее методами познания, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу. Наиболее важные из них — формально-догматический метод, логические методы исследования, метод конкретно-социологического исследования, сравнительно-правового исследования, сравнительно-исторический метод. Формально-догматический метод — это метод, с помощью которого осуществляется внешняя юридическая обработка правового материала, производятся описание и анализ муниципально-правовых норм и правоотношений, их объяснение, толкование, классификация, систематизация. Приемы данного метода позволяют выстроить муниципально-правовые знания в две логические стройные системы — институционную и отраслевую. Логические методы исследования представляют собой разнообразные логические приемы: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, метод аналогии, гипотезы и др. Метод конкретно-социологического исследования включает в себя такие приемы, как личное наблюдение, устные опросы, анкетирование, собеседование, статистическая обработка фактического материала. Метод сравнительно-правового исследования — это способ исследования одного или нескольких муниципально-правовых институтов, имеющих какие-либо сходные признаки, различных муниципальных образований, субъектов Федерации, стран, такое сопоставление, изучение важно с теоретической и практической точек зрения, ибо дает полезный материал для заимствования опыта, для совершенствования правовых норм. Сравнительно-исторический метод исследования пред ставляет собой исторический подход к анализу и оценке важнейших категорий местного самоуправления и муниципально-правовых институтов. Все названные методы связаны между собой, и каждый из них может применяться в сочетании с другими. Совокупность указанных и других методов составляет методологию муниципального права. К числу источников науки муниципального права относятся прежде всего правовые акты, содержащие муниципально-правовые нормы, а также научные труды ученых и специалистов, практика осуществления местного самоуправления в России и зарубежных странах как на современном этапе, так и в прошлом.
Система науки муниципального права представляет собой логически обоснованное расположение в определенной последовательности теоретических положений, знаний, составляющих ее содержание. Основные институты муниципального права и институты науки муниципального права в общем соответствуют друг другу. Однако в целом система науки муниципального права по своим подразделениям шире, чем система отрасли права. Она представляет собой не только сумму научных знаний о действующем муниципальном праве и его институтах, но также о наиболее общих категориях (понятиях) муниципального права: о предмете и методе данной отрасли права, о таких понятиях, как муниципально-правовая норма и муниципальные правоотношения, принципы муниципального права, а также содержит науковедческие и исторические знания, связанные с муниципальным правом. Наука муниципального права не только изучает и объясняет объективные процессы в осуществлении местного самоуправления, определяет их сущность и содержание, но и открывает новые закономерности, конструирует научные гипотезы в этой области. Наука муниципального права выполняет познавательные, эвристические и прогностические функции при исследовании своего предмета, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук.
Глава
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.68.49 (0.016 с.) |