![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 3. Факторы развития ребенка
В психологии выделяют два направления, объясняющих процесс детского развития. 1) Биологизаторское направление 2) Социологизаторское направление Противоречия между потребностями и способностями, потребностями и требованиями общества – являются источником развития ребенка. Разрешение противоречий позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития. Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. От этих условий зависят его индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития. Факторы развития могут способствовать или препятствовать ему, ускорять или, напротив, замедлять процесс развития ребенка. Они содержат в себе источники развития и направляют его Факторы развития – это «движущие силы», которые определяют поступательное развитие ребенка и являются его причинами.
Согласно Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития – обучение. Таким образом, факторами развития может выступать совокупность методов и средств обучения, организация и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учителей. Обучение идет впереди развития и создает зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития – это разница между тем, что ребенок может делать сам и что – с помощью взрослых Обучение неразрывно связано с деятельностью, которая также является источником развития психики ребенка. По мнению А.Н. Леонтьева, ведущие виды деятельности играют главную роль в развитии, другие – подчиненную.
Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику возрастных этапов. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит стратегия построения системы воспитания и обучения подрастающих поколений. Содержание и временные границы определяются авторами на основе различных критериев.
Выготский Л.С. изучив работы многих ученых, выделил три группы периодизаций: по внешнему признаку; по внутреннему признаку (по одному и по нескольким признакам детского развития); на основе определения стабильных и кризисных периодов, а такжесоциальной ситуации развития, ведущей деятельности и центрального новообразования. К первой группе относятся периодизации на основе внешнего признака, но связанного с самим процессом развития. Периодизация В. Штерна. Автор видел в периодах развития ребенка – отголоски давно ушедших веков Периодизация Рене Заззо. В ней ступени детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения. По мнению автора - развитие и воспитание взаимосвязаны. До 3 лет - раннее детство. 3-6 лет - стадия дошкольного возраста (воспитание в семье или дошкольном учреждении). 6-12 лет - стадия начального школьного образования (приобретение основных интеллектуальных навыков). 12 -16 лет - стадия обучения в средней школе (ребенок получает общее образование). После 16 лет - стадия высшего или университетского образования. Существуют и другие периодизации (Гетчинсона, А. Валлона). Во второй группе периодизаций используется внутренний признак детского развития (чаще всего только один). Павел Петрович Блонский выбрал для критерия развитие костной ткани у детей, появление и смену зубов. По этой периодизации детство делится на три эпохи. От 8 мес. до 2,5 лет - эпоха беззубого детства. От 2,5 лет. до 6,5 лет - детство молочных зубов. Далее идет эпоха - детство постоянных зубов (заканчивается с появлением зубов «мудрости». Зигмунд Фрейд считал, что главным источником человеческого поведения является бессознательное, которое насыщено сексуальной энергией - либидо. Автор считал, что этапы развития отличаются друг от друга способом фиксации либидо. Сексуальное развитие служит критерием данной периодизации. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон. До 1 года - оральная стадия. Эрогенная зона - слизистая рта и губ. 1-3 лет - анальная стадия. Эрогенная зона - слизистая кишечника. Ребенок усваивает социальные нормы. 3-5 лет - фаллическая стадия. Эрогенная зона - гениталии. Высшая ступень развития детской сексуальности.
5-12 лет - латентная стадия. Наблюдается временное прерывание сексуального развития ребенка. Его интересы направляются на общение с друзьями. 12-18 лет - генитальная стадия. Все эрогенные зоны объединяются, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. В третьей группе периодизаций периоды психического развития ребенка выделяются на основе определения: стабильных и кризисных периодов, а такжесоциальной ситуации развития, ведущей деятельности и центрального новообразования. К этой группе относятся периодизации, предложенные Львом Семеновичем Выготским и Даниилом Борисовичем Элькониным. Л.С. Выготский рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Кризисы в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости», как пишет Л. С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими людьми - типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты. Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а второго почти не меняется. Главные изменения, происходящие во время кризисов, - внутренние. Изменяются интересы ребенка и его ценности. Кризис новорожденности
1 месяц - 1 год - младенчество Кризис 1 года 1-3 года - раннее детство Кризис 3 лет 3-7 лет - дошкольный возраст Кризис поступления в школу 7-10 лет - младший школьный возраст 10-15 лет - подростковый возраст Кризис 12 лет 15-18 лет - старший школьный возраст Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности и границы, которые сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за развитием ребенка, анализируя его психологию и поведение. Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания. Дополнительная информация. Из других современных периодизаций детского развития заслуживают внимания периодизации А. В. Петровского и Д. И. Фельдштейна. А. В. Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. Согласно А. В. Петровскому, детство - это в основном приспособление ребенка к социальной среде, отрочество - проявление своей индивидуальности. В юности должна произойти интеграция в обществе. Д. И. Фельдштейн основным критерием развития личности ребенка от рождения до ранней юности определяет положение «Я» в социуме. Он выделяет два блока социального развития личности. Эти блоки можно обозначить как фазы становления личности.
На первой фазе (от 0 до 10 лет) - фазе собственно детства - происходит становление личности на уровне еще не развитого самосознания. На второй фазе (от 10 до 17 лет) - фазе подросткового возраста - наблюдается активное формирование самосознания растущего человека, выступающего в социальной позиции общественно ответственного субъекта. Выделенные фазы охватывают определенные циклы развития личности, фиксируя результат этой формы социального развития - становление позиции ребенка в системе общества и реализацию этой позиции. В настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация: - период новорожденности — до 1 мес.; - период младенчества —1 – 12 мес.; - период раннего детства — 1 - 4 года; - дошкольный период — 4 - 7 лет; - младший школьный — 7-12 лет; - подростковый период — 12 - 16 дет; - ранняя юность — 16 - 19лет; - поздняя юность — 19 - 21 год; - молодость (ранняя зрелость.) — 21 - 35 лет; - зрелость — 35 - 60 лет; - первая старость (пожилой возраст) — 60 - 75 лет; - старость (преклонный возраст) — 75 - 90 лет; - долгожительство — старше 90 лет.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2077; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.45.136 (0.013 с.) |