Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Проблемы теории и методологии социологических исследований.Стр 1 из 3Следующая ⇒
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Цели учебной дисциплины «Методология и методы социологического исследования» Цели обучения сформулированы в соответствии с требованиями ФГОС и диагностируются через ожидаемый результат обучения, выраженный в действиях студентов. Основная цель курса – обеспечить усвоение методологии и основных методов познания социальной реальности и сформировать навыки применения конкретных приемов и инструментов сбора, анализа и интерпретации эмпирической информации, использования статистико-математического аппарата в социологическом исследовании. Курс «Методология и методы социологического исследования» направлен на формирование у выпускников следующих компетенций: · ОК-1 способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей их достижения; · ОК-2 умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
· ОК-9 способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач; · ОК-13 владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В соответствии с требованиями государственного стандарта к уровню подготовки специалиста после изучения курса «Методология и методы социологического исследования» студенты должны:
Иметь представление Ø о теоретико-методологических основах эмпирического социологического исследования; Знать Ø принципы соотношения методологии и методов социологического познания; Ø методику и технику проведения социологического исследования; Уметь Ø разрабатывать и использовать социологический инструментарий для сбора эмпирических данных; Ø использовать основные приемы обработки и анализа социологической информации.
3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника Актуальность Одно из основных требований к подготовке социологов – органическое соединение научного (теоретического) и прикладного характера социологического знания. В ходе освоения курса «Методология и методика социологического исследования» студенты усваивают методологию, т.е. такой уровень теоретического знания, который выражен на языке, позволяющем оперировать информацией посредством соответствующих индикаторов и показателей. Особую важность имеет овладение методами познания социальной реальности, использование статистико-математического аппарата, многообразных специфических способов познания. Для осуществления практической деятельности социолога необходимо овладение конкретными приемами и инструментами, с помощью которых производится сбор эмпирической информации с последующим ее анализом и интерпретацией. Содержание данного курса предполагает наличие у студентов знаний по таким дисциплинам, как «Общая социология», «История социологии», «Математика», «Социальная статистика». Дисциплина «Методология и методы социологического исследования» общим объемом 504 часов изучается в течение 3,4,5 семестров. Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций (108 ч.), проведение лабораторных занятий (54 ч.), проведение практических занятий (72 ч.). Кроме того – подготовка рефератов в 3 и 4 семестрах и курсовых работ в 5 семестре.
Структура курса предполагает изучение следующих разделов: Раздел I. Проблемы теории и методологии социологических исследований. Раздел 2. Методы и операции сбора информации в социологических исследованиях. Раздел 3. Разработка программы социологического исследования. Раздел 4. Концептуализация и создание модели измерения. Раздел 5. Анализ данных и представление результатов исследования. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7.Содержание теоретических разделов дисциплины «Методология и методика социологического исследования» План семинарских занятий План лабораторных занятий Лабораторная работа № 1 Тема: «Теория и методология социологических исследований» (2 часа)
1. Перечислить и охарактеризовать научные картины мира, выделяемые современным науковедением. 2. Перечислить и охарактеризовать современные социологические парадигмы. 3. Установить соответствие определенных парадигм той или иной научной картине мира. 4. Сформулировать все возможные парадигмальные представления, например, о семье как объекте социологического исследования. 5. Выбрать из перечня парадигмальных представлений, например, о семье те, которые будут первостепенно важными при изучении, например, супружеских конфликтов (их причин, способов предупреждения и разрешения, социальных последствий).
Лабораторная работа № 2 Тема: «Наблюдение в социологии» (4 часа) 1. Сформулировать главные отличия научного наблюдения от обыденного. 2. Охарактеризовать по всем признакам научное наблюдение, например, поведения пешеходов на перекрестке. 3. Выбрать конкретную ситуацию для проведения научного наблюдения. 4. Определить значимые элементы конкретной наблюдаемой ситуации. 5. Определить вид наблюдения в данной ситуации. 6. Разработать инструментарий данного наблюдения.
Лабораторная работа № 3 Тема: «Контент-анализ информационных источников» (4 часа) 1. Определение этапов проведения исследования методом контент-анализа. 2. Выбор и формулировка конкретной проблемы для проведения контент-анализа. 3. Определение целей, задач, объекта контент-анализа. 4. Определение основных понятий (категорий) контент-анализа. 5. Разработка инструментария контент-анализа.
