Раздел II. Философствование как исследование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Философствование как исследование



Тема 2.1. ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ КАК ИССЛЕДОВАНИЕ. ЗАПУСК ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА – 2 час.

Философский дискурс. Механизм запуска философского дискурса. Диалог в философии. Философские тексты и особенности «реконструкции» философии.

 

Тема 2.2. НАРРАТИВНЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА – 2 час.

 

Проблема, проблема и вопрос, особенности постановки проблем. Источники философствования. «Нарративный философский текст». «Обучение танго» и рефлексивная исследовательская деятельность.

 

Литература

1. Lindop C. Critical thinking and philosophy for children // Cogito. – Abingdon, 1990. – Vol. 4, N 1.- P. 50-54.

2. Matthews G. B. The philosophy of childhood. – Cambridge (Mass.); L.: Harvard univ. press, 1994. – 136 p.

3. Декарт Р. Размышления о первой философии (1640) // Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994.

4. Кант И. О педагогике / Собр. Сочинений: В 8 т.: Перевод / Под общ. ред. А. В. Гулыги. – Юбил. Изд., 1794-1994. – М.: ЧОРО, 1994. Т. 8. – 718 с.

5. Философия – детям: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. С.И. Левиковой. – М.: Прометей, 2005. – 274 с.

6. Философия для детей / РАН. Институт философии; Отв. ред. и сост. Юлина Н. С. - М.: ИФРАН. 1996. – 241 с.

 

Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И СХЕМА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

Тема 3.1. «СООБЩЕСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» – 2 час.

«Сообщество исследователей». Научное сообщество Т. Куна и сообщество исследователей М. Липмана. Коммунитаристская идея «сообщества исследователей». Цель исследовательского поиска и задачи «сообщества исследователей». Организация «сообщества исследователей».

 

Тема 3.2. «СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ» как путь к истине – 4 час.

Сократический диалог (сущность, цели, Сократ и софисты, этапы, модель полноценного сократического диалога). «Сократический диалог» как форма деятельности «сообщества исследователей». Умения участников диалога.

 

Тема 3.3. ЭТАПЫ И СХЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ – 2 час.

«Хорошее суждение». Критический и творческий аспекты «хорошего суждения». Схема исследовательского процесса (М. Липмана). Этапы выработки «хорошего суждения». Критерии определения диапазона философствования. Практическая эффективность курса «Философия для детей».

 

Литература

1. Lindop C. Critical thinking and philosophy for children / Cogito: spring 1990. P. 50-54.

2. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М.: Политиздат, 1990. С. 187.

3. Кун Т. Структура научных революций/Пер. с англ. И. З. Налетова. Общ. ред. и послесл. С. Р. Микулинского и Л. А. Марковой. 2-е изд., М.: Изд-во «Прогресс», 1977. - 302 с.

4. Платон. Теэтет / Пер. с греч. В. Сережникова. – М.; Л.: Соцэкгиз, 1936. – 191 с.

5. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. С. 260-262.

6. Философия – детям: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. С.И. Левиковой. – М.: Прометей, 2005. – 274 с.

7. Философия для детей / РАН. Институт философии; Отв. ред. и сост. Юлина Н. С. - М.: ИФРАН. 1996. – 241 с.

 

ПЛАН КУРСА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1.1. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ: ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ – 2 час.

«Философствование»: основные исторические стили философствования («континентальный» и аналитический) и методы трансляции философского знания. Культурно-информационный и проблемно-деятельностный метод.

Практическое задание: провести анализ учебников и учебных пособий по философии на предмет соответствия определенному стилю философствования и методу трансляции философского знания.

Критерии определения диапазона философствования (1).

 

Тема 1.2 ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ «Философия для детей» – 2 час.

Педагогические, психологические, философские принципы программы «Философия для детей». Основные понятия курса.

 

Тема 2.1 ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ КАК ИССЛЕДОВАНИЕ – 4 час.

Философское исследование. «Открытие Гарри Стотлмейера». Процесс исследования. Открытие и изобретение. Что такое мышление.

Тема 2.2 НАРРАТИВНЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА – 4 час.

«Открытие Гарри Стотлмейера»: структура логических высказываний. Обращение субъектов и предикатов. Исключение из правила (тождественные высказывания). Применение правила обращения к предложениям, начинающихся со слова «нет». Истина.

 

Тема 3.1 СООБЩЕСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ – 4 час.

Практическая работа: организация сообщества исследователей.

Сформулировать вопросы и сгруппировать направления исследования к м/ф из цикла «38 попугаев».

Примерные вопросы к м/ф: «38 попугаев».

Линия «Мышление».

1) Что значит «думать вместе»?

2) Почему мысль об измерении хвоста – «хорошая»?

