Первенство г. Москвы по туризму среди учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первенство г. Москвы по туризму среди учащихся



Первенство г. Москвы по туризму среди учащихся

ГОУ ЦРТДиЮ «Жулебино» ЮВОУО

 

Отчет о водном туристском походе

С пешеходной частью

Категории сложности по Полярному Уралу,

Совершенном с 23 июля по 10 августа 2009 г.

 

Маршрутная книжка № 177-04/4-240

Руководитель группы: Суворов Алексей Викторович

адрес: Москва, ул. Кухмистерова, дом 11, кв. 108

контактный тел: 8-495-3538606

 

Маршрутно-квалификационная комиссия МосгорСЮТУР рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю.

Категория сложности: вторая

Отчет использовать в библиотеке Мосгорсютур

 

 

Москва 2009 г.

Стр.

Содержание

2.1. Справочные сведения о походе……………………………….1

2.2.Состав группы ………………………………………………….2

2.3.Общая фотография группы……………………………………2

2.4.Определяющие препятствия маршрута……………………..3

3.Характеристика района похода…………………………………4

3.1. Справочные сведения …………………………………………4

3.2.Сведения, имеющие значение для туристов………………...6

3.3. Сведения о туристских возможностях района……………..6

3.4. Пути подъезда и выезда с маршрута…………………………7

3.5. Сведения о медицинских пунктах, музеях, магазинах…….8

3.6. Сведения о ПСС и туристских организациях………………8

3.7. Расположение особых зон……………………………………..9

3.8.Интересные объекты……………………………………………9

4. Организация похода ……………………………………………..9

5. График движения и метеонаблюдения……………………..12 5.1. Таблица дневных переходов…………………………………..12

5.2. Метеонаблюдения……………………………………………… 13

6.1.Техническое описание маршрута………………………………14

6.2. Фотоматериалы по походу ……………………………………

7.Картографический материал……………………………………

7.1.1.Схема района похода…………………………………………

7.1.2.Стыковка листов карты……………………………………..

7.2.Маршрутные карты……………………………………………

7.3. Топографические и условные знаки…………………………

7.4.Список объектов корректировки…………………………….

8.Сведения о материальном оснащении группы……………….

8.1.Список специального снаряжения……………………………

8.2.Рекомендации по использованию снаряжения……………..

8.3.Рекомендации по использованию продуктов……………….

9.Выводы и рекомендации…………………………………………

10.Краеве6дческое задание № 1:Места рыбной ловли на реке С

Собь…………………………………………………………………

10.1. Фотоматериалы по краеведению ……….…………………..

10.2. Карты, схемы по краеведению………………………………

11.Краеведческое задание №1 Коренные жители Полярного

Урала …………………………………………………………………


СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Название учреждения: ЦРТДиЮ «ЖУЛЕБИНО»

Округ: Юго-Восточный

Район похода: Полярный Урал

Вид туризма: водный с пешей частью

Категория сложности: 2 (вторая)

 

Нитка маршрута: ст. 110 км – р. Малая Пайпудына – г. Пендирмапэ (1221 м,1А) рад – среднее течение р.Нырдвоменшор – выход на обзорную вершину 1316 м.(рад) – ст. 110 км – стапель – сплав по реке Собь – пор.Харпский 1-2 к.т – сплав до пос. Катровож –переезд в г. Лабытнанги.

 

Протяженность: 270 км

Продолжительность активной части: 15 дней (с 25.07 по 07.08)

Сроки похода: с 23.07– 10.08.2009 г. (19 дней)

Номер маршрутной книжки: 177-04/ 4 – 240

Средства сплава: 2 четырехместных катамарана «Тритон - пионер»

1 двухместных катамарана «Тритон»

1 байдарка каркасно – надувная «Вьюн»

 

Протяженность: 55 км пешком и 155 км сплав

Время пешей части 21 час 30 мин

Время сплава: 31 час 30 мин.

Всего: 210 км и 53 часа.

