![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Региональный маркетинг как способ реализации и одновременно формирования региональных особенностей территориального социально-экономического комплекса
В литературе и деловой практике существует определенная путаница в понимании существа регионального маркетинга. Зачастую его понимают как обыкновенный маркетинг, проводимый в определенном регионе, подобно тому как отраслевой маркетинг – это проводимый в отрасли, а сельский – проводимый на селе. Поэтому диапазон определений регионального маркетинга варьируется от организации маркетинговой деятельности в регионе до маркетинга товаров и услуг, предоставляемых регионом местным, национальным и международным инвесторам, и маркетинга в системе управления социально-экономическим развитием региона. Представляется, что все эти определения не отражают существа нового феномена, получившего это название. Региональный маркетинг представляет собой относительно новый инструмент, которым пользуется регион в лице своей региональной высшей исполнительной власти, реализуя себя как квазикорпорацию. Это – «система мер по привлечению в регион новых экономических агентов, способствующих процветанию региона в целом. Он может осуществляться в виде маркетинга земли, жилья, зон хозяйственной застройки, инвестиций, туристического маркетинга»[142] и прочего, что могло бы привлечь дополнительные инвестиционные или финансовые ресурсы в регион. Поэтому также могут быть продуктом маркетинга пользующихся спросом компоненты ЭГП. Постепенное обретение администрациями муниципальных образований функций рыночного агента, тоже как квазикорпоративного субъекта хозяйствования, обуславливает проявление и муниципального маркетинга для привлечения инвесторов в административный район или город. Объективной основой для повышения хозяйственной самостоятельности государственных региональных и муниципальных органов исполнительной власти являются полномочия, полученные по действующему законодательству. Оно обеспечивает разграничение предметов ведения между центральными и региональными органами власти, а также между региональными и муниципальными органами исполнительной власти по таким важнейшим условиям воспроизводства и функционирования экономики, как: · собственность на основной капитал при его передачи с федерального на региональный и с регионального на муниципальный уровни административного устройства страны;
· право распоряжения природными ресурсами, в т. ч. земельным фондом; · получение налогов и полномочий по их взиманию в рамках единой налогово-бюджетной системы. В результате значительно расширилась самостоятельность и ответственность регионов как субъектов хозяйствования со своими интересами и ресурсами. Теперь регионы владеют и распоряжаются частью национального богатства и имеют возможность прямо или косвенно воздействовать на региональные воспроизводственные процессы. Кроме того, используя торгово-обменные операции, налоговые льготы и выделение казенного имущества и земельных участков, они получают возможность вовлекать в экономику региона новых агентов, стимулировать их деловую активность, т.е. реально управлять региональным социально-экономическим развитием. Среди объективных оснований для расширения полномочий имеет место и то, что в товарооборот вовлекаются такие принципиально новые «товары» как торговые марки известных производителей, дислоцированных на территории региона, бренды и прочие нематериальные активы. Хотя не всеми ими имеет право распоряжаться региональный орган управления как своей собственностью, но во взаимных интересах продвижение этих нематериальных активов как товаров осуществляется и региональной властью. В новой экономике становятся товаром и элементы ЭГП, которые регион как квазикорпорация продвигает на рынке. Содержательно региональные органы государственной власти в лице соответствующих министерств регионального правительства или департаментов Администрации субъекта федерации «продвигают» на соответствующий рынок предложения своей площадки: · На рынок инвестиций это делается для привлечения прямых или портфельных иностранных и отечественных (из других регионов) инвестиций и других форм поступления финансовых ресурсов. · На рынок туристических услуг продвигается предложение туристических продуктов на въездной туризм самого разного характера и направленности (исторический, этнографический, рекреационный, социокультурный, археологический, природно-познавательный или охотничий и т.п.).
