Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие методологии ТГП. Методы исследования гос. и правовых явленийСтр 1 из 5Следующая ⇒
Понятие методологии ТГП. Методы исследования гос. и правовых явлений Под методологией науки понимают: а) часть науки, которая изучает методы научного исследования, используемые данной наукой; б) сами используемые методы исследования. Теория гос. и права использует следующие методы: Общенаучные методы (задаются используемым философским направлением): · материализм, основанный на утверж., что окруж мир сущ. не зависимо от нашего сознания; · идеализм, основанный на утверждении, что окруж. мир сущ. благодаря нашему сознанию; · диалектика — учение о развитии бытия и мышления. · метафизика — явления рассматриваются как неизменные и с другими не связанные. Частнонаучные методы (общие для конкретной науки): · системный метод: изучаются состав системы и связи меду его элементами, изучаются возникновение объекта, его формирование и дальнейшее развитие; · специальные методы, позаимствованные из др. наук — испол. лишь в части исследований; · частноправовые — используются только в юр.исследованиях: сравнительно-правовой (сравниваются явления по региону, времени, отраслям права и др.; формально-юридический) 3.Функции теории государства и права, ее место в системе юридических наук: Онтологическая ТГП сущ-во гос.-прав.явлен.,отв. на вопросы,что есть гос.и право,как и поч. они возник. и действуют. Гносеологическая Состоит в выработке научных концепций, доктрин, прав. понятий, помог. научному познанию ГиП. Эвристическая Открывает новые законом-ти в развитии гос.-прав. институтов Прогностическая Предвидение тех или иных изменений в гос.-прав. Действ-ти. Методологическая Создает систему понятий и категорий, прим.во всех иных юр. Науках. Идеологическая Приводит в систему идеи о ГиП, воздействует непосредственно на сознание субъектов и соц.жизнь. Организационно-прикладная Преобразование, реформирование, гос.-прав. жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем гос-прав. строительства. Говоря о ТГП как учебной дисциплине, выделяют еще 2 специальных функции: Вводная Формирование понятийно-категориального аппарата и методологического инструментария, необходимого для дальнейшего освоения системы юридических знаний.
Обобщающая На завершающем этапе изучения посредством теории государства и права обобщаются полученные знания в области отраслевых юридических наук и приобретается цельное знание о праве. Место в системе юридических наук: История правовых и политических учений — наука, которая изучает историю развития учений о государстве и праве. История государства и права — наука, которая изучает возникновение и развитие государства и права конкретных обществ по хронологическому принципу. Отраслевые юридические науки изучают отдельную правовую отрасль, т.е. отдельную сторону государственно-правовой действительности. Теория же государства и права изучает эту действительность в целом и акцентирует внимание на взаимной связи различных ее сторон. На основе этого теория государства и права разрабатывает систему юридических понятий, которые затем используются всеми отраслевыми юр.науками. 4. Основные причины возникновения "первобытных" и "современных" государств: • Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. • Необходимость организации крупных обществ. работ, объедин. больших масс людей. • Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. • Необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность. • Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. 5. Теории возникновения государства: Теологическая (теократическая)
Патриархальная (патерналистская)
Договорная · Для обеспечения мира и согласия люди заключали договоры, делегируя гос.полномочия по защите естественных прав граждан, и обязуются подчиняться государственной власти, а государство выражает общую волю и обязуется действовать в интересах общества и сохранять основные права человека. Однако общественный договор мыслился не как исторический факт, а как молчаливое признание. Теория носит демократический характер. Теория насилия · В основе данной теории лежит представление о возникновении государства, как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. · Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические. Органическая В основе данной теории лежит представление о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. Психологическая В основе данной теории лежит представление о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Материалистическая В основе данной теории лежит представление о возникновении гос. а связи с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий» 6. Понятие и признаки государства: Гос.-во – это оргг.публ.власти всего общ-ва,кот. С помощью спец.аппарата и юр.права призвано обеспеч.целостность стабильность и безоп.общ-ва Основные признаки государства: • Территориальная организация населения и осущ. Публ. власти в территор.пределах. Гос. имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государств. • Публичная (государственная) власть Публичной она называется, потому что выступает от имени общества. Особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (гос.аппарат).
