Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенкаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Методы педагогического исследования Метод исследования – путь познания и осознания наиболее общих и широко действующих законов действит-ти, объективной реальности. Чтобы исследователю решить поставленную задачу, необходима совокупность способов, средств и приемов научного познания, т.е.методов научного познания. С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования. Методы педагогического исследования - это способы изучения педагогической деятельности, педагогических факторов и явлений, установления между ними закономерных связей и отношений с целью дальнейшей научной разработки теории воспитания и совершенствования его практик. Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Под научным наблюдением понимается планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в дневнике и т.д.) и обработки результатов. В педагогической практике широко используются опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование. Беседа - непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того чтобы результаты беседы были наиболее объективными, необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов. Значительно реже используется интервьюирование - односторонняя беседа, инициатор которой задает вопросы, а собеседник отвечает. Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых. Анкетирование - метод получения информации посредством письменного опроса. Анкетирование предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования. Тестирование - целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых. Высокая эффективность исследования достигается с помощью эксперимента. Эксперимент отличается от педагогического наблюдения или исследовательской беседы активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, планомерно манипулирующего факторами и регистрирующего изменения в состоянии и поведении изучаемого объекта. Педагогический эксперимент заключается в специальной организации педагогической деятельности учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных предположений или гипотез. Однако педагогические процессы характеризуются своей неповторимостью, поэтому «чистый» эксперимент в педагогике невозможен. Учитывая это обстоятельство, педагоги должны формулировать свои выводы корректно и осторожно, понимая относительность условий, в которых они были получены.
Содержание, задачи физического воспитания дошкольников. Наиболее общими задачами для детей дошкольного возраста являются: Оздоровительные задачи:повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания (солнечные, водные, в душные процедуры); укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности); укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия; содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов средствами физических упражнений. Образовательные задачи:формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, лазание и перелезание, прыжки, метания и т.д.); развитие физических качеств (гибкости, ловкости, быстроты). Воспитательные задачи: воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.). содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию. Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.
Педагогика как наука. Отрасли современной педагогики. Дошкольная педагогика. Предмет дошкольной педагогики как науки Дошкольная педагогика как наука носит теоретический и прикладной характер: дошкольный наука педагогика категория Прикладной специальные исследования вопросов теории воспитания и обучения ребенка практический - на основании обобщения общих закономерностей делаются выводы и апробируются на практике Предметом в дошкольной педагогике является процесс воспитания и всё, что с ним связано - закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка: средства, содержание, методы воспитания и обучения. Развитие и воспитание детей второго года жизни, организация жизни детей (режим, оборудование). Развитие основных движений, развитие эмоций и потребности в общении. Развитие речи, и приемы ее формирования. Роль взрослого. Темп психического и физ. развития детей на 2-м году жизни менее интенсивен, чем на 1-м. К концу 1-го года жизни ребенок начинает ходить, говорить, действовать с предметами. Эти предпосылки определяют его развитие на 2-м году жизни. Поэтому ведущими умениями являются: совершенствование ходьбы, развитие действий с предметами, возникновение сюжетной игры, становление речи и на ее основе формирование взаимоотношений со взрослыми, потом со сверстниками. Движения. Важную роль в развитии движений у детей 2-го года жизни играет организация спец. условий бодрствования, проведение подвижных игр, гимнаст. упражнений. Ведущим видом движений в это время является самостоятельная ходьба. Ребенок испытывает в ней большую потребность, поэтому она вызывает у него положит. эмоции. Ходьба дает малышу возможность лучше ориентироваться в мире предметов, познавать их свойства, взаимосвязи и т. д. Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем, стимулируют развитие психических функций (ощущений, восприятия, памяти, внимания, наглядно-действенного мышления). По мере того как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Он может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, возить их. К концу 2-го года ходьба настолько автоматизируется, что ребенок убыстряет шаги, свободно преодолевает препятствия, бегает.
Сенсорное воспитание – основа умственного воспитания. Содержание сенсорного воспитания. Одна из задач дошкольного воспитания - сенсорное развитие детей, которые именно в этом возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств. Сенсорное воспитание - это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий. Сенсорное воспитание - целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве, времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребёнок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направления пространства, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир.
Понятие нравственного воспитания и развития. Значение нравственного воспитания, В.А. Сухомлинский о нравственном воспитании детей. Задачи нравственного воспитания. Роль семьи в нравственном воспитании детей. Нравственное воспитание дошкольников – целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. Нравственное развитие дошкольников – это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительны/ взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок м чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки (привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо Воспитание для Сухомлинского -- это постоянное духовное обогащение учителя и ребенка. Основная задача нравственного воспитания: «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека». Основным содержанием нравственного воспитания он считает заботу о возвышении челове Сухомлинский указывал на важность для развития нравственных чувств такой особенности младшего возраста, как повышенная эмоциональная восприимчивость детей: «У маленьких детей переживания наполняют всю душу, безраздельно овладевают мыслями. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формирование эмоциональной культуры как предпосылки развития гуманных чувств -- сочувствия, сострадания, отзывчивости. ческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места в жизни.
