![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ГЛАВА 8. Основы экологического права
8.1. Понятие, субъекты и объекты экологического права. 8.2. Экологическое управление. 8.3. Правовая охрана отдельных природных объектов.
Понятие, объекты и субъекты экологического права
Понятие «экология» в научный оборот ввел Эрнест Геккель. В настоящее время, в связи с обострением и глобализацией экологических проблем, образовалась самостоятельная комплексная отрасль права – экологическое право – которая регулирует отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой.В качестве предпосылокстановления и функционирования экологического права можно выделить следующие предпосылки: социально-экологический кризис, характеризующийся нарастанием негативных тенденций; экологическая функция государства, обеспечивающая рациональное использование природных ресурсов в интересах общества. Предметом экологического права выступает экологически значимое поведение людей. Источниками экологического права является экологические законодательство, куда включаются правовые нормы различных уровней: международные конвенции и договоры, федеральные и региональные законы, указы, постановления и распоряжения исполнительных органов власти, а также локальные нормы, принимаемые на предприятиях, в организациях и учреждениях. Принципы экологического права условно можно разделить на общие и специальные. К общим принципам относятся следующие основополагающие положения: законность, гласность, приоритет охраны жизни и здоровья человека, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества и др. К специальным принципам относятся: · рациональное использование природных ресурсов; · необходимость воспроизводства природных ресурсов; · платность природопользования; · независимость контроля в области охраны окружающей среды; · презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности; · обязательность проведения экологической экспертизы. Объектом экологического регулирования выступает окружающая среда и ее отдельные элементы. Традиционно выделяют три группы объектов правовой охраны: · Естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; · Земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд и природные ландшафты;
· Особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, памятники природы), редкие или находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения, а также места их обитания. К субъектам экологического права относятся следующие категории лиц: 1) физические лица, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с использованием окружающей среды, воздействиями на нее; 2) физические лица, принимающие и реализующие экологически значимые решения, совершающие акты экологического поведения; 3) юридические лица, принимающие и реализующие экологически значимые решения и действия и несущие ответственность за экологические правонарушения; 4) должностные лица, которые в силу своего государственного, муниципального или общественного положения, реализуют функции экологического управления; 5) правоприменители, государственные органы и должностные лица, осуществляющие надзорно-контрольные функции и принимающие решения о привлечении правонарушителей к ответственности; 6) нормотворческие органы. Каждый из указанных субъектов обладает право-, дееспособностью и обязан нести ответственность за совершенные экологические правонарушения. Под экологическим правонарушением понимается виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека. За совершенные правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность, а юридические лица – административную и гражданско-правовую (материальную) ответственность.
Экологическое управление Экологическое управление (государственное управление в сфере охраны окружающей среды, экологический менеджмент) означает реализацию уполномоченными органами и должностными лицами экологической политики, проводимой в соответствии с действующим законодательством. К формам экологического управления, его внешним проявлениям относятся: акты управления, административные соглашения, материально-технические действия, проводимые в социально-экономическом, административно-политическом и социально-культурном направлениях.
Система органов управления в сфере охраны окружающей среды представляет собой совокупность организационных форм, наделенных определенной компетенцией в области охраны окружающей среды. Эта система состоит из двух уровней – общего управления и специального управления. К первой группе относятся органы и должностные лица общей юридической компетенции, для которых экологический менеджмент лишь одна их управленческих функций. К ним относятся: Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов России и муниципальные органы. Специальная подсистема органов экологического управления имеет более сложную структуру и выполняет разнообразные функции. К ней относятся природоохранные министерства (Министерство природных ресурсов РФ), государственные комитеты (Государственный комитет РФ по рыболовству), федеральные службы (Федеральная служба земельного кадастра России), федеральные агентства (Федеральное агентство водных ресурсов РФ), оперативно-розыскные органы в сфере обеспечения экологической безопасности (экологическая милиция) и ряд других. К специфическим функциям экологического управления относятся следующие: · Экологический мониторинг – совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами. · Ведение кадастров. Кадастры являются одним из источников информации и представляют собой систематизированную совокупность сведений о качественном и количественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды. Все кадастры (лесной, земельный, водный и др.) имеют статус государственных. · Регистрация. Регистрационная деятельность имеет огромное значение при выполнении контрольно-надзорных функций государственными органами. Регистрация представляет собой внесение в единый по форме официальный документ (реестр, регистр, каталог, список, баланс) сведений о том или ином объекте природопользования, источнике или средстве воздействия на окружающую среду. Регистрация может быть обязательной и добровольной. · Декларирование. Декларации – это новый вид обеспечения экологической безопасности. В декларации субъект сам определяет показатели, параметры своей деятельности и тем самым накладывает на себя обязательства по их соблюдению. Помимо деклараций в российском законодательстве используются уведомления, означающие обязательное сообщение о произведенных или согласование планируемых действий, и подтверждения, подразумевающие направление сведений о неизменности производственного процесса, используемого сырья и т.д.
· Экологическая паспортизация. Экологический паспорт предприятия – это специальный обязательный документ, в котором содержатся систематизированные сведения о природных объектах, находящиеся в собственности либо пользовании, об их состоянии, видах воздействия и мерах по защите. · Государственная экологическая экспертиза. Экологическая экспертиза проверяет соответствие намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям и определяет допустимость реализации производственного объекта в целях предупреждения возможных негативных воздействий. · Экологический контроль – проверка соблюдения хозяйствующими субъектами требований экологического законодательства. · Экологическое лицензирование. Лицензия – это официальный документ, разрешающий определенному лицу осуществление указанного вида деятельности в течение установленного срока. · Экологическое нормирование. Один из наиболее сложных и интенсивно развивающихся инструментов охраны окружающей среды. Нормативы призваны определить предельную допустимость вредного воздействия, лимиты использования природных ресурсов и др. · Экологическая стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг. · Экологическая сертификация – специализированная деятельность по подтверждению соответствия готовой продукции требованиям технических регламентов, стандартов, договоров.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.41.236 (0.012 с.) |