![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ознакомление с природным материалом какСтр 1 из 6Следующая ⇒
Содержание Введение…………………………………………………………………... 3 Глава I Ознакомление с природным материалом как средство сенсорного развития детей………………………………………………. 4 1.1. Ощущение и восприятие как физиологическая основа сенсорного развития………………………………………………. 4 1.2. Особенности сенсорного развития детей 4-го года жизни………... 7 1.3. Роль природного материала в сенсорном развитии детей ……… 14 1.4. Методика работы с природным материалом для развития ощущений и восприятия детей……………………………………. 18 Заключение……………………………………………………………….. 30 Список использованной литературы…………………………………… 32 Приложение 1……………………………………………………………..34 Приложение 2……………………………………………………………..36 Приложение 3……………………………………………………………..38
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека". Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В.Запорожец, А.Г.Рузская, Н.А.Ветлугина, Л.А.Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.
Глава I Ознакомление с природным материалом как Средство сенсорного развития детей. Психологические исследования Л.А. Венгера [5] показывают, что без сенсорного воспитания восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения ранними видами деятельности (рисованием, конструированием и др.). В современных условиях, когда сфера обучающего воздействия значительно расширяется, проблема сенсорной культуры приобретает особую остроту. Ускорение научно – технического прогресса будет зависеть от количества и качества творческих развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа. Поэтому задача воспитателя состоит в необходимости развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание. Анализ диагностики сенсорной культуры дошкольников свидетельствует о недостаточном развитии сенсорных способностей у детей. Можно выделить главное противоречие между низким уровнем развития сенсорной культуры дошкольников и требованием общества – вырастить ребенка не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и обязательно инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, с активной жизненной позицией, высокоразвитыми сенсорными способностям.
Методика работы с природным материалом для Заключение В первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка, именно так называется процесс освоения малышом всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие. На базе этих знаний формируются все последующие навыки и умения, его способность к обучению и интеллектуальные способности в целом. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новыми в зрелом возрасте.
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения. Не меньшую роль играет сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста. Восприятие, которым занимались малыши в раннем возрасте, необходимо для дальнейшего развития познавательных способностей - воображения, запоминания и мышления. Теперь начинаются более сложные процессы, включается сравнение, анализ, обощение, построение сложных связей и умозаключений. Недоработки этого периода могут отразиться на способности к обучению и будут заметны в начальной школе. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия, происходит так бурно, что ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко; треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка; прямоугольная - домик; овальная - яйцо, огурец и т.п. Именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями; белые пятна на голубом фоне - это "снег идет", "зайчики прыгают"; оранжевое пятно - это "солнышко светит", "колобок". Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т.п. С помощью цвета обощает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений. Познавательная потербность, в той или иной мере сформированная у ребенка в основном направлена на обследование величины, формы, цвета, фактуры предметов. Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие пердметы. Не стоит забывать и о конструкторах, мозаиках, разнообразных, изобразительных материалах (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.). Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка. Задачей нашей работы являлось установить возможные пути в руководстве этими играми.
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.