• Государственный суверенитет Суверенитет как свойство (атрибут) государственно власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности, независимости. Самостоятельность и независимость гос. власти выражается в ее исключит., монопольном праве свободно решать все свои дела; • Неразрывная связь государства и права Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. 7. Понятие и признаки государственной власти: Гос власть – это способность гос.с помощью опред. средств подчинять своей воле поведения субъектов находящихся на его территории Признаки государственной власти: · Гос.власть является офиц.представителем всего общества (она осущ. Спец. аппаратом управления и принужд, кот состоит из особого слоя, ряда людей, именуемых чиновниками) · Универсальность государственной власти (только государство распространяет свою власть на всю его территорию и на все население, находящееся на этой территории) · Верховенство гос. власти (приоритет гос. власти над всеми другими видами публ. власти, т.е. гос. может отменить решение любой другой власти, если оно противоречит закону) · Неделимость государственной власти (гос. власть принадлежит только государству) Состоит из 2х частей 1. Общесоциальная сущность (удовлетворение потребностей и интересов всего общества) 2. Классовая сущность (удовлет.потребностей и интересов отдельных социальных групп) Основное предназначение гос. в обществе – найти оптимальное соотношение между общесоц. и класс. сущностью государства, чтобы не допустить распада общества, а так же в снятии противоречий между общесоц. и класс. сущности, для обесп. целостности, стабильности и безопасности общества. Цивилизационный Ростоу делил государства на типы исходя из уровня экономического развития общества. Уровень государства обусловлен достижениями его научно-технической революции. Типы: · Традиционные государства · Переходящие государства · Государства, переживающие момент сдвига · Дозревающие государства · Государства с высокими уровнем благополучия Тайнби делил государства на типы, основываясь на уровне единства культуры, религии, менталитета населения, которые проживают на территории государства, т.е. в зависимости от вида цивилизации. Каждая цивилизация проходит 5 стадий: возникновение, рост, предел, разложение, гибель.
Формационный Критериями выделения типов государства является экономический базис и классовая структура общества. Процесс развития выглядит как переход от доклассового общества через классовое к бесклассовому (коммунистическому) обществу. Вторая формация с исторической точки зрения, выделяется из способа экономического производства: рабовладельческая, феодальное, буржуазное и социалистическое.
Виды функций государства Виды функций: · По продолжительности действия (постоянные и временные) · По сферам общественной жизни (социальные, эконом., полит., культурные, экологические) · По формам деятельности (законотворческие, судебные, правоохранит.-следоват., управленч.) · По территориальной направленности (внутренние и внешние) · По элементам сущности государства (общесоциальные и классовые) · По значению для общества на том или ином этапе его развития ДГСО Демократическое государство социальной ориентации (ДГСО) – это организация публичной власти большинства населения, которая обеспечивает определенное социальное согласие, определенную социальную защиту населения и создает условия для формирования гражд.общества Признаки ДГСО: · Оно выраж.интересы и волю больш.населения через демократ.институты(выборы, референд) · Оно координирует интересы разл. Соц. групп для обеспечения целост, стаб и безоп.общества · Оно созд. систему минимал. эконом, организац прав гарантий для соц защиты населения · Оно осущ децентрал. гос. власти, путем передачи части полном. органам местного самоуправ. · Его целью является формирования гражданского общества и социального государства Унитарное государство · Делится по административно-территориальному признаку · Составные части государства не обладают суверенитетом · Наличие единой системы высших органов государственной власти · Наличие единой системы законодательства · Наличие единого гражданства Виды унитарных государств: Ø Простое унитарное государство (Не имеет в своем составе унитарных образов.; местные органы гос. власти назначается сверху; Простое унитарное гос. Явл. централизованным) Ø Сложное унитарное государство (имеет в своем составе автономные образования; местные органы государственной власти избираются населением)
Конфедерация Конфедерация -это союз суверен. гос., создан. для реализации определен. целей (эконом., оборон) Конфедерация а является объединением государств (пример Евросоюз). Основные черты конфедерации:
Моноцефальная модель
· Провозглашается принцип единовластия, отрицается принцип разделения властей · Все полнота власти принадлеж. одному органу, который наделяет полномоч. другие органы · Вся система органов находится в строгой иерархическ. подчинённости одного главного органа Государственные служащие Гос. Служащ. — это лицо,профессион.осуществ.деят-ть по обеспеч.исполнения полномоч.Гос.орган. Государственными служащими являются:
