Формирование условных рефлексов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование условных рефлексов



Все условные рефлексы на первом месяце жизни младенца чрезвычайно

хрупки, неустойчивы и легко угасают. Рефлексы младенца вырабатываются

обычно на комплексный раздражитель. Например:

- пищевой рефлекс проявляется на 10 - 12 день жизни в сосательных

движениях, которые возникают в положении перед грудью. В основе лежат

вестибулярные и тактильные раздражители, которые постепенно

вытесняются зрительными и слуховыми.

С возрастом ребенка изменяется количество, сложность и прочность

образующихся рефлекторных связей.

 

Ранний возраст.

После младенчества начинается новый этап развития человека -раннее детство (от 1 года до 3 лет).

Младенчество вооружило ребенка умением смотреть, слушать. Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и стремлении к общению со взрослыми. Предыстория психического развития теперь уступила место его подлинной истории. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам.

Социальная ситуация развития

Своеобразие новой социальной ситуации состоит в том, что ребенок теперь живет не вместе со взрослым (ситуация «Мы» по Л.С. Выготскому), а с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а вместе с ним. Социальная ситуация развития в раннем возрасте получила название «РЕБЕНОК ПРЕДМЕТ - ВЗРОСЛЫЙ» - это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества.

В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. Правда за предметом

ребенок еще не видит взрослого человека, однако, без взрослого он не может

овладеть человеческими способами употребления предметов.

В этой ситуации ребенок как бы говорит: «Мы слиты, я без тебя ничего не

могу сделать, но я прошу тебя: покажи, учи!»

В таком деловом сотрудничестве общение перестает быть ведущей

деятельностью. Общение со взрослым протекает как бы на фоне

практического взаимодействия с предметами.

Социальная ситуация развития предполагает новый тип деятельности,

который рождается в период раннего возраста.

Ведущий тип деятельности

Ведущая деятельность в раннем детстве - предметная деятельность (иногда ее называют предметно-орудийная или предметно-

манипулятивная деятельность). Сущность ее заключается в присвоении ребенком общественно выработанных способов употребления всех окружающих его вещей.

По форме - это всегда совместная со взрослым деятельность, поскольку на орудии не написан способ его употребления и самостоятельно, без помощи взрослого, ребенок не может понять назначение предмета.

Таким образом, главное в овладении предметными действиями - это совместная деятельность ребенка со взрослым, в процессе которой взрослые постепенно передают ребенку общественно выработанные способы употребления предметов.

 

  ПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  
       
         
ОРУДИЙНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - это действия ребенка со специальными игрушками (складывание матрешки, нанизывание колец пирамидки, складывание кубиков, закрывание коробки крышкой).   СООТНОСЯЩИЕ ДЕЙСТВИЯ направлены на предметы быта, в которых способ действия зафиксирован практическим назначением предмета (ложкой едят, мылом моют руки, ключом открывают дверь).
           

По Д.Б. Эльконину, предметно-орудийная деятельность ребенка раннего возраста развивается в двух направлениях:



 


 


От неспецифических действий с предметами


От совместных со взрослым действий


 


к их специфическому использованию


к самостоятельным действиям


Психологи выделяют следующие этапы развития предметной деятельности:

I. 1-1,5 года - ребенок не знает функций предметов (любой предмет используется одинаково - ребенок постукивает им, размахивает, тащит в рот);

П. 2 - 2,5 года - жесткое закрепление функции за предметом (будет «укладывать спать» именно ту куклу и именно в том месте, где это делала мать; другая кукла его не устроит);

III. после 2,5 лет - отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (использование предметов-заместителей), начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы (научившись пить из чашки, проделывает те же действия и с другой чашкой, и со стаканом, и с кружкой).

В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

Основные новообразования возраста

Речь. Раннее детство - это сензитивный период для интенсивного развития речи, которое осуществляется в двух основных формах:



 


 


Импрессивная -процесс восприятия звучащей речи и понимания ее смысла.


Экспрессивная -процесс

воспроизведения устной речи.


Автономная речь ребенка (необычные и по звучанию, и по смыслу слова)

довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает,

заменяется словами "взрослой" речи.

К 1 году словарь ребенка -10 слов;

К 1г.8м. -100 слов;

К 2 г. - 300 слов и более;

КЗ г.-1000-1500 слов.

Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это

чаще всего субъект и его действие ("мама идет"), действие и объект действия

("дай булку", "хочу конфету"), или действие и место действия ("книга там").

К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные

синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются

почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться

полноценным средством общения.