Список использованной литературы: 1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. - М.Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004г. 2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб Речь, 2004г. 3. Зазульская О. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками. Ребенок в детском саду, 2006 г. 4. Коломийченко Л. Программа социального развития. Дошкольное воспитание, 2005г. 5. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет: игровая и продуктивная деятельность. - М. ТЦ Сфера, 2005г. (Программа развития). 6. Крынцылова И. Предметная среда как пространство социального развития детей раннего возраста. Дошкольное воспитание, 2004 г. 7. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм. Дошкольное воспитание, 2006г. 8. Ардашкин И.Б. Технология социальной работы: учебное пособие. Томск, 2007г. 9. Бордовская Н.В. Психология и педагогика 2007г. 10. Григорович Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская - М.Гардирики, 2008г. 11. Крысько В.Г. Психология и педагогика/ В.Г.Крысько - М.Омега - Л, 2009г. 12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2009г. 13. Мустаева Ф.А. "Основы социальной педагогики", Акад. проект, М., 2001г. 14. Никитина Н.И., Глухова М.Ф., Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности "Социальная педагогика". - М., ВЛАДОС, 2007г. 15. Педагогика под редакцией П.И.Пидкасистого. - М., 2008 г. 16. Педагогика В.А., Сластенин И.Ф., Исаев А.И., Мищенко Ю.Е., Шиянов Н. - М., школа-пресс, 2008г. 17. Предмет и функции социальной педагогики/ под редакцией Филонова Г.Н., Тюмень, 2008г. 18. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ под ред. А.А.Радугина. - М., 2007г. 19. Психология и педагогика: Учебное пособие под ред. Бодалева А.А., Жукова В.И., Лаптева Л.Г., Сластенина В.А. - М., Изд-во института психотерапии, 2007г. 20.Запорожец А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве //Избр. психолог, труды: В 2 т. - М 1986. -Т.1.- С. 91-99.
21.Ендовицкая Т.В., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Развитие ощущений и восприятийШсихология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/Под ред. А.В.Запорож-ца, Д.Б.Эльконина. - М., 1964. - С. 13-71. 22.Мусейибова Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста//Дошколь-ное воспитание. - 1970.-№ 3. - С. 36-41. 23.Мусейибова Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста//Дошкольное воспитание - 1972 -№2. - С. 48-55. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /Под ред. А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной. - М., 1965.Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада . -- 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. -175 с.
Приложение 1 Занятия второй младшей группы Аппликация с использованием природного материала «ЕЖИК» работа с елочными иголками. Цель: продолжать учить совершенствовать работу на бумаге; развивать фантазию; разрабатывать мелкую моторику пальцев рук; добиваться ритмичного нанесения иголочек на контур ежика. Материал: трафареты ежика на каждого ребенка, клей (ПВА), елочные иголки, салфетки для работы. Предварительная работа. Рассматривание изображений ежиков. Ход занятия. Воспитатель загадывает загадку: Если вы добры со мною, Я совсем – совсем ручной, Но клубком с колючками Стану перед злючками. (Еж) Воспитатель предлагает найти отгадку на картинках. Дети находят отгадку. Воспитатель рассматривает вместе с детьми отгадку на картинке. Воспитатель: Какой формы ежик? Дети: Овальный. Воспитатель: Какого цвета? Дети: Серый. Воспитатель: Чем покрыто тело ежика? Дети: Иголками. Воспитатель предлагает прослушать стихотворение К.Чуковского «Ежики смеются». Мы булавками сами утыканы» Обсуждение с детьми прочитанного стихотворения. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Стали глазоньки тереть, Оказалось – это еж. Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришел ежик. Ежик: Здравствуйте, ребята! У меня сегодня грустное настроение. Хотите узнать почему? Дети. Да, хотим! Ежик: Мои друзья ежики потеряли в лесу свои иголочки и не знают, как им быть. Вы не поможете? (Выносит трафареты ежиков без иголок.) Дети: Конечно, мы поможем! Нам елочка подарила свои иголочки! Воспитатель предлагает детям пройти на свои рабочие места и помочь ежику. Дети выполняют задание: берут трафареты и намазывают их клеем, затем равномерно на все туловище ежика раскладывают иголки. Их необходимо прижать салфеткой, чтобы они приклеились прочно. В конце занятия ежиков приглашают на лесную полянку.
Приложение 2 Тема: «Матрёшка» Цель занятия: Развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой, подарить её. Воспитывать дружеские взаимоотношения во время! работы. Форматировать практические навыки работы с разнообразным! природным материалом. Продолжать учить анализу процесса работы, самоанализу своей поделки.