 

 

Поход проходил совместно с группой Марковой Е.Е и Колошеина В.В,группы двигались одним маршрутом и графиком.внутренним приказом по ЦТ «Жулебино» старшим руководителем был назначен Суворов А.В.

На фото могут попадать участники и суда дружественных групп.

 

 

СОСТАВ ГРУППЫ

Фамилия, имя Год рожд. Туристский опыт Обязанность
1. Суворов Алексей Викторович   Пеш - Алтай, 4 к.с.р., вода – 4 к.с.р. Ципа, Ока - Саян Руководитель к4-1
2. Яворовская Марина Вячкславовна.   Пеш - Хибины, 2 к.с.р., вода – 3 к.с.р. Кереть Зам. руководителя к4-2
3. Гарус Сергей   1 ксу Селигер Командир, фотограф к2
4. Брисин Алексей   2 ксу Воньга Завхоз по снаряжению к2
5. Шевченко Алексей   2 ксу Воньга Медик к4-2
6. Щербакова Катя   3 ксу Авача-Быстрая Фотограф к4-1
7. Макаров Олег   1 ксу Селигер Топограф к4-2
8. Михайлов Саша   2 ксу Воньга Реммастер к4-2
9. Надайчик Наташа   2 ксу Воньга Краевед к4-2
10.Медведев Иван   2 ксу Воньга Хронометрист к4-1
11.Водяник Степан   2 ксу Воньга Метеоролог к4-1
12.Лопатин Лев   2 ксу Воньга Оператор GPS к4-1
13.Цапцова Лена   3 ксу Кереть Завпит Б2
14.Павлова Вера   3 ксу Авача-Быстрая Отв.за дневник Б2

Для универсальной подготовки участники меняли места и суда.

 

2.3 ОБЩАЯ ФОТОГРАФИЯ ГРУППЫ:

 

Определяющие препятствия маршрута

 

Дата прохож­дения Вид препятствия К. т. Длина преп-я, выс, м Характеристика препятствия Путь прохождения
26.07 Вершина 1221 м. Г.Пендирмапэ.Находится в ЮЗ части Малого Пайпудынского хребта и представляет собой скальную пирамиду крутизной до 30 градусов с юга, круто обрывающуюся на север.(фото 9) Подъем от ручья Прямой по осыпным и снежным склонам крутизной до 30 гр, спуск по юго-восточному гребню через вершину 1037м.
28.07. Вершина 1316 м. .Г.Счастливая.Находится в левобережном хребте верховьев реки Енга-Ю и представляет собой высотное скальное плато (фото 24). Подъем от ручья Нырдвомэншор траверсом южного плато,спуск по восточному гребню.
30.07 порог 1-2 1,4 Порог Харпский.Длинная шивера средней сложности в черте режимного поселка Харп, требующая маневра. Валы и мелкие бочки до 0,8 метров, 3 ступени, разделенные участками спокойного течения.(фото 39). Прохождение по центру походным порядком с взаимостраховкой. Простая линия движения, маневры по обходу обливников читаются с воды.

 


 

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА

Справочные сведения.

Географическое положение и природные условия

ПОЛЯРНЫМ УРАЛОМ принято считать отрезок Урала от истоков реки Хулги на юге до горы Константинов Камень на севере. Площадь горной области района около 25 тыс.км2. Большая часть территории совершенно не заселена, слабо изучена и реже, чем другие районы края, посещается туристами. Города и поселки расположены в основном вдоль Северной железной дороги между городом Инта и бывшей станцией Хальмер-Ю, а на ее ответвлении — между станциями Сейда и Лабытнанги.

Северная железная дорога и ее ответвления имеют станции и разъезды, откуда можно быстро попасть в горы. Железная дорога Сейда—Лабытнанги условно делит район на северную и южную части. Перевалив через главный водораздельный хребет, водники могут спуститься по быстрым притокам Оби до пароходной пристани и на пароходах или катерах добраться по Оби до Салехарда и Лабытнанги.