Лабораторная работа № 4 Тема: «Социометрические методики» (4 часа) 1. Выбор конкретного объекта для проведения социометрического опроса. 2. Характеристика объекта, его проблем. 3. Определение целей, задач проведения социометрического опроса. 4. Определение этапов проведения социометрии. 5. Построение социометрической анкеты. 6. Построение проекта социоматрицы.
Лабораторная работа № 5 Тема: «Опросные методы» (4 часа)
1. Изучение вопросников, составленных различными социологическими центрами, фондами. 2. Анализ ошибок, допущенных в конструкции вопросов. 3. Анализ качества вопросов в опросниках. 4. Самостоятельная формулировка вопросов разных видов. 5. Выбор темы анкеты, составление преамбулы. Лабораторная работа № 6 Тема: «Программа социологического исследования. Проблема, объект, предмет, цели, задачи» (4 часа) 1. Составление перечня социальных проблем, актуальных для изучения. 2. Выбор и обоснование проблемы для проведения социологического исследования. 3. Формулирование темы исследования. 4. Описание проблемной ситуации и формулирование проблемы исследования. 5. Поиск научных источников и характеристика результатов проведенных исследований по данной теме. Описание степени изученности проблемы 6. Описание объекта исследования, построение идеальной модели объекта. 7. Формулирование предмета исследования. 8. Формулирование и обоснование цели/целей исследования. 9. Формулирование основных и неосновных задач исследования.
Лабораторная работа № 7 Тема: «Логический анализ, интерпретация, операционализация понятий» (4 часа)
1. Выделение основных понятий исследования. Расчленение родового понятия на видовые. 2. Интерпретация центрального (родового) понятия и выявление конкретизирующих (видовых) понятий. 3. Выявление совокупности операциональных понятий терминов. 4. Построение логических схем структурной и аналитической операционализации. Лабораторная работа № 8 Тема: «Построение гипотез исследования» (4 часа) 1. Формулирование основной гипотезы в соответствии с основной задачей исследования. 2. Формулирование гипотез-следствий в соответствии с дополнительными задачами. 3. Выстраивание совокупности гипотез в соответствии с принципами комплексности, системности, логичности, эвристичности. Лабораторная работа № 9 Тема: «Составление стратегического и рабочего плана исследования» (4 часа) 1. Определение исследовательской стратегии в зависимости от выдвинутых гипотез. 2. Составление первого блока рабочего плана (виды работ по составлению программы, инструментария, подготовки группы сбора информации, проведению пилотажа, расчету затрат). 3. Составление второго блока рабочего плана (организационные и методические виды работ). 4. Составление третьего блока плана (операции по подготовке и обработке первичной информации). 5. Составление четвертого блока плана (виды работ по анализу результатов обработки информации, подготовке текста отчета). Лабораторная работа № 10 Тема: «Расчет выборки в социологическом исследовании» (2 часа)
1. Выбор вида выборки в зависимости от объекта, предмета, гипотез исследования. 2. Определение количественных характеристик генеральной совокупности и построение ее микромодели. 3. Отбор элементов выборочной совокупности в соответствии с видом выборки. 4. Расчет объема выборочной совокупности.
Лабораторная работа № 11 Тема: «Измерение в социологическом исследовании» (4 часа)
Лабораторная работа № 12 Тема: «Конструирование опросника» (4 часа) 1. Построение логической структуры анкеты исходя из результата операционализации основных понятий. 2. Структурирование опросника по тематическим блокам. 3. Формулирование основных вопросов анкеты. 4. Формулирование вспомогательных вопросов анкеты. 5. Формулирование вопросов «паспортички».
Лабораторная работа № 13 Тема: «Пилотажное исследование» (2 часа)
Лабораторная работа № 14 Тема: «Первичный анализ данных» (4 часа) 1. Выбор языка анализа. 2. Статистическая группировка, ряды распределения. 3. Статистические взаимосвязи и их анализ. Лабораторная работа № 15 Тема: «Интерпретация данных» (4 часа) 1. Интерпретации данных в разведывательных исследованиях. 2. Интерпретация данных в описательных исследованиях. 3. Интерпретация данных в аналитических исследованиях. 4. Интерпретация данных в точечных и повторных исследованиях.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Вопросы к зачету (3 семестр) 1. Место социологии в системе социальных наук. 2. Специфика социологического исследования. 3. Предмет и объект прикладной социологии. 4. Функции и задачи прикладной социологии. 5. Методология социологического исследования. 6. Понятие метода. Социология как метод. 7. Методы, методика и техника социологического исследования. 8. Виды социологических исследований. 9. Познавательные возможности количественного и качественного исследований. 10. Основное назначение и область применения метода наблюдения. Преимущества и недостатки метода. 11. Виды наблюдения. Типы «включения» социолога в наблюдаемую группу. 12. Документ как объект анализа. Виды документов. Основные источники документальной информации. 13. Контент-анализ документальных источников: познавательные возможности метода. 14. Опрос как метод сбора социальной информации. Виды опроса. 15. Специфика интервью как разновидности метода опроса. Виды интервью. 16. Структура анкеты. 17. Сущность и формы экспертного опроса. 18. Познавательные возможности социометрического опроса. 19. Основное назначение и область применения метода эксперимента. Виды экспериментов. 20. Эксперимент: требования внешней и внутренней валидности.