Материал: Шишки: еловые, сосновые; жёлуди, соломка, ракушки, семена1 укропа, тополиный пух, пластилин, дощечки, каштаны. Методы: 1. Непосредственное наблюдение предмета. 2. Напоминание последовательности действий в создании предмета. 3. Помощь ребёнка. 4. Помощь воспитателя. Приёмы: 1. Словесные (объяснение; наводящие вопросы, указания). 3. Игровой. 4. Самоанализ. Предварительная работа: Экскурсии в парк. Рассматривание иллюстраций. Конструирование вне занятий по подгруппам и индивидуально, дети выполняют работу по желанию. Ход образовательной деятельности. Создание игровой мотивации. Воспитатель надевает платок, поёт частушки о матрёшках. II. Воспитатель: Посмотрите, какая у меня есть малютка - матрёшка. Только как делать её - забыла. Напомните мне, пожалуйста, из каких частей состоит матрёшка (туловище, голова). - Что больше? - Сейчас я буду зарисовывать на доске последовательность работы. - Сначала мы делаем туловище, после голову. - Чем соедините? - Что делаем потом (глаза – семена кукурузы; волосы – рыльце кукурузы; руки – соломинки пшеницы). Самостоятельная работа детей. Помощь воспитателя в соединении материала. По ходу работы можно использовать пословицы о труде: * Умел начать - умей и окончить. * Умел ошибиться, умей и понравиться. * Умные речи и слушать приятно. * Хочешь, как хочешь, а не хочешь опять твоя воля. * Чего глаз не видит, того и язык не говорит. Во время работы звучит тихая музыка. Физкультминутка: Воспитатель предлагает составить все матрёшки в хоровод, любуется ими. Какая матрёшка вам больше нравится? Почему? - Посмотрите, какой яркий, необычный хоровод получился у нас. А мы тоже умеем водить хоровод. Давайте станем в круг и поводим хоровод.
Приложение 3 Цель: учить детей составлять образ животного из частей (природный материал). Задачи: 1. Продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения: соединение частей при помощи пластилина, клея; дополнять изображение деталями; отбирать самостоятельно средства выразительности. 2. Учить детей анализировать природный материал не только как основу будущей поделки, но и как деталь будущей поделки, значимую для построения будущего образа. 3. Развивать у детей самостоятельность и интерес к конструированию. 4. Вызвать чувство удовлетворения от совместной деятельности по выполнению коллективного замысла «сделать животных – гостей ко Дню рождения Бабы Яги». Предварительная работа:
Материалы:
Ход занятия Воспитатель: Ребята, сегодня у Бабы-Яги день рождения. (Внести поделки из природного материала – избушка на курьих ножках и Баба Яга с грустным выражением лица – брови сведены к переносице, уголки рта опущены.) Выслушать впечатления. Высказывания детей от увиденной поделки. Воспитатель: Но, почему же она грустная, печальная? Ответы детей: Её никто не поздравил. Нет подарков. Не пришли гости. Подвести итог высказываниям детей. Воспитатель: Правильно вы догадались, к ней не пришли на праздник гости, от этого она грустная и печальная. А как помочь Бабе Яге? Ответы детей: Прийти к ней в гости. Сделать подарки. Сделать животных, которые придут на день рождения Бабы Яги. Принести ей игрушки. Поздравить Бабу Ягу. Выслушать все предложения детей. Воспитатель: Давайте с вами сделаем животных, которые поздравят и развеселят Бабу Ягу. Подвести детей к принятию задачи «Сделать животных, которые придут на день рождения к Быбы Яги. Воспитатель: А какие звери живут в лесу и кто из них может прийти к Бабе-Яге на день рождения? Ответы детей: Медведь, зайчик, лиса, ежик, мышка и т.