![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иконопись эпохи Ивана Грозного. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Другое направление стилистических поисков демонстрирует практически современная предыдущему памятнику икона «Воскресение – Сошествие во ад» (№ 11), происходящая из праздничного чина иконостаса неизвестного храма в Новгородской земле. Ее композиция сама по себе не несет ничего принципиально нового, восходя к иконографическим решениям первой половины XV века. Однако уже колорит этой иконы, с помощью которой можно представить цветовое великолепие ныне утраченного ансамбля, свидетельствует о его принадлежности к совсем иной эпохе: фон имеет насыщенный сине-зеленый цвет, с ним контрастируют нежные бледно-желтые горки с цветными притенениями, вся поверхность иконы переливается многообразными оттенками. Тональному богатству соответствует изысканное графическое решение сцены с тающими горками и фигурами, которые образованы характерными оплывающими линиями (особенно выразительны движения Христа, осторожно ступающего по поверженным адским вратам и осторожно склоняющегося к Адаму), а также мягкая, сглаженная пластика ликов. Это признаки знакомства иконописца с развитой каллиграфической манерой лучших произведений второй четверти XVI столетия – таких как новгородские иконы и миниатюры рукописей, созданные по заказу архиепископа Макария (1526–1542), будущего всероссийского митрополита и одного из ведущих идеологов эпохи Ивана Грозного. В собрании М.Е. Елизаветина находится выдающийся пример искусства этого круга, уже обративший на себя внимание специалистов и любителей русской иконописи, – житийный образ св. Екатерины 1530–1540-х годов (№ 13). Этот памятник важен как благодаря своим художественным качествам, недвусмысленно указывающим на его принадлежность к новгородской иконописи макарьевского времени, так и благодаря иконографии, выразительно передающей основные культурные тенденции эпохи Ивана Грозного – внимание к византийскому наследию и святыням православного Востока, воплощенное в новых формах, неизвестных собственно византийской традиции. В среднике иконы изображено предсмертное моление святой Христу за людей, которые призывают ее имя (этот эпизод Жития Екатерины послужил причиной возникновения ее почитания как заступницы умирающих). Представленный в небесном сегменте Спаситель, склоняясь и благословляя мученицу, отвечает на ее просьбу. Слева от Екатерины изображены коленопреклоненные люди, просящие ее о заступничестве, справа – юноша-палач, готовящийся отрубить мученице голову, а за ним – монастырь св. Екатерины на Синае, где находятся ее мощи. Несмотря на условность этого изображения, здесь узнаются основные элементы ансамбля обители, существующие и сейчас, – крепостные стены, базилика и минарет мечети, выстроенной в эпоху исламского владычества.
Гравюры А. Зубова. значительными граверами новой школы были братья Алексей и Иван Зубовы. Сыновья иконописного мастера Федора Зубова, они оба первоначально обучались иконописному делу и резьбе по металлу в Московской Оружейной палате, по приглашению Схонебека и Пикарта учились у этих мастеров. Работали Зубовы много и быстро, особенно Алексей, выполняя гравюры самого разного характера и назначения: карты, сражения, чертежи кораблей, портреты царственных особ, свадьбы, планы городов. Соединение в творчестве одних и тех же мастеров художественных и чисто технических задач наложило отпечаток на характер их гравюр. Чертежи и карты украшались художественными изображениями, становясь произведениями искусства. В свою очередь, художественное изображение имело характер точного документа
Первой обязанностью гравера было обслуживание научных и технических потребностей страны - гравирование карт, чертежей, сражений. Заказы постоянно бывали срочные: они диктовались часто политическими соображениями. Недаром Петр I даже брал с собой граверов к месту боя (и они были живыми свидетелями событий). Необходимость быстрого изготовления гравюр определила в известной мере и их технику: Алексей Зубов работал в основном в офорте.
Эта раскованность и наполненность жизнью, чувством отличает А.Зубова от современных ему западных «видописцев». Та же живая струя его творчества сказывается и в художественных приемах, указывающих на непосредственную связь творчества Зубова со старорусским искусством. Она (эта преемственность) - в высокой декоративной выразительности гравюр, в ритмике параллельной штриховки, в композиционных приемах и, главное, в особой пластической завершенности листов. Эти качества искусства Алексея Зубова особенно очевидны в его «Панораме С.-Петербурга» (1716), выполненном на 8 листах по указу государя императора Петра Великого изображении «царствующего града Санкт-Петербурга». «Пространственное похвалительное описание на гравюре, сочиненное Гавриилом префектом (Бужинским), похваляет нововведенное Петром Великим грыдоровальное художество в России, а паче С.-Петербург... оным художеством изображенный, который Его Величеству аки бы от лица своего приносит весь девиз и труд свой»3. Одно из новых свойств зубовских гравюр - зрительное единство. Это качество Алексей Зубов сумел сохранить даже в длинной ленте панорамы города. Очень верно выбрав для изображения мотив праздника, что придаст листу большую цельность и торжественность, Зубов в отличие от «баталий» с их высоким горизонтом много места отводит изображению неба с бегущими облаками. Взгляд охватывает город сверху, обозревая его целиком во всем его праздничном великолепии: ветер гонит облака, надувает паруса кораблей, развевает флаги судов - свежий ветер как бы заново увиденного мира. «Россия вошла в Европу как спущенный корабль - при стуке топора и при громе пушек»4, - эти слова А.С. Пушкина так же точно выражают самый смысл петровского времени, как и зубовская панорама. Обратившись к изображению конкретных реальных событий, А.Зубов вводит в русскую гравюру изображение протяженного пространства и движения. При этом он никогда не теряет ощущения пространственного мира в целом. Мир зубовских гравюр - это не узкий мир отдельных мест или улиц Петербурга, в его гравюрах мы всегда ощущаем широту мира - и в движении облаков, и в энергичной динамичной манере штрихов и линий, и во всей внутренней напряженности образов.
Билет № 20
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.1 (0.008 с.) |