Восприятие. Л.С. Выготский рассматривал восприятие как ведущую

функцию в раннем возрасте. Оно на всем протяжении раннего возраста тесно

связано с выполняемыми предметными действиями.

Восприятие ребенка непроизвольно и избирательно. Он выделяет в предмете

отдельные, ярко выраженные, часто несущественные признаки.

Форма служит ребенку основанием для узнавания предмета.

Дети различают 5-6 форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник,

треугольник, многоугольник), и 8 цветов (красный, оранжевый. Желтый,

зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный). Но не всегда правильно их

называет.

Мышление. Решающую роль в этом процессе играет предметная деятельность (орудийные и соотносящие действия).

Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их установлению - важная ступень в развитии детского мышления. На первых порах установление новых связей происходит путем практических проб и различных ориентировочных действий, носит название наглядно- действенного. В раннем возрасте формируются элементы наглядно-образного мышления, когда ребенок действует не с реальными предметами, а с их образами, представлениями о них.

Память. Память еще не действует как отдельный процесс, она включена в другие виды познания (восприятие, мышление, воображение). Память ребенка этого возраста носит непроизвольный характер. Ребенок не умеет запоминать, не владеет способами запоминания; ребенок не вспоминает, а «ему вспоминается».

Внимание. Непроизвольно. Сознательный контроль за выполнением действия отсутствует. Многое зависит от привлекательности предмета, действия с ним. Ребенок раннего возраста плохо переключает внимание, легко отвлекается.

Воображение. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов (использование предметов-заместителей).

Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер (работает на воссоздание того, что предлагается в словесном описании или рисунке).

Личностные новообразования. В этот период деятельность ребенка обращается не только на внешний мир, но и на самого себя, начинается процесс самопознания. Ребенок начинает осознавать себя как субъекта (сначала называет себя по имени, а к концу 2-го года появляется местоимение «я»), осознавать свои желания и стремиться к самостоятельности. Ребенок сравнивает себя со взрослым и хочет быть похожим на него во всем, в результате ребенок противопоставляет свои желания желаниям и требованиям взрослого.

Таким образом, центральное личностное новообразование - это «система Я» (возникает на месте прежней социальной ситуации «Мы») и потребность действовать самому, которая выражается в настойчивом требовании «Я сам». Это становится характерным проявлением кризиса трех лет.

Кризис трех лет

Сущность кризиса трех лет, как и любого другого кризиса заключается во «взрыве» прежней социальной ситуации развития. Критическим этот период является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

Симптомы кризиса трех лет описал Л.С. Выготский и назвал кризисом отношений.

1. Негативизм - поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают
ему взрослые. Главный мотив действия - сделать наоборот, то есть
прямо противоположное тому, что ему сказали. Негативизм отличается
от обычного непослушания тем, что ребенок не желает делать что-либо
именно потому, что его попросили. Негативизм избирателен (ребенок
игнорирует одного, в то время как с другим послушен).

2. Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо
не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он требует,
чтобы с его мнением считались.

3. Строптивость - протест против норм воспитания, установленных для
ребенка, против навязанного ребенку образа жизни.

4. Своеволие, своенравие - гипертрофированное стремление к
самостоятельности, несоответствующее возможностям ребенка
(ребенок добивается самостоятельности там, где мало что умеет).

5. Проест - бунт, обесценивание, деспотизм - ребенок жестко и
агрессивно проявляет свою власть над окружающими, диктуя свои
требования (в противном случае взрослых ждут истерические
приступы с битьем головой об пол, слезы, крики и пр.).
Обесценивается то, что было привычно и дорого раньше (обзывает
взрослых, ломает любимую игрушку).

Ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всегда трехлетние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения или быстро их преодолевают.

Взрослый в этот период испытывает значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваясь с его упрямством и негативизмом. Взрослому важно уметь руководить, не подавляя активную самостоятельность ребенка, умело направляя ее. Например, если ребенок капризничает во время одевания, то целесообразно спросит его: «А ты с какой ноги будешь надевать ботиночки, с правой или с левой?» Этот вопрос создает для ребенка ситуацию выбора, и таким образом легче снимается состояние каприза.

Взрослый не имеет права стоять стеной на пути детской самостоятельности. Ребенок растет, отстаивает свою самостоятельность, свое право на действия по собственным решениям. Иначе возникнет чувство вины, которое он пронесет через всю жизнь.

Нравственное воспитание начинается с усвоения ключевых слов: «надо» и «нельзя». Это развивает ориентировку ребенка в окружающем мире и обязывает его. Запретов должно быть мало, но высказывать их нужно твердо. Каждому «нельзя» противопоставляйте альтернативное «можно».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.105.59 (0.021 с.)