КОМПОНЕНТЫ
Полит. идеология – совокупн. знаний, теорий о полит. Процессах, происход. в обществе и в мире Политическая психология – совокупн. взглядов людей их полит.процессы и их отношение к ним Виды политических систем: По политическому режиму
Общественные объединения Общественные объединения – это добровольные формирования людей, которые создаются ими на основе общих интересов для реализации своих прав. Функции полит партий · Представительская (выявление, интересов определенной соц.группы) · Программная функция – разработанная партийной идеологии на основе выял.интересов и создания программы партии · Функция полит.организации – это распростание в обществе партийной идеологии и формирование общественного мнения о партии. · Властно конкурентная функция – это борьба полит.партии на выборах с другими партиями · Властно-практичес. функция, использование гос.власти в соответст. со своей программой. · Кадровая функ-я – подготов.кадров для занят. гос.должн.в случае прихода партии к власти. ВИДЫ КРИТЕРИЙ · По содержанию программы и полит. Направления деятельности (социальнодемократ., коммунистическое, религиозное, националистическое) · По способу организации и деятельности полит. кадровые партии – они основаны на свободном членстве. Массовые партии – основаны на фиксированном членстве. · По методам осуществления программ реформические –происходит путем осуществления реформ; револючионные –осуществление программ путем проведения революций) · По отношению к политике партий, действующей гос.власти провласные – правящие партии: оппозиционные – те которые не поддерживают партии)
ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ
ВИДЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ · Региональная (представит.органы избираются населением регион.админ.единиц · Местное самоуправл-е (представит.органы формируются гор.и мест.Насел-ми) Понятия и виды демократии Демократия – это власть большинства населения, осуществляемая через полит.систему общества с соблюдением прав всех субъектов в этой системе. ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ 1. выборность 2. гласность
ВИДЫ ДЕМОКРАТИЙ
· непосредственная демократия (осуществляемая через выборы, референдумы) · Представительная демократия (через выборные органы гос-ва)
ВИДЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ · Региональная (представит.органы избираются населением регион.админ.единиц · Местное самоуправл-е (представит.органы формируются гор.и мест.Насел-ми) Правовое государство Правовое государство (ПГ) – это форма организации публичной власти гражданского общества, в котором юр. средствами обеспеч. реализация охраны и защиты человека. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Права человека – это определенные возможности человека обладать определенными благами необходимыми ему для существ. и развития данных конкретных истор.условий. Признаки прав человека · Права человека обусловл. его свойствами и потребностями как существа биолог. и социал. · Права человека принадлежат ему от рождения являются неотчуждаемыми и равными · Права человека формируются объективно в обществе независимо от государства · Права человека являются необходимыми условиями для существования и развития человека в данной, конкретной исторической истории. · Объем и содерж.прав чел.зависит от ур. развит.Общ-ва,в кот.он живет и ур.разв.в целом · Права человека одновременно являются требованиями к другим субъектам, т.е они порождают обязанности других людей и обязанности государства их обеспечения Виды прав человека Обязанности человека Обязанности – необходимое должное поведение человека, обусловленное потребностями других субъектов общественных и направленных на обеспечение. Виды обязанностей человека По содержанию потребностей субъектов общественной жизни: - Физические обязанности (не посягательство на жизнь человека, его физ.неприкосновенность,) - Личностные обязанности (не посягать на честь, достоинство, равенства людей) - Культурные обязанности (беречь культурное достояние народа) - Экономические обязанности (не посягать на собственность других людей, платить налоги) - Политические обязанности (соблюдение законов, не мешать др.людям осуществлять полит.права) Имплементация Имплементация – деят.гос.по внедр.междунар.принципов и норм по правам чел.в нац.Юр. практику. Стадии Имплементации: · -признание государством прав человека (путем закрепления прав человека) · -этапизация прав человека · -возложение обязанностей на существующие органы · -Приведение в национальное законодательство в соответствии с междунар.правом. · -определение пределов прав человека в зависимости от различных факторов · -создание юр.процедур реализации прав человека · -создание юр.средств охраны прав человека · -создание юр.средств защиты прав человека Национальный юр.механизм имплементации – система юр.средств с помощью которых государство внедряет международные принципы и нормы порядка человека.
