Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Своеобразие романтизма в русской литературе 1830-х годов.
Эпоха нового подъёма романтизма в противовес прозаизации жизни. В 30е гг. русский романтизм усложняется и дифференцируется. Формируется кхем реакционный.. можно сказать, элегический романтизм (Бенедиктов, Кукольник, отчасти Загоскин). Ему противостоит гражданский романтизм (Лермонтов, отчасти Герцен и Огарёв). Своё место занимает и сохранившийся после 14 декабря романтизм поэтов-декабристов (Одоевский, Кюхельбекер, Бестужев-Марлинский). + Веневитинов, Тютчев. + ранний Гоголь, Полевой. В общем, чёрт ногу сломит. Влияние декабризма! (т.к. период всплеска гражданственности середины 20х ещё не сменился разночинским периодом). Появляются пр-ния, написанные по образцу рылеевских дум и песен в народном духе Рылеева и Бестужева. Развитие философского романтизма! Веневитинов, Баратынский С [тупого] джорна. В романтизме 30-х и 40-х гг. 2 направления: 1) связано с именами Пушкина, Лермонтова, Кольцова. Высокий романтизм. Создание неординарных личностей, стремление к идеалу. 2) эпигонский, вульгарный романтизм. Напыщенный. Новые сочетания. Предназначен для массового читателя. Булгарин, Бенедиктов (в поэзии). Романтическая проза переживает тяжёлый момент. С одной стороны это подъём (читательский интерес к романтической прозе), а с другой - кризис (стереотипы, выработанные шаблоны, однообразность). Тем не менее созданы значительные произведения: Романтическая повесть - самый популярный жанр. Расцвет - Бестужев-Марлинский. 3 типа романтич. повести: 1. историческая: Бестужев-Марлинский «Роман и Ольга», Гоголь «Тарас Бульба», Лажечников «Ледяной дом». 2. нравоописательная: светская (Бестужев-Марлинский «Фрегат-надежда», Одоевский «Княжна Мими», Павлов «Именины») и кавказская (Лермонтов «Бэла», Бестужев-Марлинский «Амалатбек»). 3. фантастическая - Одоевский «Сильфида». Для общего развития. Романтическое движение в Зап. Европе – прежде всего в литературе немецкой – начиналось под знаком полноты и цельности. Стремилось к синтезу все то, что было разобщено: в натурфилософии, социологии, теории познания, психологии, и, конечно, в худож. мысли. Человек стремился слиться с природой [Но это не значит, что вы вот валяетесь на земле и сливаетесь с природой так.(с)]; личность, индивидуум – с целым, с народом; интуитивное познание – с логическим; подсознательные стихии человеч. духа – с высшими сферами рефлексии и разума. Хотя соотношение противоположных моментов представлялось подчас конфликтным, но тенденция к объединению рождала особый эмоциональный спектр романтизма, многокрасочный и пестрый, при преобладании мажорного тона. Лишь постепенно конфликтность элементов переросла в их антиномичность; идея искомого синтеза растворилась в идее противоборства, оптимистическое настроение уступало место чувству разочарования и пессимизма.
Русскому романтизму знакомы обе стадии процесса — и начальная и конечная; однако при этом он форсировал общее движение. Итоговые формы появлялись до того, как достигали расцвета формы начальные; промежуточные комкались или отпадали. На фоне западноевроп. литератур русский ром-м выглядел одновременно и как менее и как более романтичный: уступал им в богатстве, разветвленности, широте общей картины, но превосходил в определенности некоторых конечных результатов.
Специфический характер русского романтизма наглядно виден в лирике этой поры, т. е. в лирическом отношении к миру, в основном тоне и ракурсе авторской позиции, в том, что принято называть «образом автора». Поэзия 1830-х гг.: общая характеристика. Лекшн+джорн. Поэзия 30х опр-ся именами Пушкина и Лермонтова. Прозаизация жизни, лит-ры. Удивительная популярность 1х опубликованных пр-ний Лермонтова – Мцыри, Купец Калашников, Демон (не опубликован, но разошёлся в списках). Вершина романт. поэзии. Бенедиктов – злейший враг Белинского. Развенчивал бенедиктовщину. Эпоха нового подъёма романтизма. Романтизм в массовой лит-ре. Массовая аудитория того времени – провинциальные помещики и бюрократы среднего звена. Тв-во Бенедиктова. Символ переходного периода русской поэзии. Исторически значимый поэт. Романтизм вульгарный, эпигонский. Поэзия требует подготовленного читателя. Прозу печатали в книгах, но лучше расходились небольшие журналы со стихами массов. ром-ма. 1835 – первый сборник Бенедиктова. Выдержал 3 издания. Пушкин промолчал. Жуковский приветствовал и оценил. Тургенев (тогда студент МГУ) вспоминал, что рядом с Пушкиным ставили Бенедиктова. 3 «Э» Бенедиктова: эпигон, эксперимент, эффект.