Полярный Урал - один из наиболее сложных в туристском отношении районов Урала. Но здесь, как ни в каком другом районе, имеются возможности для составления новых водных, пеших и лыжных маршрутов. Характерная особенность рельефа северной части Полярного Урала, наряду с глубоким расчленением хребтов и массивов сквозными поперечными долинами, незначительная высота перевалов. Абсолютные высоты большинства перевалов через главный водораздел, отделяющий Европу от Азии, не превышают 300 м над уровнем моря; в то же время относительные высоты хребтов близ перевалов достигают 1000 м.

Южная часть Полярного Урала носит характер плато, расчлененного глубокими (600-800 м) ущельями, долинами рек и карами, заполненными небольшими ледниками. Перевалы здесь расположены на высоте 330-500 м над уровнем моря, подъем на них до 300 м на протяжении 10-15 км.

 

Климат

Климат Полярного Урала, особенно его северной части, очень суровый.

В декабре—феврале на предгорных равнинах морозы бывают иногда до -54. Высоко в горах, где зима примерно на месяц длиннее, чем на равнинах, морозы слабее и редко достигают -45. При ясной безветренной морозной погоде в горах наблюдается температурная инверсия, когда наверху на 15-25 градусов теплее, чем в долинах рек и на предгорных равнинах. Особенно часты снежные бураны в горах, где скорость ветра доходит до 50-60 м/сек. По количеству метелей горная область Полярного Урала занимает одно из первых мест в нашей стране. Ежегодно в северной части района бывает в среднем 165 дней с метелью, в южной - 137. В начале марта солнце стоит выше горизонта почти 10 часов, в середине апреля - 15 часов, а в начале мая наступают белые ночи. Зимняя погода, особенно в горах, непостоянна: быстрые переходы от ясных тихих дней к снегопадам, метелям и буранам.

Весна на Полярном Урале короткая. В горах теплые солнечные дни наступают в июле, недели на 2 позднее, чем на предгорных равнинах. Солнце не заходит за горизонт круглые сутки. Конец июля — разгар цветения растений в горах. В середине июля на склонах хребтов местами еще белеет снег, а в конце августа - начале сентября вершины уже покрыты снегом. Нередки в горах снежные бураны и летом. В начале августа ночи уже темнее. Ежедневно день убывает на 13 минут. В середине месяца кончается лето: желтеет трава, ночи становятся длинными, темными, часты заморозки и туманы.

 

Гидрография

Полярный Урал изрезан густой сетью бурных порожистых рек и ручьев, несущих свои воды на запад в Печору (верховья Усы), на север - в Байдарацкую губу (Кара) и на восток - в Обь (Сыня, Войкар, Собь, Ланготюган, Щучья). Многие реки вытекают из озер (Большое и Малое Щучье, Усваты, Очеты, Тиз-Незато, Большое Хадата-Юган-Лор); озера регулируют сток в верховьях этих рек, что позволяет ходить на лодках и байдарках в течение всей навигации от истоков до устья. Реки, которые берут начало из болот, небольших озер, ледников (Малая Кара, Ланготюган, Сыня, Лемва), в верховьях мелководны, и проплыть к их истокам, даже на байдарках, невозможно. Вследствие неглубокого залегания вечной мерзлоты на Полярном Урале почти отсутствуют топкие болота, что облегчает передвижение по берегам рек при подъеме лодок бечевой против течения и при пеших переходах.

Полярный Урал богат озерами. В горной области их 3327 общей площадью 98 км2. Еще больше озер на прилегающих к горам равнинах. На западном склоне насчитывается 1968 озер, на восточном — 1259. Наиболее интересны для посещения озера Большое и Малое Щучье, Большое и Малое Хадата-Юган-Лор, Кузьты, Усваты, Тиз-Незато, Очеты, на которых удобные места для лагерных стоянок, можно достать топливо для костра, порыбачить.