Вопросы к зачету (4 семестр)
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 1. Место социологии в системе научного знания. 2. Прикладная социология: предмет, объект, функции, задачи. 3. Метод, методология, методика и техника социологического исследования. 4. Виды социологических исследований. 5. Количественная и качественная стратегия исследовательского поиска. 6. Опрос как метод сбора социальной информации. Виды опросов. 7. Специфика интервью как разновидности метода опроса. Виды интервью. 8. Метод анкетирования, его достоинства, недостатки, ограничения. 9. Социометрический опрос в социологии. 10. Экспертный опрос. Сущность и формы. 11. Метод наблюдения: назначение, область применения, преимущества и недостатки. 12. Виды наблюдения. Типы «включения» социолога в наблюдаемую группу. 13. Анализ документов. Документ как объект анализа. Виды документов. 14. Контент-анализ документальных источников, его познавательные возможности. 15. Метод эксперимента, его назначение и область применения. Виды экспериментов. 16. Особенности работы с заказчиком в прикладном социологическом исследовании. 17. Профессиональный кодекс социолога. 18. Общая характеристика основных этапов социологического исследования. 19. Программа социологического исследования: назначение, структура, содержание 20. Методологический и процедурный разделы программы социологического исследования. 21. Проблемная ситуация и проблема социологического исследования. 22. Объект и предмет социологического исследования. 23. Определение целей и задач исследования. 24. Процедура интерпретации основных понятий. 25. Уровни интерпретации: теоретический, эмпирический, операциональный. 26. Гипотезы в социологическом исследовании, требования к ним. Виды гипотез. 27. Стратегический план исследования. Варианты стратегии исследовательского поиска. 28. Структура анкеты в социологическом исследовании. Требования к анкете и ее оформлению. 29. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных. Функции вопроса. Критерии оценки вопроса. 30. Виды вопросов. Требования к словесной формулировке вопроса. 31. Виды формата вопроса. Виды формата ответа. 32. «Сензитивные» вопросы: особенности формулировки, способы задания. 33. Выборка. Программные требования к выборке. 34. Виды выборок. 35. Ошибки выборки. Виды ошибок. 36. Научное и практическое значение отчета. Методологические и методические требования к составлению отчета. 37. Структура отчета. Виды отчетов. Особенности выводов и рекомендаций в отчете. 38. Основные направления и формы использования результатов социологического исследования.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для организации лекций-презентаций необходим ноутбук, проектор, экран, сетевой фильтр. Для проведения компьютерного тестирования компьютерный класс. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Согласно требованиям государственного образовательного стандарста Российской Федерации в ходе обучения по программам высшего профессионального образования студент должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. Знания, содержащийся в рамках дисциплин учебного плана, студент получает преимущественно на лекционных занятиях, а также в ходе самостоятельной работы. Семинарские (практические) занятия призваны способствовать закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельного изучения. Но главное – на них вырабатываются и развиваются умения и навыки, предписанные Государственным образовательным стандартом РФ, а именно: умение самостоятельно и оперативно пользоваться полученными знаниями, извлекать их из устных выступлений других слушателей, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой, проявлять и развивать навыки публичных выступлений и ведения полемики, совершенствовать культуру речи. Семинарское (практическое) занятие – это форма учебной деятельности, в ходе которой под руководством преподавателя и при его непосредственном участии происходит заслушивание и обсуждение докладов обучаемых на определенные темы. Перечень, последовательность и разбивка тем выступлений по отдельным занятиям осуществляется согласно заранее утвержденному плану. Планы семинарских (практических) занятий являются неотъемлемой структурной составляющей учебно-методических комплексов по дисциплинам (УМКД). План семинарского (практического) занятия состоит из следующих компонентов: номер темы программы курса; порядковый номер семинарского (практического) занятия; наименование темы занятия; отводимое на занятие аудиторное время; перечень вопросов, подлежащих раскрытию на занятии; рекомендуемая для подготовки к данному занятию литература. Подготовка к семинарскому занятию осуществляется во время, отведенное для самостоятельного обучения. Для максимально успешной подготовки доклада на семинарском (практическом) занятии по дисциплине «Социология науки» студенту рекомендуется произвести следующий объем и последовательность работ: 1) Ознакомиться с тематикой и учебно-методическим сопровождением семинарского занятия. 