3) Идентичны ли суждения: «придумать мысль» и «думать мысль», и почему?

4) Почему мартышка не может думать 2 раза про одно и то же?

5) Каким образом приходит мысль?

6) Как связаны между собой мысли и вопрошание (задавание вопросов)?

7) Почему удаву пришла в голову мысль о том, что для измерения его длины попугая нужно проглотить?

8) Почему в попугаях удав длиннее?

9) Почему удав был задумчивым?

10) Почему удав задумался о своем росте?

Тема 3.2 СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ КАК ПУТЬ К ИСТИНЕ – 4 час.

Практическая работа: анализ соотношения позиции Сократа и софистов на примере диалога Платона «Горгий» по следующим критериям:

1) Сущность философского диалога (цель, смысл).

2) Отношение к истине.

3) Отношение к собеседнику.

4) Отношение к ведению диалога.

Организация сократического диалога.

 

Тема 3.3 ЭТАПЫ И СХЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ – 4 час.

Организация философского исследования. Критерии определения диапазона философствования (2).

Практическая работа:

1) к текстам сформулировать вопросы и определить проблемы;

2) обоснование собственной позиции выстраивать с учетом индивидуально обозначенного вопроса

Примеры индивидуальных вопросов:

1. Что заставляет тебя так говорить?

2. Откуда ты знаешь?

3. Каково основание для сказанного тобой?

4. Что ты имеешь в виду?

5. Какой вывод мы должны сделать из того, что ты говоришь?

6. На каких фактах основывается твое верование?

7. Какие авторитетные мнения ты мог бы привести в поддержку твоей точки зрения?

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Темы для самостоятельного изучения Изучаемые вопросы Кол-во ч. Формы самостоятельной работы Методическое обеспечение Форма отчетности
Педагогические принципы программы «Философия для детей» Философствование, методы трансляции философского знания, майевтика, рефлексия, разделы философии   Подготовка доклада Философия для детей. М., 1996. Разд.: Педагогическая стратегия «Философии для детей» Доклад  
Нарративный философский текст как средство включения философского дискурса Проблема, источники философствования, нарративный текст, философский дискурс, диалог, философское исследование   Подготовка реферата Философия для детей. М., 1996. Разд.: Философская повесть как модель и как средство “включения” сократического диалога; Познавательный процесс как исследование; Андерсен Г.Х. Новое платье короля. Л., 1969. Т.1. С. 116-121 Реферат
«Сократический диалог» как путь к истине Сократический диалог, синкриза, антикриза, истина, «сообщество исследователей», проблемная ситуация, «хорошее суждение» и этапы его выработки,   Подготовка к собеседо-ванию Платон. Теэтет; Философия для детей. М., 1996; «Школа Сократа»: Философские игры десять лет спустя. М.-Воронеж, 2003. Собесе-дование
Философствова- ние как исследование   Философствование, «делание философии», истина, разумное мышление   Подготовка к зачету   Зачет  

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

Зачет состоит из двух частей: теоретической и практической

I. Вопросы теоретической части

1. Философствование как исследование

2. «Философия для детей» как приобщение к искусству разумного мышления

3. Цель и принципы «Философии для детей».

4. Философия и индоктринация

5. Основные исторические стили философствования и методы трансляции философского знания

6. «Сообщество исследователей»: коммунитаристская идея, цель и задачи исследовательского поиска

7. «Сократический диалог» как путь к истине и форма деятельности «сообщества исследователей»

8. Педагогические принципы программы «Философия для детей» и практическая эффективность курса

9. Нарративный философский текст как средство включения философского дискурса

10. «Хорошее суждение»

 

II. Практическая часть: элементы организации «сообщества исследователей»

Варианты текстов, используемые для запуска философского дискурса*

1. Андерсен Г.-Х. Новое платье короля

2. Левитанский Ю. Каждый выбирает для себя…

3. Шварц Е. Сказка о потерянном времени

4. Шекли Р. Страж - птица

 

* возможно использование других текстов (проза, стихи) объемом до 5 страниц по выбору студентов

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Антикриза и синкриза

2. Индоктринация

3. Истина

4. Майевтика

5. Методы трансляции философского знания

6. Нарративный текст

7. Проблема

8. Проблемная ситуация

9. Разумное мышление

10. Рефлексия

11. Сократический диалог

12. «Сообщество исследователей»

13. Философия

14. Философский дискурс

15. Философское исследование

16. Философствование

17. «Хорошее суждение»

V. ПРИЛОЖЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Подготовка студента к изучению спецкурса «Философия для детей»: основы философствования» включает ознакомление с программой, планом лекций и тематикой для самостоятельного изучения, а также просмотр рекомендуемой литературы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.172 (0.02 с.)