Пушкина невозможно представить чиновником. А Бенедиктов служил по финансовой части. Самоопределение: «ремесленник во славу красоты». Одоевский и Полежаев. Продолжили гражд. романтизм, поэзию поэтов-декабристов. У Полежаева было реалистическо-натуралистическое видения мира («Песнь погибающего пловца»). Романтич. восприятие окружающего мира и погружение в бездну вечности. Тема свободолюбия. Песенная, крестьянская поэзия у Кольцова. Народный поэт. Ему удалось взглянуть на жизнь крестьянина изнутри.
Меняется социальный состав писателей. Гендерный вопрос сказывается на лит. процессе. От Карамзина пошло восприятие женщины как музы. Она читатель и судья. К женскому вкусу апеллируют как к утончённому и идеальному. Образ хозяйки салона. Зинаида Волконская. Салон, литература, музыка, стихи. Появляется женщина-автор. Поэтессы Евдокия Ростопчина и Каролина Яниш-Павлова. Европейская закваска, самообразование, 6 языков, словесность. Мужское перо: индивидуализм, культ воли, интеллектуальность. Салтыков-Щедрин высмеивал её как представителя мотыльковой поэзии. «Мотылёк»: нужно жить, как мотылёк, вне земного притяженья. Поэзия В.Г.Бенедиктова. Несмотря на то, что в 30-е годы происходила прозаизация литературы, поэзия все еще была популярна, поэтов было много. Господствующим литературным направлением в поэзии был романтизм. Он делился на элегический и гражданский. К элегическому относятся отдельные стихотворения Лермонтова, к гражданскому – стихотворения Полежаева, Одоевского. А еще был так называемый «надутый», «вульгарный» романтизм. Несмотря на нелестные отзывы критиков (в частности, Белинского), стихотворения такого толка пользовались массовым спросом. Основной представитель – В. Г. Бенедиктов. В журналах было удобно печатать маленькие поэтические произведения. Первый сборник стихотворений Бенедиктова вышел в 1835 году. Пушкин промолчал. А Булгарин и Сенсковский приветствовали Бенедиктова – его поверхностная поэзия их устраивала. Странно, однако, что о стихах хорошо отозвался Жуковский. И. А. Тургенев, еще студент, вспоминал, что тогда журнальные критики ставили имя Пушкина рядом с Бенедиктовым. Основная черта поэзии Б. – эпигонство, повторение слов и фраз. Его аудиторией были провинциальные помещики и чиновники. Вообще его поэзия – поэзия «трех э»: эпигонство, эксперимент и эффект. Это и пользовалось успехом у аудитории. Думаю, стоит сказать о том, что в творчестве Б. отразились некоторые стороны романтизма. Например, стремление к природе («К полярной звезде»), мысли о назначении поэта («Пиши, поэт!»), мотив одиночества («Певец»). Но все это в его произведениях отражается поверхностно и неглубоко. Поэтому его так не любил Белинский. Вот, например. Стихотворение «Певец».
Бездомный скиталец - пустынный певец - Один, с непогодою в споре, Он реет над бездной, певучий пловец Безъякорный в жизненном море; Всё в даль его манит неведомый свет: Он к берегу рвётся, а берега нет.
Для элегического романтизма характерно как раз бегство от берега, вспомните «Парус» Лермонтова, «К морю» Пушкина. Бенедиктов сам не понимает своего героя, который пытается быть романтическим героем, а получается нечто совсем другое:
Он странен; исполнен несбыточных дум, Бывает он весел - ошибкой; Он к людям на праздник приходит - угрюм, К гробам их подходит - с улыбкой; Всеобщий кумир их ему не кумир; - Недаром безумцем зовёт его мир!
Как видно, автор тоже читает своего героя безумцем и ни капли ему не сочувствует.
Примеры. Повторение слов. Например, вот отрывок из стихотворения «Кудри»(1838). Кудри девы - чародейки, Кудри - блеск и аромат, Кудри - кольца, струйки, змейки, Кудри - шелковый каскад! Эффект. Из стихотворения «Пиши, поэт!» (из сборника 1836 г.) Изобретай неслыханные звуки, Выдумывай неведомый язык! Что касается назначения поэта, ни о каких глубоких мыслях и речи не идет. Главная задача – доставить наслаждение и удовольствие какой-нибудь симпатичной девушке, не одной – так другой.
Пиши, поэт! Слагай для милой девы Симфонии сердечные свои! Переливай в гремучие напевы Несчастный жар страдальческой любви!
И, может быть, красавица другая Прочувствует ее, не понимая, Она ее бесчувственно поймет.
С улыбкою: "Как это мило!" - скажет И, легкая, к забавам улетит.