15. Роль М.Монтессори в развитии дошкольного образования. Принципы М.Монтессори Методика Монтессори заключается, прежде всего, в свободном, самостоятельном развитии ребенка. Он изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. В школах и садах Монтессори деление на группы и классы чисто условное - по степени усвояемости материала. По одному предмету ребенок может заниматься с детьми старшего возраста, по другому - со своими сверстниками или с теми, кто младше его. И в этом нет ничего постыдного. Каждый идет своим путем и своими темпами. педагогика Монтессори основывается на открытом преподавании, в противоположность закрытому, например, фронтальному преподаванию. Эта педагогика, в отличие от педагогики идеологической, может быть названа экспериментальной, в том смысле, что собственные наблюдения ребенка ведут обучающего к выбору подходящих дидактических приемов применительно к данному ребенку и данной ситуации. Суть педагогики Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому». Чтобы понять возможности педагогики Монтессори для совершенствования образования детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, необходимо рассмотреть принципы педагогической системы Марии Монтессори. Монтессори полагала, что в раннем детстве ребенок способен интуитивно получать в своем окружении целостные представления. При этом он неосознанно выбирает только то, что необходимо для формирования его личности в данный момент, в переживаемом им сензитивном периоде.
Воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек. Понятие о к/г навыках. Содержание в разных возрастных группах. Условия и приемы формирования к/г навыков у детей разного возраста Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее» Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья. Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия - именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения. Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня. Наблюдения показали, что в тех детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне показатели работоспособности и развития детей высоки. Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций. Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять У детей на 4-ом году жизни продолжают формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляется сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношению к игрушкам, к труду старших. Воспитатель большое внимание должен уделять формированию у детей и выполнению ими правил вежливого обращения, организованного поведения в детском саду, на улице. Планируя работу, педагог особое внимание уделяет формированию таких качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятность. В средней группе работа педагога по воспитанию у ребят навыков культурного поведения значительно усложняется и расширяется. Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы становятся разносторонними. Увеличивается объем знаний, расширяются возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в ближайшем окружение, дома. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и качеств особое значение. В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений. В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом этапе состоит, прежде всего в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь за весь предшествующий период пребывания в детском саду. В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, и их проявление в отношениях к людям, их деятельности, к родной стране – более устойчивым и организованными. Нравственные представления детей о явлениях общественной жизни, о присущих людям качествах (таких как справедливость и честность, трудолюбие и ответственность и др.) становятся более осознанными.
25. Особенности использования методов и приёмов в образовательно – воспитательном процессе. Их значимость. Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания. Методы и приемы, используемые при обучении дошкольников Развитие ребенка происходит благодаря его активной деятельности. Основные принципы воспитательной программы детей дошкольного возраста реализуются во время занятий через методы и приемы обучения дошкольников. Под методом в данном случае следует рассматривать способы воздействия или передачи знаний. Приемы реализуются благодаря вариантам применения определенного метода. Поэтому методы и приемы обучения дошкольников могут быть практическими, наглядными, словесными и игровыми. К практическим относятся, например, выполнение поручений, Различные упражнения, совместная работа воспитателя и детей. Наглядные методы предусматривают наблюдение за живыми объектами, явлениями природы, трудом взрослых, просмотр обучающих программ, показ образцов, использование театра теней и кукол и под. Среди приемов в рамках этого метода могут быть использованы объяснение увиденного (услышанного), задания детям и их активные действия по их выполнению, вопросы, художественное чтение, выполнение игровых действий и др. Словесные включают чтение, рассказывание, беседу, инсценировки, описание картинки. Игровыми методами предусматриваются подвижные, дидактические игры, забавы, инсценировки. Использование этих методов и приемов позволяет оказывать педагогическое воздействие на формирование у дошкольников навыков различных видов деятельности. –
Организация сна детей. Значение сна. Подготовка детей ко сну. Методика организации дневного сна в разных возрастных группах Сон, восстанавливая работоспособность организма, имеет большое значение для сохранения здоровья. Особенно важен нормальный сон для маленьких детей. Ребенок дошкольного возраста много играет, двигается, быстро утомляется. Для восстановления работоспособности нервных клеток и затраченной энергии, а также для роста и развития ему необходим правильно организованный, достаточно продолжительный сон.
27. Целевые прогулки, их содержание и значение. Подготовка воспитателя. Методика проведения целевых прогулок. Целевые прогулки вносят разнообразие в жизнь детей, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу, местность где они живут: парк, сквер, лес, луга, поле, пруд, реку. Такие прогулки могут проводиться не только с познавательной, но и познавательно-практической целью - сбор семян дикорастущих трав для прикормки птиц зимой, растений для составления гербария, природного материала для ручного труда. Отличие их от повседневных прогулок заключается в том, что они проводятся за пределами ДОУ. Объем программных задач, намечаемых для реализации на целевой прогулке, значительно меньше того, что предполагается экскурсией. И все же ценность таких прогулок в том, что благодаря регулярности их проведения можно проследить изменения в объектах природы, обнаружить их причины. Особенно много возможностей для наблюдений во время целевых прогулок предоставляет лето. Растения цветут, разнообразие видов насекомых, птиц, их приспособительное поведение создают неограниченный простор для предоставления детям интересной информации, направленной на познание родной природы, ее красоты.
