О неприкосновенности церковного человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О неприкосновенности церковного человека.



Отныне да не тронет ни одна власть монаха или церковного человека, и кто нарушит cие при жизни или по смерти моего царского величества, да не будет благословен. Если же кто перед кем виноват, пусть ищет судом и правдою по закону; если же затронет без суда или кому повредит, да платит в семеро.

О поповской бащине (вотчине).

И попы бащинники да имеют свою бащинную землю и да суть свободны, а иные попы, которые не имеют бащины, да дается им три законных нивы, и да будет поп свободен. Если же он возьмет более от той земли, да работает церквам по закону.

О церковных людях.

Люди церковные, которые держать церковные села и церковные земли и прогнали церковных меропхов[10] или влахов; те которые разогнали людей, да будут связаны, и да отнимутся у них земля и люди, и да держит их церковь, пока они не соберут людей, которых разогнали.

О суде церковных людей.

Церковные люди во всякой тяжбе да судятся перед своими митрополитами и перед епископами и игумнами; если будут оба человека одной церкви, да судятся перед своею церковью. Или от двух церквей будут два тяжущихся человека, да судят их обе церкви.

О селе меропхов.

И какие суть меропские села моего царства в Загорье, и в других местах, церковные люди да не ходят на меропщины (барщину)[11], ни на сенокос[12], ни на пашню, ни на виноградники, ни на какую работу, ни на малую, ни на великую. Ото всех работ освободило их мое царское величество, только да работают церкви. Кто окажется выгнавшим метохию на меропшину и ослушают закон моего царского величества, тот начальник да утратит все свое имущество конфискацией и накажется.

О власти над церквами.

И передало мое царское величество игумнам церкви, да владеют всем домом, кобылами и конями и овцами и всем прочим, и во всем да будут они вольны, как прилично по закону и по правде.

О церковном законе.

И да установят по церквам общежительный закон монахам в монастырях, смотря потому, какой монастырь.

О митрополичем управлении.

И экзархами миряне да не будут, да не посылают их митрополиты к попам, пусть также не рассылают митрополичьих коней к попам, разве да посылает митрополит монаха сам друга к попам, дабы исправляли духовные дела и собирали с попов церковный доход, который следует с бащины.

О корме коней.

Отныне и в будущем жеребята и кони моего царского величества да не посылаются церквам, ни церковным селам на прокорм.

О властелях и властеличичах.

Властели и властеличичи, которые находятся в державе моего царского величества, Сербы и Греки, что кому пожаловало мое царское величество в бащину хрисовулом и чем они владеют до сего собора, те бащины да будут тверды.

О хрисовулах.

И все хрисовулы и указы, что кому выдало мое царское величество и что кому выдаете, и те бащины да будут тверды, как и первых правоверных царей. Да вольны ими (располагать) и даровать церкви или отдать на помин души или продать иному кому-либо.

О властельской бащине.

Который властелин не имеет детей или имеет детей, и они умрут[13], после его смерти бащина пуста, пока не найдется от его рода до третьего племянника, такой да получит его бащину.

О свободной бащине.

И все бащины да будут свободны от всех тягостей и податей моего царства, разве да дают сок [14] и да ходят на войну по закону.

О насильственном отнятии бащины.

Да не волен господин царь, ни краль, ни госпожа царица ни у кого взять бащину насильно, ни купить, ни променять, разве кто сам захочет. [31]

О властельских крепостных людях.

И крепостные люди, которых имеют властели, да суть им в бащину (наследственную собственность) и дети их в вечную бащину; но крепостный человек да никогда не дастся в приданое.

О вольной бащине.

Если властели и другие люди имеют в своих бащинах бащинные церкви, то ни господин царь, ни патриарх, ни другой святитель не вольны эти церкви подчинить большой церкви, разве да волен в этом бащинник; да поставит он своего монаха и да приведет его к святителю, чтобы благословил его святитель, в чьей будет епархии, и да имеет святитель власть в той церкви в духовном деле.

О крепостных.

И крепостные, которых кто либо имеет, да их имеют в бащину; только если даст свободу властелин или его жена или его сын, тогда они свободны, а иначе никак.

О церкви.