Что характерно, Бенедиктов знал цену своему труду. Он понимает, что он не художник, а только «ремесленник во славу красоты». Слог у Бенедиктова иногда сбивается, неровный. «К Полярной звезде»,1836. Там его берег, где ты зажигаешься, Горний маяк для очес! Там его дно, где ты в небо впиваешься, Сребреный якорь небес! Поэзия А.И.Одоевского. Несмотря на то, что после восстания декабристов такое направление поэзии, как гражданский романтизм, стало менее популярно, некоторые поэты, в частности, Одоевский, продолжали писать высокую гражданскую лирику. Далеко от друзей и братьев находился и соратник Рылеева Александр Бестужев (Марлинский). На Кавказе, где он провел в ссылке около восьми лег и погиб в схватке с горцами, Бестужев писал не только прозаические произведения, но и стихи. В лирике Бестужева 30-х годов, в таких его стихотворениях, как «Сон», «Часы» и др. отразилась его личная судьба — судьба декабриста. Еще один представитель гражданского романтизма – младший современник декабристов Полежаев. «Главным поэтом» декабристской каторги, по выражению Н. И. Лорера, был Александр Иванович Одоевский (1802—1839). Александр Иванович Одоевский родился в 1802 году. Двоюродный брат В. Ф. Одоевского, одного из издателей «Мнемозины», А. И. Одоевский был другом Грибоедова, а затем, на почве литературных интересов, он сблизился также с Кюхельбекером, Бестужевым и Рылеевым. В начале 1825 года Одоевский был принят Бестужевым в Северное тайное общество. За участие в революционном заговоре Одоевский был осужден в каторжные работы на 12 лет. В 1836 году, по ходатайству отца, Одоевского перевели рядовым в Кавказский отдельный корпус. На Кавказе Одоевский встретился и сблизился с Лермонтовым, сосланным за стихи на смерть Пушкина. В 1839 году, находясь в военной экспедиции, Одоевский погиб от малярии в деревне близ Сочи.
Почти все поэтическое наследие Одоевского относится к периоду пребывания на каторге и в ссылке. Большая часть стихотворений (и притом лучших) была создана Одоевским в Чите. Поэт сам редко записывал свои стихи; чаще всего он импровизировал их перед друзьями и товарищами по каторге. При жизни Одоевского анонимно было напечатано всего одиннадцать его стихотворений. Лучшие стихотворения Одоевского дошли до нас только благодаря записям его «соузников» по Чите и Петровскому заводу. Основной пафос гражданской лирики Одоевского — воспевание «вольности в неволе». В его стихах отразились чувства и мысли декабристов, сосланных в Сибирь. Вершиной гражданской романтической лирики Одоевского является его знаменитый Ответ на послание Пушкина «В Сибирь» («Во глубине сибирских руд») (1828/29). Ответ Одоевского замечателен ярко выраженной в нем уверенностью декабристов в правоте их дела. Тема героической самоотверженности борца за счастье народа, характерная для поэзии Рылеева, ярко выступает и у Одоевского:
Наш скорбный труд не пропадет: Из искры возгорится пламя, — И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя.
Одоевский, в отличие от Пушкина, не примиряется с действительностью («Оковы тяжкие падут…и свобода вас примет радостно у входа»). Пушкин хочет для своих друзей одного – свободы. А Одоевский свободы достигает другим путем. Не братья отдают меч декабристам, они сами достанут их себе:
Мечи скуем мы из цепей И пламя вновь зажжем свободы! Она нагрянет на царей, И радостно вздохнут народы! Сильный гражданский пафос выражен и в других стихотворениях Одоевского, созданных им за годы каторги. Очевидно, какой глубокий след в душе оставила у него казнь друзей – лидеров восстания. Он находит в стихотворениии «При известии о польской революции» сравнение мук виселицы с «синим пламенем».
Недвижимы, как мертвые в гробах, Невольно мы в болезненных сердцах Хороним чувств привычные порывы; Но их объял еще не вечный сон, Еще струна издаст бывалый звон, Она дрожит... еще мы живы!
Строки эти были навеяны полученным известием о польском восстании 1831 года, которое декабристы-каторжане восторженно приветствовали. Особенно их растрогало то, что в Варшаве восставшими поляками была отслужена панихида по пяти «несчастным жертвам», «пролившим луч света в спасенье русскому народу». Вспомним, что Пушкин совсем иначе ответил на польское восстание («Клеветникам России»), скорее согласившись с официальной точкой зрения на проблему.
В древнерусской истории Одоевского вдохновляла борьба «за вольность». Этой борьбе он горячо сочувствовал всюду, где бы она ни проявлялась. В этом отношении характерен его перевод одной из «Ирландских элегий» Т. Мура, в которой поэт воспевал свою порабощенную родину («В цепях и в крови ты дороже сынам»). В период общения со своими осужденными друзьями Одоевский проникся идеей «славянской взаимности» и стал поэтическим выразителем декабристских чаяний культурно-политического объединения славян во главе с Россией. Сочувствие освободительной борьбе славянских народов Одоевский высказал и в своем поэтическом отклике «При известии о польской революции»:
Мы братья их!.. Святые имена Еще горят в душе: она полна Их образов, и мыслей, и страданий. В их имени таится чудный звук: В нас будит он всю грусть минувших мук, Всю цепь возвышенных мечтаний.
Знакомство Лермонтова с Одоевским, состоявшееся на Кавказе и вскоре же перешедшее в дружбу, имело, конечно, одним из поводов общность поэтического направления их обоих. На смерть Одоевского Лермонтов откликнулся стихотворением, ему посвященным, в котором говорил о своей дружбе с поэтом-декабристом. Для Лермонтова Одоевский был живым воплощением декабризма, непреклонности стремлений лучших людей России.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.108.28 (0.046 с.) |