Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4 . Абсолютные и относительные величины
ВОПРОСЫ 1. Понятие, значение и формы выражения абсолютных величин при изучении общественных явлений. 2. Сущность, значение и формы выражения относительных величин. 3. Относительные величины динамики, выполнения плана, планового задания и взаимосвязь между ними. 4. Относительные величины структуры, сравнения, интенсивности и координации. 5. Общие принципы построения и использования абсолютных и относительных величин.
Задача 2. Определение различных видов относительных величин. Условие. Имеются данные о валовом сборе зерновых культур в хозяйствах «Заря» и «Обское» (табл. 5). Задание. На основе абсолютных величин (см. табл.5) вычислите следующие виды относительных величин: 1) выполнение плана - отношение фактического уровня данного периода к уровню плана на этот же период; 2) плановое задание - отношение уровня плана на данный период к фактически достигнутому уровню предыдущего периода; 3) динамика - отношение уровней данного и прошлого периодов; 4) структура - отношение уровней составных частей к уровню целого; 5) сравнение - отношение уровня одного хозяйства к другому (за одинаковый период). Таблица 5 Валовой сбор зерновых культур, тыс.ц
Решение. Расчет относительных величин.............................................................................. ...................................................................................................................................................... ...................................................................................................................................................... ...................................................................................................................................................... .....................................................................................................................................................
Таблица 6 Различные виды относительных величин, рассчитанные на основе валового сбора зерновых культур в хозяйствах "Обское" и "Заря"
Выводы..........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Задача 3. Расчет относительных величин.
Условие. В табл. 7 представлены данные о численности населения и площади территории регионов Западной Сибири на начало 2002 и 2007 гг. (см.: 1. Министерство сельского хозяйства. Российская Федерация. Агропромышленный комплекс России в 2006 г. -М., 2007.- 544 с.; то же в 2005г.-М. 2006.-569 с. Режим доступа - http://www.mcx.ru/.; 2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007.-Сайт: Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/).
Задание. На основе исходных данных (табл. 7) вычислите все возможные виды относительных величин (табл. 8)
Таблица 7 Численность населения (на начало года) и площадь территории в регионах Западной Сибири в 2002 и 2007 гг.
Таблица 8 Относительные показатели численности населения в регионах Западной Сибири за 2002 и 2007 гг.
Решение. Расчет относительных величин.........................................................................
................................................................................................................................................ Выводы............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ ТЕСТ Ι. Соедините вопросы с соответствующими правильными ответами:
1. Какой показатель является 1. Показатель, характеризующий сравнительные относительной величиной размеры одноименных величин, относящихся динамики? к одному и тому же времени, но к различным объектам или территориям. 2. Какой показатель является 2. Показатель, характеризующий изменение относительной величиной уровня одноименных явлений во времени. планового задания? 3. Какой показатель является 3. Показатель, характеризующий удельные веса относительной величиной (доли) составных частей целого в их общем выполнения плана? итоге. 4. Какой показатель является 4. Показатель, характеризующий степень относительной величиной выполнения планового задания за данный сравнения? период времени. 5. Какой показатель является 5. Показатель, характеризующий степень относительной величиной распространения или развития данного структуры? явления в определенной среде. 6. Какой показатель является 6. Показатель, характеризующий темп роста относительной величиной планового уровня по сравнению с достиг- интенсивности? нутым уровнем в прошлом.
II. По какой формуле определяются следующие относительные величины: 1. Динамика. 1. .
2. Плановое задание. 2. %. 3. Выполнение плана. 3. 100 %. 4. Сравнение. 4. . 5. Структура. 5. . 6. Интенсивность. 6. .
III. Урожайность зерновых культур в 2006 г. составила в хозяйстве 23 ц/га. Планом на 2007 г. предусмотрено было получить 25 ц/га, фактически в 2007 г. получили 26 ц/га. Определите виды относительных величин, которые можно исчислить по этим данным, и укажите правильный ход решения:
1. Динамика. 1. . 2. Выполнение плана. 2. . 3. Плановое задание. 3. .
IV. Определите относительную величину планового задания (ход решения), если имеются следующие данные об уровне урожайности зерновых: 2006 г. – фактически 12 ц; 2007 г. - план 14 ц; 2007 г. – фактически 13,5 ц. 1. . 2. . 3. . 4. .
V. Плановое задание в хозяйстве по производству зерна составило 120%, фактически за предыдущий период собрали 150 тыс. ц. Сколько зерна должно собрать хозяйство? Определите ход решения.
1. . 2. . 3. . 4. .
VI. Определите текущий (отчётный) уровень производства картофеля в центнерах, если базисный уровень равен 50 ц и темп роста составил 180 %. 1. 36. 2. 80. 3. 90. 4. 278.
VII. Определите уровень планового задания посева гороха в гектарах, если степень выполнения плана равна 120 %, а фактический уровень – 60 га. 1. 20. 2. 50. 3. 72. 4. 200.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.100.255 (0.025 с.) |