Правопонимание Правопонимание – представ-ие о том,что представ.собой право,как в теорет,так и в практ.аспектах. Тип правопонимания – определенный образ права, характериз. совокупностью наиболее общих теоретич. признаков права и наиболее общих признаков практического к нему отношения. Плюрализм типов правопонимания связан с тем, что различные типы правопонимания соответствуют различным типам научной рациональности (в теоретическом аспекте), различным формам человеческой цивилизации (в практическом аспекте). В современной юридической науке сложились в основном три подхода к пониманию права: · нормативный; · социологический и · философский Норматив. подход трактует право как совокуп-ть охраняемых государством норм. Основной акцент делается на нормативности права,его формальной определен.и обеспеченности гос. принуждением. Нормативный подход базируется на теории позитив. права, которая отождествляет право и закон. Социологический подход трактует право, как регулируемые им общественные отношения. При этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике. Философ. подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на естественно-правовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе - извечные идеалы человечества Элементы юр права: · ОЮП – система юр норм, которая устанавлив. и обеспеч. юр гос.с целью охраны и защиты обществ. отношений. Объективным оно является, потому что не зависит от воли и сознания конкретных субъектов. А юр оно является, потому что устанавл. и обеспечив. гос. ОЮ сущ.: Ø В виде системы национального права Ø В виде системы международного права Объективность права предусмотрена юридическими нормами и гарантированно государством мера возможного поведения персонифицированного субъекта, направленная на удовлетворение его потребностей. Субъективным оно является потому что: · Принадлежит конкретному субъекту · Его реализация зависит от воли и желания данного субъекта · СЮО – предусмотренная юр. нормой мера необход. должного поведения персониф. субъекта, направленная на обеспечение СЮП, других субъектов. Субъективной она является, потому что принадлежит конкретному субъекту. Однако ее реализация не зависит от воли и желания субъектов. Воздействие общесоциального права состоит в том, что:
· ОбщесоциалПраво обуславливает развитие юр прав Воздействие юр права, состоит в том, что: · Юр права закрепляет общесоциальное права (является средством закрепления) · Юр право является средством реализации охраны и защиты ОП Понятие методологии ТГП. Методы исследования гос. и правовых явлений Под методологией науки понимают: а) часть науки, которая изучает методы научного исследования, используемые данной наукой; б) сами используемые методы исследования. Теория гос. и права использует следующие методы: Общенаучные методы (задаются используемым философским направлением): · материализм, основанный на утверж., что окруж мир сущ. не зависимо от нашего сознания; · идеализм, основанный на утверждении, что окруж. мир сущ. благодаря нашему сознанию; · диалектика — учение о развитии бытия и мышления. · метафизика — явления рассматриваются как неизменные и с другими не связанные. Частнонаучные методы (общие для конкретной науки): · системный метод: изучаются состав системы и связи меду его элементами, изучаются возникновение объекта, его формирование и дальнейшее развитие; · специальные методы, позаимствованные из др. наук — испол. лишь в части исследований; · частноправовые — используются только в юр.исследованиях: сравнительно-правовой (сравниваются явления по региону, времени, отраслям права и др.; формально-юридический) 3.Функции теории государства и права, ее место в системе юридических наук: Онтологическая ТГП сущ-во гос.-прав.явлен.,отв. на вопросы,что есть гос.и право,как и поч. они возник. и действуют. Гносеологическая Состоит в выработке научных концепций, доктрин, прав. понятий, помог. научному познанию ГиП. Эвристическая Открывает новые законом-ти в развитии гос.-прав. институтов Прогностическая Предвидение тех или иных изменений в гос.-прав. Действ-ти. Методологическая Создает систему понятий и категорий, прим.во всех иных юр. Науках. Идеологическая Приводит в систему идеи о ГиП, воздействует непосредственно на сознание субъектов и соц.жизнь. Организационно-прикладная Преобразование, реформирование, гос.-прав. жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем гос-прав. строительства. Говоря о ТГП как учебной дисциплине, выделяют еще 2 специальных функции: Вводная Формирование понятийно-категориального аппарата и методологического инструментария, необходимого для дальнейшего освоения системы юридических знаний. Обобщающая На завершающем этапе изучения посредством теории государства и права обобщаются полученные знания в области отраслевых юридических наук и приобретается цельное знание о праве. Место в системе юридических наук: История правовых и политических учений — наука, которая изучает историю развития учений о государстве и праве. История государства и права — наука, которая изучает возникновение и развитие государства и права конкретных обществ по хронологическому принципу. Отраслевые юридические науки изучают отдельную правовую отрасль, т.е. отдельную сторону государственно-правовой действительности. Теория же государства и права изучает эту действительность в целом и акцентирует внимание на взаимной связи различных ее сторон. На основе этого теория государства и права разрабатывает систему юридических понятий, которые затем используются всеми отраслевыми юр.науками. 4. Основные причины возникновения "первобытных" и "современных" государств: • Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. • Необходимость организации крупных обществ. работ, объедин. больших масс людей. • Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. • Необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность. • Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. 5. Теории возникновения государства:
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.102.160 (0.143 с.) |