д. Воспитатель: Ребята, как много лесных зверей вы знаете! А давайте вместе с вами покажем всех животных, которых вы назвали? Выходите на коврик. Дети изображают животных. Воспитатель: Молодцы! Всех изобразили! Создание ситуации успеха. Воспитатель: Вы все уже умеете делать волка из сосновых шишек, птичек из скорлупы грецкого ореха. Какая у нас замечательная выставка поделок в группе, даже детям из старшей и подготовительной группы поделки очень понравились. А сегодня вы будете делать других зверушек, которые обязательно у вас получатся. Посмотрите внимательно и скажите, какой природный материал я для вас приготовила? Ответы детей: Шишки, сосновые иголки, скорлупа грецких орехов, семечки, палочки, веточки, кора от дерева. Воспитатель поощряет все ответы, при необходимости просит детей помочь затрудняющемуся сверстнику. Воспитатель: А теперь подумайте, какого животного вы будете делать? Из каких деталей будет ваша поделка? Кто придумал, возьмите материал, который вам необходим и начинайте делать. (Включить музыку.) Оказание помощи затрудняющимся детям в выборе поделки и деталей для нее. В ходе выполнения работы беседы с детьми о последовательности воплощения замысла, используя наводящие вопросы: Какой материал взял? Из каких деталей ты делаешь? Как будешь соединять детали? Какой у тебя будет медведь толстый или тонкий? Мышка будет с хвостиком? С длинным или коротким? Из чего сделаешь хвостик. А что любит зайчик, которого ты делаешь? А из чего ты сделаешь глазки? А ты знаешь загадку про свою зверушку? и др. Поощрять обсуждение детьми характера задуманного персонажа. Тем детям, которые уже выполнили поделку, предложить помочь товарищу. Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим какие звери у нас получились? Поощрять необычное название, в случае затруднения задать наводящий вопрос «А как ещё можно ласково назвать зайчика? Ответы детей: Медведь, зайчики, заинька, зайчишка, мышка-норушка, ёжик-пыхтелка, лисичка-сестричка и др. Предложить детям рассказать о своей поделке, какая она, из чего сделана, как соединяли детали. Дать возможность каждому ребенку рассказать о своей поделке. Похвалить каждого ребенка. Особенно отметить тех детей, которые раньше испытывали затруднения в изготовлении поделок. Предложить разместить поделки на полянке возле избушки. Воспитатель: Каких красивых животных вы сделали! Зверушки получились аккуратными и устойчивыми. Молодцы! Теперь Баба-Яга точно не будет грустить! Посмотрите, у Бабы-Яги даже улыбка появилась! (Педварительно заменить выражение лица.) А что надо взять на День рождения? Ответы детей: Подарки, угощение, музыку. Предложить каждому взять подарок, который приготовил заранее (рисунок, аппликацию, поделка из природного материала, поделка из бросового материала и.т.д.) и подарить Бабе Яге. Воспитатель: А что можно пожелать Бабе Яге? Ответы детей: Счастья, хорошего настроения, здоровья и любви, радости, много угощения, подарков и др. Воспитатель предлагает сфотографироваться на память, поздравить Бабу Ягу, и, взявшись за руки, спеть песенку «День рожденья» (сл. А. Тимофеевского, муз. В. Шаинского) под караоке.
Содержание Введение…………………………………………………………………... 3 Глава I Ознакомление с природным материалом как средство сенсорного развития детей………………………………………………. 4 1.1. Ощущение и восприятие как физиологическая основа сенсорного развития………………………………………………. 4 1.2. Особенности сенсорного развития детей 4-го года жизни………... 7 1.3. Роль природного материала в сенсорном развитии детей ……… 14 1.4. Методика работы с природным материалом для развития ощущений и восприятия детей……………………………………. 18 Заключение……………………………………………………………….. 30 Список использованной литературы…………………………………… 32 Приложение 1……………………………………………………………..34 Приложение 2……………………………………………………………..36 Приложение 3……………………………………………………………..38
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека". Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В.Запорожец, А.Г.Рузская, Н.А.Ветлугина, Л.А.Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.
Глава I Ознакомление с природным материалом как
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.57.43 (0.136 с.) |