На Полярном Урале легко ознакомиться с различными типами ледников - от присклоновых и висячих до каровых и карово-долинных. Здесь глубокие ледяные колодцы с низвергающимися в них ручьями, огромные трещины, отвесные обрывы льда у конца языка, голубые ледяные гроты, хаотическое нагромождение обломков скал в виде боковых и конечных морен. Всего на Полярном Урале 90 ледников общей площадью более 20 км2. Особенно много ледников (69) в районе Хадатинских и Щучьих озер, на хребте Оченырд. Самый крупный ледник - ИГАН (Институт географии АН СССР) — расположен в хребте Изья-Хой на восточном склоне горы Хар-Наурды-Кеу. Наибольшая длина ледника 1800 м, ширина 1500 м, площадь 1,25 км2.

 

Ямало-ненецкий окружной

Музей-квартира Л.Лапцуя

Музей-квартира известного ненецкого поэта и писателя Леонида Васильевича Лапцуя, в которой хранятся предметы мебели и быта, его личные вещи, фотографии, документы, богатейший рукописный фонд и семейная библиотека.

Адрес: 629008, Тюменская область, г. Салехард, ул. Комсомольская, 40 кв 1.

Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья. По предварительной договоренности экскурсии можно производить и в выходные дни. Интернет: www.museum.ru/M2203

 

Станции юных туристов.

Организация Адрес, телефон
Ямало-ненецкий окружной молодежный центр г. Салехард, ул.Свердлова, 22 349-224-09-22; 224-11-21; 224-03-50
Турбаза «Турист» г.Салехард, ул.Авиационная.
Воркутинская городская станция юных туристов г. Воркута, ул.Дончука, д.6а, тел: 82151-702-66

 

Расположение особых зон.

 

Пограничных зон на маршруте не отмечено.

Для посещения режимного поселка Харп разрешения не требуется. Надо лишь разумно подходить к посещению этого пункта, где расположена одна из самых суровых зон России.

Местные рыболовные инспектора контролируют участок реки ниже Харпа. Но если вы ловите лишь на спиннинг и удочку, вы не их клиенты.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА

4.1. Аварийные и запасные варианты маршрута

На пешей части ввиду близости ст 110 км планировался выход на неё по необходимости..

На водной части: от ст.110 км до ст. Харп – выход на жд полотно, расположенное вдоль реки.

От Харпа до пос Катровож – обилие рыбацких изб и рыбаков на моторках помоглобы в решении возникших проблем.

 

 

График маршрута

 

Дата № дня Участок маршрута км Время в пути Естественные препятствия Способ передвиж.
1-3 23-25.07 25.07 г. Москва (отпр.19.20) - ст.110 км (приб.15.40 мест.вр.) Организация заброски в балке жд путейцев.. Ст. 110 км-река М.Пайпудына ЛБ ------   ----------   1 ч 50 м -------------------   Броды,болота поезд   пешком
  26.07 М.Н.-Гора Пендирмапе (радиально кольцо) 20 (16) 5 ч 15 м Бр, снеж,верш.1а пешком
  27.07 М.Н.-- среднее течение р. Нырдвоменшор 21(13) 5 ч 05 м Броды,болота пешком
  28.07 М.Н.-- верховье р. Нырдвоменшор, выход на обзорную вершину 1316 (1 А) (радиально кольцо) 24(18) 6 ч 40 м Склоны,вершина 1 А   пешком
  29.07 М.Н.-- река Собь у ст. 110 км. Сборка судов. Сплав до ПБ перед ст. Собь (за 3 км). 12(0) 2 ч 40 м 1 ч 40 м Броды,болота пешком сплав
  30.07 -М.Н – ст Собь – пос.Харп – Харпский пор 1-2 к.с –ПБ за устьем р.Енга – Ю (через 3 км).   7 ч 15 м Порог, шиверы сплав
  31.07 - М.Н.- ПБ перед устьем р.Ханмей (за 2 км)   3 ч 50 м перекаты сплав
  01.08 - М.Н.- ПБ перед устьем р. Харматолоу за 3 км   4 ч 30 м Прост.шиверы сплав
  02.08 - М.Н - река Собь ЛБ напротив вершины 44 м.   6 ч 25 м перекаты сплав
  03.08 - М.Н – Ю. оконечность острова напротив избы Тусигорд   3 ч 10 м перекаты сплав
  04.08 - М.Н - река Собь – 2 км ниже острова с отметкой 5.5   3 ч 30 м Перекаты, плесы сплав
  05.08 -М.Н - река Собь – ЛБ в 5 км ниже за левым притоком   2 ч 35 м плесы сплав
  06.08 М.Н - река Собь – ПБ напротив избы Лорлоз   2 ч 15 м плесы сплав  
  07.08 - пос. Катровож- г. Лабытнанги Ок 50 3 ч 10 м ------------------- катер
18-19 8-1008 г.Лабытнанги(отпр.7.00 мест.вр.) - г.Москва(приб. 4.55) --------- ----------- -------------------- поезд