Вопросы детей – показатель любознательности. Требования к ответам и вопросам детей. Как отвечать на вопросы детей В свое время А.М.Горький замечал, что умение толково ответить на вопрос ребенка - большое искусство. Современная наука располагает данными, опираясь на которые педагог может овладеть этим искусством и положительно воздействовать своими ответами на умственное развитие дошкольников. Как же отвечать на вопросы ребенка? - Помните, что ребенок задает вопрос не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное, бережное отношение к ним. - Вникните в мотив вопроса, постарайтесь понять, что побудило ребенка задать его. Часто вопрос по форме познавательный, но он служит для ребенка поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию. На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности,а, напротив, разжечь из нее незатухающее пламя. А что гасит детскую любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее требование - краткость и определенность ответа. Следует учитывать уровень умственного развития ребенка, обращаться к его жизненному опыту. Не бойтесь, если после вашего ответа не все будет понятно ребенку до конца. Что-то он уяснил, в чем-то разобрался, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Как считает Н. Н. Поддьяков, именно не совсем отчетливые знания оказывают существенное влияние на умственное развитие, порождая у ребенка гипотезы, сомнения, стимулируя его познавательную активность. - Почаще задавайте ребенку встречные вопросы типа: «А ты как думаешь?», предлагайте подумать вместе, вовлекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите ответ. - Не подавляйте ребенка «грузом» своих знаний, не торопитесь с ответом. Помните, что вы должны дать дошкольнику представление о том, что в мире много источников знаний, которыми ему предстоит овладеть. Предложите вместе поискать ответ в книге, пользуйтесь для этого справочниками, научно-популярной литературой, которой в последние годы выходит очень много, в том числе и для детей. Отправляйте малыша за ответом к тому взрослому, который может быть компетентен в данном вопросе. Используйте личный опыт других воспитанников группы для обмена мнениями, для коллективного поиска ответа. - Если вопрос ребенка связан с недостатком знаний, создайте условия, чтобы пробел был ликвидирован. Для этого можно организовать наблюдения или почитать ребенку подходящую книгу. К сожалению, это требование часто не соблюдается, когда взрослые отвечают на такие сложные для детей вопросы, которые касаются происхождения людей, исторического прошлого. Взрослые не всегда знают об особенностях формирования временных и пространственных представлений у дошкольников. В частности, дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о которых спрашивают. Учитывая это, достаточно ограничиться в ответе сообщением отдельных фактов об историческом событии, которое заинтересовало ребенка, не пытаясь при этом дать их хронологическую последовательность.
Организация питания детей. Значение правильной организации питания. Режим питания. Образовательно-воспитательная работа в процессе приема пищи в разных возрастных группах. Формирование навыков культурной еды. Для нормального роста и развития ребенка необходимо правильно организованное питание. Растущий и быстро развивающийся организм требует достаточной по количеству и полноценной по качеству пищи. Как недостаточное, так и избыточное питание одинаково вредно для здоровья ребенка и может привести к расстройству пищеварения, нарушению обмена веществ, снижению сопротивляемости организма, к замедлению не только физического, но и психического развития.
Развитие и воспитание детей третьего года жизни. Содержание работы с детьми На третьем году жизни у детей продолжает увеличиваться длительность бодрствования. Они уже могут без утомления непрерывно бодрствовать 6—6,5 час., что находит отражение в режиме дня. При проведении режимных процессов, как и раньше, обязательно соблюдается принцип постепенности. Это значит, что каждый ребенок на кормление, одевание, умывание тратит столько времени, сколько требуется ему одному, но не всей группе. В работе с детьми третьего года жизни надо стараться избегать употребления стереотипных фраз. Иногда воспитатели, желая, чтобы ребенок поблагодарил, обращаются к нему с неизменной фразой: «А что надо сказать?» — вместо того чтобы предложить ему: «Поблагодари» или просто: «Скажи «спасибо». К трем годам он с небольшой помощью взрослого одевается и раздевается: развязывает шнурки, расстегивает спереди пуговицы, знает порядок в одевании и раздевании. Одежда должна быть удобной, такой, чтобы ребенок мог легко действовать сам. Третий год жизни — это период активного совершенствования качества имеющихся движений. Более координированными становятся движения руки и пальцев. Дети самостоятельно и аккуратно едят, правильно держат карандаш, могут расстегнуть и застегнуть пуговицы. Совершенствование ходьбы заключается в развитии координации движений ног и рук. Большая часть занятий проводится по подгруппам, в которые объединяются дети с одинаковым уровнем развития. Так организуются занятия, на которых используется новый материал, требующий обстоятельных объяснений и помощи взрослого (например, когда впервые даются складные картинки или новый конструктор). Небольшое число детей должно быть на занятиях, в которых соблюдается очередность действий. Таковы, например, физкультурные занятия с гимнастическими пособиями, занятия типа «лото» и по развитию речи, где одни дети своей активностью могут подавить других.
Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.107.81 (0.034 с.) |