И властелин, подчинивший свою церковь другой церкви, больше да не имеет власти над тою церковью.

О властелине и о коне.

Когда умрет властелин, добрый конь и opyжие да будут переданы царю, а великую бисерную одежду и золотой пояс да возьмет его сын и да не отымет у него царь. Если же (он) не имеет сына, но имеет дочь, да вольна это дочь (иметь) и продать или отдать свободно.

О пограничном властелине.

Пограничные властели. Какие чужие войска идут и грабят царскую землю и пройдут опять через их землю, те властели все да платят, через которых державу они пройдут.

О поношении властеличича.

Властелин, который выбранит и осрамит властеличича, да платит 100 перперов, а если властеличич выбранит властелина, да платит 100 перперов и да будет бит палками.

О представлении сына ко двору.

И кто представляет сына ко двору, и спросит его царь: “могу ли я ему верить?” и он скажет: “верь как и мне”. Если он сделает какое-либо зло, пусть платит тот, кто его представил, если же таковый будет служить, как служат в царевых палатах, что согрешит, да платит сам.

Об измене.

За измену, за всякое преступление (отвечают) брат за брата и отец за сына, родственник за родственника. Те же, которые отделены от такового (преступника и живут) в своих домах и не согрешили, да не платят ничего, исключая того, который согрешил, и дом того да платит.

52. О похищении [15] властелицы.

И который властелин похитит властелицу, да отсекутся ему обе руки и стрижется нос. Если же себр[16] похитит властелицу да будет повешен. Если же похитит ceбе равную, да отсекутся ему обе руки и стрижется нос.

О блуде властелицы.

Если же властелица блуд сотворит со своим человеком, да отсекут им oбе руки и стрижется язык.

О властельском поношении.

И если себр выбранит властелина, да платит 100 перперов (и да заклеймится. Ход. рук.). Если же властелин и властеличичь выбранит себра, да платит 100 перперов.

О вызове властелей.

Властелин да не призывается (на суд) вечером, разве призывается прежде обида, и да объявляется ему (о том) предварительно; и кто будет позван с приставом прежде обеда, и к обеду не придет, да будет виноват и уплатить[17] властелину 6 волов.

56. О приселице [18]

Который властелин на приселице сделает кому в сердцах какое зло, опустошив землю, и дома сожжет, (или иное) какое либо зло учинит, у такового да отымется эта держава, а другая не дастся.

О селе когда кто умрет.

Ето умрет и имеет одно село в жупе (области) или между жупами, какое зло совершится тому селу, весь этот убыток да платит округ.

58. О пронии [19]

Да не волен никто ни продать пронии, ни купить, кто не имеет бащины. Из прониярской земли никто да не волен отдать церкви; если же отдаст, да не будет твердо.

О царском путешествии.

Пусть всякий везет царя, куда только он идет, всякий город до жупы и жупа до жупы, и опять жупа до города.

О возвращении с войны.

Когда властелин возвратится домой с военной службы или какой-либо воин, если кто позовет его в суд, то да пробудет он дома 3 недели, тогда да идет в суд.

О вызове властелей.

Великий властелин - да не приглашается на суд без судейской грамоты, а прочим печать.

О доходе.

Главари, что по городам, да собирают свой доход по закону, и да продается им жито и вино и мясо за динар, что другому за два. Но только житель его города так да продает ему, а другой никто.

О сиротах.

Беспомощная сирота да будет свободна также, как и поп.

О попе.

Попу, который не имеет своего выгона для скота, да будут даны 3 законные нивы, и никакой поп никуда да не отходит от своего господина. Если же господин не станет его содержать по закону, пусть придет он к своему apxирею, и apxирей да скажет таковому властелину, чтобы он содержал попа по закону. Если этот господин не послушает, да будет поп свободен, куда ему угодно. Если же поп будет бащинник, да (никто) не волен его прогнать, но да будет свободен.

О братьях.

Братья, которые живут вместе в одном доме. Если кто позовет их на дому, то кто из них придет, то пусть и отвечает. Если же найдет его на царском дворе или судейском, да придет он и скажет: “я представлю на суд старшего брата”, то пусть представляет, и да не принуждают его отвечать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.125.169 (0.012 с.)