Способ продвижения привлекательных особенностей региона из его ЭГП осуществляется в соответствии с корпоративными стратегиями маркетинга. Издаются инвестиционные меморандумы как декларация обязательств и гарантий регионального органа государственной власти нести солидарную ответственность по рекомендуемым им инвестиционным проектам. Из относительно новых способов регионального маркетинга следует назвать организацию инвестиционных форумов, которые в настоящее время проходят от Южно-Сахалинска, Якутска и Ханты-Мансийска до Сочи, Краснодара и Санкт-Петербурга. Энерго-производственные циклы как районообразующий фактор и условие структурообразования региональной экономики К числу ключевых факторов формирования целостности региона на уровне его наиболее сущностной, производственно-технологической, структуры относят энергопроизводственные циклы (ЭПЦ), открытые Н.Н.Колосовским. ЭПЦ характеризуют: · вертикальную линию движения материально-энергетических ресурсов. Это осуществляется как технологическая последовательность переделов при прохождении цепочки создания ценности от добычи и первичной обработки сырья до максимально завершаемой на территории данного региона конечной продукции и · горизонтальную линию движения материально-энергетических ресурсов как способы комбинирования производства на каждом технологическом переделе по ответвлениям от основной вертикальной линии при использовании определенного вида энергии. Сеть всех производственных связей, формирующих конкретные ЭПЦ, находящиеся в регионе, формируют особенность его социальной модели. Игнорирование этого обстоятельства обусловит гарантированно неэффективную растрату ресурсов на любую идеальную модель, не подкрепленную реальными технологическими связями. И наоборот, реализация инвестиционных проектов в «точках» сопряжения технологических переделов обеспечит кумулятивный эффект, превосходящий иное использование инвестиций по энерго-производственным цепочкам. Знание технологически обусловленных переделов и устоявшихся схем комбинирования производства окажет помощь региональным органам управления в выборе наиболее подходящих для завершенности ЭПЦ инвестиционных и инновационных проектов. Эффект локальных производственных кластеров, привлекающий все больше внимание в последнее время, основан как раз на этом обстоятельстве. Здесь эффект обеспечивают даже опосредованно связанные с вертикальными и горизонтальными линиями движения материально-энергетических ресурсов виды деятельности, использующие единую инфраструктуру региона. Не трудно видеть здесь агломерационный эффект А.Вебера, рассмотренный выше. Вот почему выявление внутри экономической структуры территорий ЭПЦ исходит из необходимости существующего и потенциально возможного развертывания технологически взаимосвязанных и взаимообусловленных цепочек по каждому конкретному энергопроизводственному циклу. Так организованная «инвентаризация» производственно-хозяйственных связей позволит более корректно формировать и локальные кластеры. Ранее было показано (см. рис.5), что кластеры в своей основе содержат структуры ЭПЦ. Кроме того, четкая идентификация производственно-хозяйственных связей определит и степень встроенности данного региона в соседние регионы через энергопроизводственные цепочки, в т. ч. расположенные и на территории другого Федерального округа.
Существуют разные подходы к идентификации ЭПЦ. Сам Н.Колосовский, обобщив ряд конкретно выявленных энергопроизводственных цепочек в разных ТПК предложил укрупненную группировку по так называемым генерализованным ЭПЦ [143]. Это: 1) Пирометаллургический цикл черных металлов; 2) Пирометаллургический цикл цветных металлов; 3) Нефтеэнергохимический цикл; 4) Совокупность гидроэнергопромышленных циклов; 5) Совокупность циклов перерабатывающей промышленности; 6) Лесоэнергетический цикл; 7) Совокупность индустриально-аграрных циклов; 8) Гидромелиоративный индустриально-аграрный цикл. В последующем генерализованные циклы были расширены и дезагрегированы на более частные энергопроизводственные цепочки, но при этом характерные особенности их как циклов были соблюдены. Этими важнейшими особенностями циклов[144] являются: · соподчиненность производств, · базирование производств на одном вполне определенном виде сырья или энергии; · территориальная устойчивость совокупности; · типичность для разных районов, обладающих сходными природными и экономическими предпосылками развития; · цикличность; · регулярность. Расширение генерализованных циклов, проведенное известным российским ученым Ю.Г.Саушкиным, уже фиксирует появление новых технологий, отражающих не только новые продуктовые цепочки, но и возможности задействования новых источников энергии. Энергопроизводственных цепочек, предложенных Ю.Г.Саушкиным, 144: 1. Черных металлов; 2. Цветных металлов; 3. Твердого топлива; 4. Горнохимическая; 5. Редкометаллльнохимическая; 6. Газонефтепромышленная; 7. Селикатов (индустриально-строительный и промышленность строительных материалов); 8. Гидротехническая; 9. Гидротермическая; 10. Лесопромышленная; 11. Совокупность аграрнопромышленных; 12. Совокупность океанических; 13. Совокупность полиэлементных; 14. Совокупность биохимических[145]. Последующее расширение энергопроизводственных цепочек и ЭПЦ должны учитывать появление и использование в воспроизводственных циклах водородных энергоэлементов, нанотехнологий, генной инженерии в сельском хозяйстве, медицине и т.п. Конкретика территориального социально-экономического комплекса может потребовать детализации и разукрупнения генерализованных ЭПЦ, чтобы сконцентрировать внимание только на тех из них, которые имеют место в регионе. Отмечают, что «особенно необходимой дезагрегация ЭПЦ становится при исследовании локальных ТПК экономической подрайонов, микрорайонов и промышленных узлов, где генерализованные циклы представлены частично, лишь некоторыми, единичными вертикальными процессами или даже горизонтальными ветвями»[146]. Выявление генерализованных энергопроизводственных циклов (ЭПЦ) внутри территорий необходимо для того, чтобы оптимизировать процесс выстраивания технологически взаимосвязанных цепочек создания ценностей региона как целостного социально-экономического комплекса. Причем, это должно быть сделано как внутри самого региона, так и во взаимосвязи со всеми смежными регионами. Именно слабая межрегиональная связь несет в себе постоянную угрозу автономизации регионов как потенциально объективную экономическую предпосылку политического развала России.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.22.196 (0.012 с.) |