Общая протяженность: _55 км пеш + 155 км сплав. Время пеш. части 21 час 30 мин, сплава: 31 час 30 мин Общая продолжит.: 14 дней

Маршрут похода был пройден полностью и в установленные сроки всеми участниками и судами в среднюю воду и аномально теплую погоду.


Метеонаблюдения

 

Число Температура Ветер Осадки Облачность
25 день 18º Северо-западный Нет Низкая кучевая
25 вечер Нет Нет Нет
26 утро 12º Нет Нет Переменная
26 день 19º Нет Нет Переменная
26 вечер Нет Нет Переменная
27 утро 12º Нет Нет Низкая перистая
27 день 18º Нет Нет Низкая перистая
27 вечер 10º Нет Нет Кучевая
28 утро 15º Юго-западный Нет Ясно
28 день 22º Юго-западный Нет Ясно
28 вечер 11º Нет Нет Переменная
29 утро 12º Юго-западный Нет Переменная
29 день 21º Юго-западный Нет ясно
29 вечер 5,º Юго-западный Нет Переменная
30 утро Нет Нет Ясно
30 день 24,º Юго-западный Нет Ясно
30 вечер 11,º Юго-западный Нет Пасмурно
31 утро 14º Восточный нет Повышенная кучевая
31 день 27º Восточный Нет Ясно
31 вечер 13º Нет Нет Низкая кучевая
1 утро 14º Нет Нет переменно
1 день 25º Нет Нет ясно
1вечер 13º Нет Нет Низкая кучевая
2 утро 13º Нет Нет Ясно
2 день 28º Встречный Нет Ясно
2 вечер 14º Нет Нет Ясно
3 утро 14º Нет Нет Нет
3 день 26º Встречный Нет Переменная
3 вечер 16º Попутный Нет Кучевая
4 утро 15º Встречный Нет Кучевая
4 день 23º Встречный Нет Переменная
4 вечер 13º Встречный Нет Переменная
5 день 14º Встречный Нет Переменная
5 вечер 24º Попутный Нет Кучевая
6 утро 15º Встречный Нет Кучевая
6 день 18º Встречный Нет Повышенная кучевая
6вечер 15º Встречный Дождь Повышенная кучевая
7 день 18º Встречный Нет Сплошная
7 вечер Попутный Нет Переменная
7утро 12º Встречный Нет Переменная

 

Средства сплава

4-местный катамаран Тритон грузоподъемностью 1,3 т – 2 шт.

2-местный катамаран «Тритон» с рамой, грузоподъемностью 650 кг - 1 шт

Байдарка «Вьюн» – 1 шт

Каждый катамаран снабжен одним чальным концом длиной до 10 м и упорами для канойной жесткой посадки.

Байдарка снабжена юбками, емкостями непотопляемости.

Общий вес – всех средств сплава около 150 кг

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНАРЯЖЕНИЮ

Наше снаряжение полностью отвечало походу 2 категории сложности по Полярному Уралу. Бивачное снаряжение, продукты и личные вещи с байдарки транспортировались на К-4.

На реке в общественное снаряжение необходимо включать рыболовные снасти, а также запас червей на весь маршрут – хариус прекрасно ловится на поплавочную снасть.

