Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психоанализ – сознательное и бессознательное
Иррационалистические тенденции «философии жизни» продолжает и углубляет психоаналитическая философия. Эмпирической базой психоаналитической филосо- фии являет психоанализ. Он возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом ка- тарсиса или самоочищения Постепенно из медицинской методики он вырос до уровня философского течения, стре- мящегося объяснить личностные, культурные и социаль- ные явления. Основоположник психоанализа австрийский врач — психопатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939) Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как они проявлялись у здоро- вого человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя харак- тер и причины неврозов, натолкнулся на ту область чело- веческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека — это бессознательное. Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой 3. Фрейда. Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов. «Оно» — глу- бинный слой бессознательного влечения — психическая самость, основа деятельности индивидов, «Я» — сфера со- знательного, посредник между «Оно» и «внешним миром», в том числе, природными и социальными институтами. «Сверх-Я» (зирег — е§о) внутриличностная совесть, ко- торая возникает как посредник между «Оно» и «Я» в силу постоянно возникающего конфликта между ними.«Сверх- Фрейд считал, что психоанализ может быть исполь- зован и для объяснения и регулирования общественных процессов. Человек не существует изолированно от дру- гих людей, в его психической жизни всегда присутствует «Другой», с которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия между различными инстан- циями в личности находят свой аналог в культурных про- цессах общества. Противоречие между культурой и внутренними устремлениями человека ведут к неврозам. Поскольку культура является достоянием не одного человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективного не- вроза. В этой связи Фрейд ставил вопрос о том, не являют- ся ли многие культуры, или даже культурные эпохи «не- вротическими», не становится ли все человечество под влиянием культурных устремлений «невротическим»? Идеи психоанализа развивал ученик Фрейда, а впос- ледствии один из его критиков Карл Густав Юнг (1875— 1961). Существо расхождений Юнга с Фрейдом сводилось к пониманию природы и формам проявления бессозна- тельного. Юнг считал, что Фрейд неоправданно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследован- ным инстинктам, тогда как инстинкты имеют не биологи- ческую, а чисто символическую природу. Он предполо- жил, что символика является составной частью самой пси- хики и что бессознательное вырабатывает формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются, по мнению Юнга, формальными элементами, способными оформиться в кон- кретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Этим формальным эле- ментам, неотъемлемо присущим всему человеческому роду, Юнг даетназвание «архетипы». Архетипы представ- ляют собой формальные образцы поведения или символи- ческие образы, на основе которых оформляются конкрет- ные, наполненные содержанием, образы, соответствую- щие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. Понятие «архетипы» Юнг разъясняет на основе уче- ния о коллективном бессознательном. Юнг проводит чет- кое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное от- ражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свои сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное — это об- щечеловеческий опыт, характерный для всех рас и наро- дов. Оно представляет собой скрытые следы памяти чело- веческого прошлого, а также дочеловече-ское животное состояние. Для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения, и его психологи- ческая деятельность, в том числе и как врача-психоневро- лога, концентрировалась на основе сновидений. Основоположники психоаналитической философии Фрейд и Юнг ставили перед собой задачу прояснить инди- видуальные поступки человека. Их последователи нео- фрейдисты А. Адлер (1870—1937), К. Хорни (1885—1952), Э. Фромм (1900—1980) на основе базовых идей этой фило- софии стремились объяснить социальное устройство жиз- ни людей. Так, если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредоточивал свое внимание на выявле- нии причины действия человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его устремле- ний. Согласно учения Адлера, индивид из-за дефектов в развитие своих телесных органов (несовер- шенства человеческой природы) испытывает чувство не- полноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуали- зирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Ад- лер, используя понятийный аппарат психоанализа, назы- вает компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхком- пенсация — это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают круп- ные личности, «великие люди», отличающиеся исключи- тельными способностями. Своеобразие К. Хорни проявилось в том, что основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рож- дающееся из состояния боязни и страха индивида. К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям: 1) к лю- дям, 2) от людей, 3) против людей. При стойком доминиро- вании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности: 1) услужли- вая, ищущая любви и одобрения любой ценой; 2) пытаю- щаяся отрешиться от общества; 3) агрессивная, жажду- щая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тре- вожность не устраняется, а нарастает, порождая все но- вые и новые конфликты. Один из крупнейших представителей неофрейдизма Э. Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марк- сизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления — это следствие погруженности личности в различные соци- альные среды. Однако в отличие от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа лич- ности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования: «экзистен- циальной» и «исторической». К экзистенциальной состав- ляющей человеческого бытия он относит два факта: 1) че- ловек, по его словам, изначально находится между жиз- нью и смертью, «он брошен в этом мире в случайном месте и времени» и «выбирается из него опять же случайно»; 2) существует противоречие между тем, что каждое чело- веческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не мо- жет избежать этих противоречий, но реагирует на них раз- личными способами, соответственно своему характеру и культуре. Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исто- рические противоречия. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и раз- решаются человеком или в процессе его собственной жиз- ни, или в последующие периоды истории. Устранение ис- торических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества. Одновременно Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих «психодуховных ориентациях», напоминающих резуль- таты и символы церковной жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.180 (0.006 с.) |