![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медицинский подход к классификации
ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ Многие виды отклоняющегося поведения могут «перемещаться» в рамках конти-нуума «норма-патология» в область болезненных проявлений и становиться предметом изучения клинической медицины. Так, например, эпизодическое употребление наркотиков в медицинских целях может приобрести форму злоупотребления (психологической зави-симости) и развиться в болезненное пристрастие с признаками физической зависимости (наркоманию). Медицинские классификации поведенческих расстройств основаны на психопатоло-гическом и возрастном критериях. В соответствии с ними в рамках клинического подхода выделяются различные поведенческие нарушения индивида, соответствующие медицин-ским диагностическим критериям, то есть достигающие уровня болезни. Международная классификация болезней десятого пересмотра (1994) в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» упоминает следующие поведенческие расстройства: • F10—19 — психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (алкоголя, опиоидов, кан-набиноидов, седативных и снотворных веществ, кокаина, стимуляторов, включая кофеин, галлюциногенов, табака, летучих
растворителей, сочетанного употребления или использования других психоактивных веществ); • F 50—59 — поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (расстройства приема пищи, расстройства сна неорганической природы, половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием, психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом: злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость, например стероидами, витаминами); • F 63 — расстройства привычек и влечений (патологическая склонность к азартным играм, патологические поджоги — пиромания, патологическое воровство — клептомания, выдергивание волос — трихотиломания, другие расстройства привычек и влечений); • F 65 — расстройства сексуального предпочтения (фетишизм, фетишистский трансвестизм, эксгибиционизм, вуайеризм, педофилия, садомазохизм, множественные расстройства сексуального предпочтения). Указанные разделы содержат перечень конкретных диагностических критериев и признаков, в соответствии с которыми данное поведение можно отнести к болезненному расстройству.
В той же классификации дополнительно приводятся виды поведенческих расстройств с началом, характерным для детского и подросткового возраста, основными из которых являются: • F 91 — собственно «расстройства поведения» [conduct disorder]; • F 92 — смешанные расстройства поведения и эмоций. По определению МКБ—10, расстройством поведения называется повторяющееся и стойкое диссоциальное, агрессивное или вызывающее поведение. Такое поведение должно в значительной степени нарушать возрастные социально ожидаемые нормы, поэтому его проявления должны быть более тяжелыми, чем обычное детское непослушание или подростковое бунтарство; кроме того, этот поведенческий паттерн должен быть стойким (длительность 6 месяцев и более). Признаки расстройства поведения могут быть симптомами других психических заболеваний. Примеры поведения, при котором ставится этот диагноз, включают в себя повышенную склонность к дракам и хулиганству, жестокость по отношению к другим людям или животным, разрушение собственности, склонность к поджогам, воровству, лживость, прогулы школьных занятий, побеги из дома, аномально частые и тяжелые вспышки гнева, непослушание. Пятый раздел МКБ—10 (рубрика F) характеризует три основных вида расстройств поведения у подростков. К ним относятся: • Расстройство поведения, ограничивающееся семейным окружением (F91.0) [сопduсt disordег confined to the family context]. Это расстройство поведения, характери-зующееся диссоциальным или агрессивным (но не просто упрямым, вызывающим, разру-шительным) поведением, которое проявляется исключительно или почти исключительно дома и во взаимодействиях с членами семьи или домочадцами. • Несоциализированное расстройство поведения (F 91.1) [сопduct disorder, unsocialized] — сочетание стойкого диссоциального или агрессивного поведения с выраженными общими нарушениями во взаимоотношениях подростка с другими детьми/подростками.
• Социализированное расстройство поведения (F 91.2) [сопdukt ] (синоним: групповая делинквентность) — стойкое диссоциальное или агрессивное поведение, которое наблюдается у лиц, в целом достаточно интегрированных в группах сверстников.