Из группового снаряжения мог быть незаменим общественный тент от дождя, протвень для жарки рыбы, блинов и пончиков, а также коптильня пригодились. На водной части выручал и тент от палатки «зима». Он был необходим для походной бани, под него мы убирали снаряжение, в том числе весла, в местах возможного воровства, хотя эти места в данной проблеме не упоминались.

Для комфортного нахождения в лагере желателен репеллент от насекомых, москитная сетка.

В байдарке необходимы емкости непотопляемости на носу и корме – перекатов достаточно, хотя они и просты.. На данном маршруте, учитывая загрязненность стоянок, желательно в общественном снаряжении иметь саперную лопату, дабы прикапывать обилие пластика, стекла и железа.

Учитывая обилие рыбы, незаменимы оказались легкие сковороды.

На группу необходим запас не только разных блесен. Но и удилищ.

Для ориентирования на пешей части хорошим помощником будет навигатор.

В поселе Харп в магазинах можно подкупить в ремнабор многие полезные материалы.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОДУКТОВ

 

Список продуктов был типичным для похода 2 к.с. В меню было включено: молочный завтрак, обед – суп, бутерброды; перекус – сладости, питье; ужин – мясной. Ягод и грибов в это время должно быть множество, рассчитывать на рыбную ловлю также следует, поэтому надо взять с собой подсолнечное масло, соль, фольгу и коптильню для рыбы, запасы сахара для ягод, масло, лук и специи для грибов. Калорийный запас продуктов можно увеличить, включив в рацион топленое масло, курагу, орехи, мед, шоколад. Благодаря простым подъездам, раскладка может быть очень щедрой.

Крупы пакуются в пластиковые бутылки. На первую половину маршрута можно смело брать хлеб – он не портится, на вторую половину – сухари из Москвы.

Нам не удалось разнообразить меню вареньем из черники, голубики, брусники, морошки, компотами, жаренными и маринованными грибами, зато мы вдоволь поели копченой, жареной рыбы, отведали рыбный салат и котлеты.

 


ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендации по выбору района и нитки маршрута

 

Можно рекомендовать район Полярного Урала в окрестностях железной дороги как альтернатива Хибинам – классическому району для пешеходной 2 к.с. только нужно учесть, что Полярный Урал — более суровый по климату район.

Линия железной дороги Сейда—Лабытнанги пересекает Уральский хребет и позволяет придумывать и совершать самые различные маршруты, используя станции ж/д как место для заброски.

Очень перспективным кажется освоение лесных участков массива Полярного Урала — в востоку от долины Б.Пайпудыны.

Нитка маршрута позволила нам не только набрать перевальный опыт 1А; но и посмотреть интересные природные объекты: водопады, ледник, выходы минералов, озера; сплавиться по Соби.

 

Рекомендации по посещению интересных мест

 

Могли бы рекомендовать осмотр города Воркуты в начале, потом прохождение маршрута, и знакомство с городами Лабытнанги и Салехард.

Перспективными будут и водные участки маршрута в конце пешей части: сплав по Оби, Харбею и т.п. Как правило, это достаточно лесные районы, здесь много рыбы, грибов и ягод.

 

Выводы по маршруту.

1. Полярный Урал - суровый районы для маршрутов групп школьников.

2. Идеальное время проведения похода – август, хотя и в июле может быть тепло.

3. Нитка маршрута включила две категорийные вершины и порог 1-2 к.с, что позволило участникам пройти маршрут 2-й к.с..

4. При прохождении нашего маршрута необходимо планировать 1-2 дневки. Особенно хороши они на рыбных участках реки, где городскому жителю дается редкий случай удачно спиннинговать.

5. Нам удалось выполнить заявленный маршрут практически полностью, заявленный график слегка изменен по причине занятости стоянок и тактики прохождения прогонных участков реки.

6. Погода для похода была сверхблагоприятной – теплой и жаркой, уровень воды в реке был необычный для этого времени – низкий.