2) Подготовить доклад (ПД) по вопросам семинарского занятия. Для этого необходимо: а) перечитать свои конспекты соответствующей лекции, расшифровать сокращенные записи; б) изучить основную и дополнительную литературу по вопросам семинарского занятия, внести необходимые поправки и дополнения в свои записи; в) составить словарь основных терминов (ССОТ); г) составить логическую схему по основным дидактическим единицам темы (СЛС); д) сделать конспект дополнительных источников (КИ); е) составить рабочую запись доклада, раскрывающую содержание всех вопросов, подразумеваемых темой доклада. Ориентировочный объем доклада, варьируемый в зависимости от количества докладов на занятии, 10 мин. Докладчику следует помнить, что его задача – не отчет перед преподавателем, а информирование других студентов по раскрываемой теме. В пределах этой темы докладчик выступает как эксперт, поэтому он должен быть готов ответить на вопросы, возникающие как у преподавателя, так и у группы. На этом основании использование в качестве материалов доклада ксерокопий учебной литературы не допускается. Студент, не привлеченный к составлению доклада и выступлению с ним, не освобождается от участия в семинарском (практическом) занятии. Материалы докладов являются важным источником знаний, умений и навыков, наряду с другими источниками. Поэтому на занятии слушатель обязан держать свои конспекты наготове и, в случае необходимости, пополнять их представляемой в докладах и в ходе их обсуждения информацией. После оглашения доклада вопросы могут задавать студенты и преподаватель. Распределение тем выступлений студентов может осуществляться а) на добровольной основе и б) на основе предварительного назначения преподавателем. Во время семинарского занятия необходимо внимательно слушать выступления своих товарищей по учебной группе, быть готовым к вступлению в дискуссию, приведению доводов, обосновывающих или опровергающих данный тезис. Не следует воздерживаться от анализа ошибок и пробелов в выступлениях своих коллег по обучению. Преподаватель, ведущий занятие, замечает эти недостатки, поэтому воздержание от их анализа не оказывает положительного влияния на оценку знаний других слушателей. В процессе обсуждения очередного вопроса семинарского занятия и подведения итогов целесообразно вносить в свои рабочие записи дополнения, исправлять обнаруженные ошибки. В рамках лабораторных занятий курса студенты пишут учебно-исследовательские проекты, которые являются своеобразным тренажом по подготовке будущих программ исследования. Этот компонент необходимого знания связан с умением студента сформулировать тему исследования, выявить проблемную ситуацию, определить цель, задачи и гипотезы исследования, предложить соответствующий инструментарий получения эмпирической информации. Одно из основных требований к подготовке социологов – органическое соединение научного (теоретического) и прикладного характера социологического знания. Реализацию этих целей призваны обеспечить лабораторные занятия по курсу.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
Целью курса «Методология и методы социологического исследования» является обеспечение усвоения методологии и основных методов познания социальной реальности и формирование навыков применения конкретных приемов и инструментов сбора, анализа и интерпретации эмпирической информации, использования статистико-математического аппарата в социологическом исследовании. Преподавание предмета «Методология и методы социологического исследования» включает в себя:
Контролирующая деятельность преподавателя в пределах преподаваемого предмета включает в себя:
Чтение лекций преследует цели:
В рамках преподавания курса «Методология и методы социологического исследования» рекомендуется использовать различные типы лекций. А именно: Информационная лекция. Для нее характерно передача готовых знаний учащимся через монолог. Проблемная лекция. В ней процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Лекция – визуализация. Это результат поиска новых возможностей реализации известного в дидактике принципа наглядности, содержание которого меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения. Лекция вдвоем. Динамичность проблемного содержания учебного материала осуществляется в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Лекция с заранее запланированными ошибками. Она во многом удовлетворяет необходимость развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию. Лекция – пресс-конференция. Она близка к соответствующей форме профессиональной деятельности со следующими изменениями. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов письменно задать ему вопросы по данной теме. Проведение лабораторных занятий преследует цели:
Проведение практических (семинарских) занятий преследует цели:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.180 (0.179 с.) |