Смешанное расстройство поведения и эмоций (F 92) [сопdukt and emotions disorder, mixed] представляет собой сочетание стойкого агрессивного, диссоциального (приводящего к грубому попранию социальных норм) или вызывающего поведения с явными и выраженными симптомами депрессии, тревоги или других эмоциональных нарушений (Лексиконы психиатрии ВОЗ, 2001). На практике используются и более частные классификации. В. Д. Менделевич (2001) считает, что тип девиантного поведения зависит от разновидности взаимодействия человека с окружающей действительностью (реальностью), и исходя из этого выделяет отдельно типы и формы девиантного поведения. Типы девиантного поведения: 1) деликвентное (асоциальное и антисоциальное); 2) аддиктивный; 3) патохарактерологический (в основе - патологические изменения характера – психопатии); 4) психопатологический (психопатологические симптомы и синдромы; вариантом является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение); и синдромы; вариантом является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение); 5) девиации, обусловленные гиперспособностями человека. Формы девиантного поведения: • агрессия; • суицидальное поведение; • злоупотребление ПАВ; • нарушения пищевого поведения (переедание, голодание); • аномалии сексуального поведения; • сверхценные психологические увлечения (нехимические аддикции); • сверхценные психопатологические увлечения (философская интоксикация, сутяжничество и кверулянство, клептомания, дромомания и др.); • характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.); • коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, псевдология, ревность, фобическое и нарциссическое поведение, нигилизм и др.); • безнравственное и аморальное поведение; • неэстетическое поведение, или девиации стиля поведения. Каждая из форм может быть обусловлена любым типом девиантного поведения, а иногда мотивом выбора той или иной формы служит несколько разновидностей девиантного поведения одновременно (Менделевич, 2001). Д. Н. Оудсхорн (1993) предлагает делить поведенческие расстройства в детском возрасте на гиперактивность и антисоциальное агрессивное (или оппозиционное) поведение. Классификация Р. Дженкинс включает 7 видов нарушений поведения в детском и подростковом возрасте: гиперкинетическую реакцию, реакцию ухода, реакцию
аутистического типа, реакцию тревоги, реакцию бегства, «несоциализированную агрессивность», групповые правонарушения. Девиантное поведение подростков достаточно освещено и в отечественной медицинской литературе. Оно, как правило, включает такие формы, как: • агрессивное и тесно связанное с ним делинквентное (противоправное) поведение; • употребление алкоголя и наркотических веществ (аддиктивное поведение); • суицидальное поведение; • девиации сексуального поведения (Кондрашенко, 1988; Личко, 1985, 1999; Егоров, Игумнов, 2005). При этом, разрабатывая преимущественно клинические аспекты нарушенного поведения подростков, отечественные исследователи подчеркивают ведущую роль его социально-психологических детерминант.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КЛАССИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ Психологический подход основан на выделении психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения, проявляющихся в следующих характеристиках: • вид нарушаемой нормы; • психологические цели поведения и его мотивация; • результаты данного поведения и причиняемый им ущерб; • индивидуально-стилевые характеристики поведения (Змановская, 2001). Российские исследователи Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) делят все расстройства поведения на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение, по мнению авторов концепции, может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стерео-типов поведения. Подобная форма предполагает активность хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть Дея-тельность первооткрывателей в какой-либо сфере знания. Следует заметить, что данные виды поведения не соответствуют вышеуказанным критериям «девиантности» и не могут быть признаны отклоняющимся поведением в подлинном смысле этого понятия (Коро-ленко, Донских, 1990). Деструктивное поведение классифицируется в зависимости от его целей. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных), и, соответственно, внешнедеструктивное поведение. Во втором — внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию непосредственно личностной организации, ее регресс, и, соответственно, внутридеструк-тивное поведение. Отклоняющееся поведение рассматривается как деструктивное по своей сути, то есть причиняющее вред человеку и обществу, разрушающее их. В структуре внешнедеструктивного поведения Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) выделяют аддиктивное и антисоциальное поведение. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.
Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения.
В группе внутридеструктивного поведения авторы выделяют суицидальное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутистическое поведение. Суицидальное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства — «осознанного лишения себя жизни». Конформистское поведение лишено индивидуальности, его носитель ориентирован исключительно на внешние авторитеты. Нарциссический тип поведения управляется чувством собственной грандиозности. Фанатическое поведение отличается слепой приверженностью к какой-либо идее, взглядам. Аутистическое — проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий. Все перечисленные формы деструктивного поведения отвеч Аутическое – проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погружённости в мир собственных фантазий. Все выше перечисленные формы деструктивного поведения отвечают основным критериям девиантности, поскольку они сопровождаются ухудшением качества жизни, снижением критичности к своему поведению, когнитивными искажениями (восприятия и понимания происходящего), снижением самооценки и эмоциональными нарушениями. Наконец, они с большой вероятностью приводят к состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции. Классификация расстройств поведения, предложенная В. Т. Конд-рашенко (1988) и модифицированная Е. В. Змановской (2001), основана на следующих базисных критериях: • вид нарушаемой нормы; • негативные последствия отклоняющегося поведения. Основные группы расстройств поведения, соответствующие перечисленным критериям: 1)антисоциальное (делинквентное) поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей (любые действия или бездействия, запрещенные действующим законодательством); 2) асоциальное поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений (агрессивное поведение, сексуальные аддикции, проституция, бродяжничество (вагабондаж) и т. п.) Зачастую отклонения в сексуальном поведении, ввиду их многообразия, выделяют в отдельную категорию расстройств поведения (Кондрашенко, Игумнов, 2004); 3) саморазрушительное (аутодеструктивное) поведение, непосредственно угро-жающее целостности и развитию самой личности (суицидальное поведение, злоупотреб-ление психоактивными веществами, пищевые аддикции и т. п.). Таким образом, сравнительный анализ показывает сходство клинической и психоло-гической типологии расстройств поведения, что, вероятно, отражает единство их психо-биологических патогенетических механизмов. Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам в достаточной мере условны, хотя и оправданны в целях научного
анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.
Глава 2
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.193.181 (0.031 с.) |