7. Наличие в группе байдарки, разных катамаранов дало возможность проведения тренировок на разных плесах, дало возможность универсальной подготовки участников на разных судах.

8. Интересными местами маршрута можно считать участки пройденной реки, водопад на р.Нырдвумэншоре, снежники и озера, цирки и вершины.

9. Поход имел большое познавательное и воспитательное значение для участников на

· почве сплоченности группы в условиях прохождения насыщенного маршрута и

· преодоления различных пеших и водных препятствий, а также организации взаимостраховки.

10. Возраст и опыт участников полностью отвечал сложности похода.

11. Простота подъезда и отъезда делает сплав по реке Собь весьма популярным не только у туристов, но и рыбаков – отсутствие сложных препятствий ниже Харпа этому способствуют.

12. Маршрут пройден полностью всеми участниками, река - всеми судами.

13. Поставленная цель похода – знакомство с препятствиями Полярного Урала, неповторимой природой этой части России,, его флорой и фауной, повышение спортивного мастерства - была полностью выполнена.

14. Нитку маршрута достаточно разнообразила пешая часть – эстетически и эмоционально она разнообразнее водной.

15. При отсутствии пешей части маршрут, скорее всего, должен быть категорирован как 1 кс с элементом 2 к.с.

16. Стоянки, как правило. приходится выбирать по ходу, так как традиционные заняты рыбаками, а где попало не встанешь – съест гнус.

17. Для комфорта практически необходим не только репеллент от насекомых, но и москитная сетка на лицо.

18. Маршрут может быть достаточно богат рыбой, ягодами, грибами. Если повезет с сезоном.

19. Верхняя часть реки богата хариусом, средняя - крупной (до 10 кг) щукой, нижняя – мелкой щукой до 2-х кг.

20. Негативные особенности маршрута – гнус, холодная вода, мало водных препятствий, много рыбаков, весенняя растительность – цветущие одуванчики и полное отсутствие на маршруте ягод и грибов.

21. Особенностью сплава по р.Собь является суровый северный климат в азиатской части России.

. Для данного района путешествия характерны длинные подходы под перевалы, поэтому рекомендуем перейти на местное время или даже ввести декретное. Разница московского и местного времени - 2 часа.

22. Литература по краеведению и отчету:

Гольдберг Р.С. «Свидетельство о рождении» (г.Лабытнанги», Свердловск, 1988.

Капцугович И.С. «История Урала», Пермь, 1976.

Кемерих А.О. «Полярный Урал», М., ФИС, 1968.

Масленников Е.П. и др. «Урал - туристская страна», Свердловск, 1964.

Морозов Ю., Самбуров Н. «Полярный Урал: горы и люди», Санкт-Петербург, 1997.

Рундквист Н.А. «Сто дней на Урале», Свердловск, 1993.

Север. М., ФИС, 1974.

Сонин Л.М. «Люди и клады», Челябинск, 1991.

Чернов Г.А. «По реке Усе», М., ФиС, 1972.

Чернов Г.А. «Полвека в Печорском краю», М., Мысль, 1974.

Чернов Г.А. «Туристские маршруты в Печорских Альпах», Сыктывкар, 1974.

Отчеты библиотеки МосгорСЮТУР. Руководители:

Костерев Н.А.Полярный Урал 2007

Костерев Н.А Полярный Урал 1979

Никонова Г.П Полярный Урал 1991

 

Материалы сайтов:

Администрация города Лабытнанги http://www.admlab.salekhard.ru/
Наш Полярный Урал http://polarural.narod.ru/
Официальный сайт поселка Харп http://www.kharp.net/
Салехард http://www.pseudology.org/goroda/Salehard.htm
Электронная библиотека о Ямале http://yesnet.purpe.ru/cbs/
Ямало-ненецкий автономный округ http://adm.yanao.ru/

 

 

Первенство г. Москвы по туризму среди учащихся

ГОУ ЦРТДиЮ «Жулебино» ЮВОУО

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.162 (0.107 с.)